Дело № 21-1021/2023
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Хабаровск 20 декабря 2023 года
Судья Хабаровского краевого суда Савватеева А.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Эверест» Бобровской О.П. на постановление государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Хабаровскому краю Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу от 21 июня 2023 года и решение судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 26 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Эверест»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Хабаровскому краю Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу от 21 июня 2023 года общество с ограниченной ответственностью «Эверест» (далее по тексту ООО «Эверест», Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 26 сентября 2023 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
Защитник Общества Бобровская О.П. обратилась в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица административного органа, решение судьи районного суда отменить как незаконные, необоснованные, производство по делу прекратить.
Законный представитель Общества ФИО2, защитник Общества Бобровская О.П., извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
В судебном заседании должностное лицо административного органа ФИО3 с доводами жалобы не согласилась и пояснила, что 26 апреля 2023 года в 02 час. 42 мин. в Хабаровском районе на км 10+574 – 10+754 автомобильной дороги «г.Хабаровск - с.Ильинка - с.Ракитное - с.Гаровка-1 - пос. им.Горького» начальником ТОГАДН по Хабаровскому краю МТУ Ространснадзора по ДФО ФИО1 было остановлено тяжеловесное транспортное средство - грузовой тягач седельный марки VOLVО FM-TRUCK 6Х4, государственный регистрационный знак № с полуприцепом TR-51, государственный регистрационный знак №, в котором в двух контейнерах GESU106048, TTNU138185 перевозился опасный груз - взрывчатое вещество. Эта одна транспортная единица. У ООО «Эверест» имелось разрешение на перевозку опасного груза массой не более 16000 кг. Кроме этого, в транспортной накладной на перевозку опасного груза не было указано количество перевозимого ООО «Эверест» опасного груза, а также опасный груз перевозился без нахождения под наблюдением. Также было остановлено еще одно транспортное средство, перевозившее взрывчатое вещество с превышением допустимой массы. В отношении Общества было возбуждено два дела об административных правонарушениях. При этом у ООО «Эверест» имелась одна накладная на отпуск готовой продукции на два транспортных средства, перевозящих опасный груз, общей массой 60т.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснил, что в ходе рейдовых мероприятий 26 апреля 2023 года в 02 час. 42 мин. в Хабаровском районе на км 10+574 – 10+754 автомобильной дороги «г.Хабаровск - с.Ильинка - с.Ракитное - с.Гаровка-1 - пос. им.Горького» было остановлено транспортное средство - грузовой тягач седельный марки VOLVО FM-TRUCK 6Х4, государственный регистрационный знак № с полуприцепом TR-51, государственный регистрационный знак №, на котором были установлены два контейнера с опасным грузом - взрывчатым веществом. По результатам инструментального исследования, исходя из полной массы взвешенного транспортного средства, снаряженной массой указанной в свидетельствах о регистрации ТС (тягач, полуприцеп), общей массы контейнеров, взятой из общедоступной сети Интернет, был сделан расчет массы нетто опасного груза и установлено превышение допустимой массы перевозимого опасного груза, которая п.п. 7.5.5.2.1 ДОПОГ установлена в 16000 кг на одну транспортную единицу. Кроме этого, в транспортной накладной на перевозку опасного груза не было указано количество перевозимого ООО «Эверест» опасного груза, а также опасный груз перевозился без нахождения под наблюдением. В связи с чем в отношении ООО «Эверест» было возбуждено дело об административном правонарушении. В целях уточнения количества перевозимого опасного груза был сделан запрос грузоотправителю. Грузоотправителем был представлен ответ на запрос, в котором содержалась информация о количестве перевозимого опасного груза весом нетто 30 т., по 15 т. в каждом контейнере. Также дополнил, что транспортное средство, на котором перевозился опасный груз, это одна транспортная единица, состоящая из седельного тягача, то есть две оси сзади, одна ось впереди и седло и полуприцепа, на котором было установлено два контейнера с взрывчатым веществом.
Изучив доводы жалобы, выслушав должностное лицо административного органа ФИО3, свидетеля ФИО1, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за перевозку опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении).
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложена обязанность по соблюдению правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Согласно п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
Согласно п.«b» ст.1 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR, заключено в г. Женеве 30 сентября 1957 г.) термин «опасные грузы» означает вещества и предметы, которые не допускаются к международной дорожной перевозке согласно положениям приложений A и B или допускаются к ней с соблюдением определенных условий.
В силу п.п.3.2.1 «Таблица A. Перечень опасных грузов» приложения к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR, заключено в г. Женеве 30 сентября 1957 г.) (далее по тексту ДОПОГ), взрывчатое вещество бризантное тип «В» имеет отдельный номер «ООН 0082», квалификационный код «1.1D» и класс опасности «1».
Перевозимое взрывчатое вещество бризантного типа «В» имеющее подкласс 1.1, которое в соответствии с п.2.2.1.1.5 ДОПОГ «Определение подклассов» относится к веществам и изделиям, которые характеризуются опасностью взрыва массой (взрыв массой – это такой взрыв, который практически мгновенно распространяется на весь груз).
На основании п.7.5.5.2 ДОПОГ, установлены ограничения в отношении перевозимых взрывчатых веществ и изделий.
Общая масса нетто взрывчатого вещества в кг., которая может перевозиться в одной транспортной единице, ограничивается и составляет максимально допустимую массу нетто (кг) взрывчатого вещества, содержащего в грузах класса «1» на одну транспортную единицу – 16 000 кг. (п.п. 7.5.5.2.1 ДОПОГ).
Пунктом 5 ДОПОГ предусмотрено, что все грузы, перевозка которых регламентируется ДОПОГ, должны сопровождаться надлежащей документацией.
Транспортный(ые) документ(ы) на опасные грузы должен (должны) содержать элементы информации по каждому опасному веществу, материалу или изделию, предъявляемому к перевозке общее количество каждого опасного груза, имеющего отдельный номер ООН, надлежащее отгрузочное наименование или группу упаковки, если таковая назначена (объем или масса брутто или масса нетто, в зависимости от конкретного случая) (п.п.5.4.1.1.1 (f) ДОПОГ).
Согласно п.8.4.1 ДОПОГ, транспортные средства, перевозящие опасные грузы в количествах, указанных в специальных положениях S1 (6) и S14–S24 главы 8.5 для конкретных грузов согласно колонке 19 таблицы А главы 3.2, должны находиться под наблюдением или могут ставиться на стоянку без наблюдения на безопасном складе или в безопасных заводских помещениях. При отсутствии таких условий стоянки транспортное средство, после принятия соответствующих мер безопасности, может ставиться на стоянку в изолированных местах, отвечающих требованиям, изложенным в подпунктах а), b) или с) ниже, таких как: а) автомобильная стоянка, находящаяся под наблюдением обслуживающего персонала, уведомленного о характере груза и о месте нахождения водителя; b) автомобильная стоянка общего пользования или частная автомобильная стоянка, где вероятность повреждения данного транспортного средства другими транспортными средствами незначительна; или c) подходящее открытое место в стороне от автодорог общего пользования и жилья, через которое обычно не проходят люди и где они не собираются.
Автомобильные стоянки, разрешенные в подпункте b), должны использоваться только в том случае, если не имеется стоянок, предусмотренных в подпункте а), тогда как места, предусмотренные в подпункте с), могут использоваться только в том случае, если не имеется стоянок, предусмотренных в подпунктах а) и b).
Требования Положения S1(6) главы 8.5 применяются только в том случае, если в одном транспорте средстве перевозятся вещества и изделия класса «1» с общей массой нетто взрывчатых веществ свыше 0 кг.
В силу п. 8.4.2 ДОПОГ, загруженные MEMU должны находиться под наблюдением или могут ставиться на стоянку без наблюдения на безопасном складе или в безопасных заводских помещениях. Это требование не распространяется на порожние неочищенные MEMU. «MEMU» означает транспортное средство, отвечающее определению «Смесительно-зарядная машина», приведенному в разделе 1.2.1. «Cмесительно-зарядная машина» (MEMU) означает машину или транспортное средство с установленной на нем машиной для изготовления взрывчатых веществ из опасных грузов, не являющихся взрывчатыми, и их заряжания. ФИО4 состоит из различных цистерн и контейнеров для массовых грузов, технологического оборудования, а также насосов и связанных с ними устройств. MEMU могут иметь специальные отделения для упакованных взрывчатых веществ.
Примечанием к данному пункту установлено, что даже несмотря на то, что определение MEMU содержит выражение «изготовления взрывчатых веществ... и их заряжания», требования, касающиеся MEMU, применяются только к перевозке и не к изготовлению и заряжанию взрывчатых веществ.
Из материалов дела следует, что на основании решения о проведении постоянного рейда от 30 марта 2023 года № ПР-ХК-5, 26 апреля 2023 года в 02 час. 42 мин. в Хабаровском районе на км 10+574 – 10+754 автомобильной дороги «г.Хабаровск - с.Ильинка - с.Ракитное - с.Гаровка-1 - пос. им.Горького» Общество в нарушение п.7.5.5.2.1, п.5.4.1.1.1, п.8.4.1, п 8.4.2 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR, заключено в г. Женеве 30 сентября 1957 г.) допустило перевозку опасного груза - взрывчатого вещества бризантного, тип B, 1, 1.1D номер вещества по списку ООН 0082 в контейнерах GESU106048, TTNU138185 на тяжеловесном транспортном средстве (массой 30000 кг.): грузовой тягач седельный марки VOLVО FM-TRUCK 6Х4, государственный регистрационный знак № с полуприцепом TR-51, государственный регистрационный знак №, под управлением водителя ФИО5 с превышением общей массы нетто взрывчатого вещества, равной 16000 кг., которая может перевозиться в одной контейнерной единице; без указания в транспортных документах общего количества опасного груза, имеющего отдельный номер ООН (объем или масса брутто, или масса нетто); без нахождения под наблюдения.
Согласно свидетельствам о регистрации ТС <...>, <...>, путевого листа № 6 от 24 апреля 2023 года, транспортной накладной б/н от 25 апреля 2023 года, вышеуказанное транспортное средство принадлежит ООО «Эверест».
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Эверест» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.
Факт совершения Обществом указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью доказательств, получивших оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 25 мая 2023 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и об истребовании сведений от 28 апреля 2023 года; актом постоянного рейда № 86 от 26 апреля 2023 года; протоколом осмотра от 26 апреля 2023 года; протоколом инструментального исследования от 26 апреля 2023 года; путевым листом; актом № 12; свидетельствами о регистрации ТС <...>, <...>; путевым листом № 6 от 24 апреля 2023 года; транспортными накладными; специальным разрешением на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов 27 № 003891 и приложением к специальному разрешению; описанием маршрута перевозки; свидетельствами о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов со сроками действия до 17 марта 2023 года; ответом АО «ДВПО «Восход» от 11 мая 2023 года № ОТ-06/1439; накладной на отпуск продукции от 25 апреля 2023 года; выпиской из ЕГРЮЛ; сведениями из ЕРСМСП и иными доказательствами.
Отказывая в удовлетворении жалобы защитника об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении указанным юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ. Выводы судьи о доказанности состава административного правонарушения являются мотивированными.
В силу ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения юридическим лицом требований законодательства относительно перевозки опасных грузов, равно как и доказательств принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления о привлечении ООО «Эверест» к административной ответственности.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Факт перевозки взрывчатого вещества общим весом нетто 30000 кг., подтверждается ответом грузоотправителя АО «ДВПО «Восток» от 11 мая 2023 года № ОТ-06/1439 и накладной на отпуск готовой продукции от 25 апреля 2023 года (л.д. 91, 92).
Не указания в транспортных документах общего количества опасного груза имеющего отдельный номер ООН (объем или масса брутто или масса нетто) подтверждается транспортной накладной б/н от 25 апреля 2023 года, приобщенной к акту постоянного рейда № 86 от 26 апреля 2023 года, согласно которой графа «Масса груза брутто в килограммах (при возможности ее определения), размеры (высота, ширина, длинна) в метрах при перевозке крупногабаритного груза), объем груза в кубических метрах и плотность груза в соответствии с документацией на груз (при необходимости), дополнительные характеристики груза, учитывающие отраслевые особенности (при необходимости)» не заполнена.
Согласно протоколу осмотра от 26 апреля 2023 года, должностными лицами МТУ Ространснадзора по ДФО ФИО6, ФИО1 произведен осмотр транспортного средства грузовой тягач седельный марки VOLVО FM-TRUCK 6Х4, государственный регистрационный знак № с полуприцепом TR-51, государственный регистрационный знак №, в ходе которого установлено осуществление Обществом перевозки взрывоопасного вещества более 16 тонн, без наблюдения (л.д.53).
Указание автора жалобы на пункт 8.4.1 приложения В к ДОПОГ об условиях постановки на стоянку транспортных средств, перевозящих опасные грузы, не влечет отмену обжалуемых актов, поскольку Обществу инкриминируется перевозка взрывчатого вещества без нахождения под наблюдением, а не нарушение условий постановки такого транспортного средства на стоянку.
Ссылка автора жалобы на то, что вес перевозимого груза не установлен, а также, что представленные в деле материалы не отображают количество перевозимых на автомобиле контейнеров, опровергается материалами дела, а именно: транспортной накладной, путевым листом, актом, ответом АО «ДВПО «Восход», накладной на отпуск готовой продукции, из которых следует, что транспортным средством Общества (грузовой тягач седельный марки VOLVО FM-TRUCK 6Х4, государственный регистрационный знак № с полуприцепом TR-51, государственный регистрационный знак № перевозился опасный груз (номер ООН 0082) в составе двух контейнеров (GESU106048, TTNU138185) весом нетто по 15,0 тонн каждый – всего 30 тонн, а также показаниями допрошенного в качестве свидетеля начальника ТОГАДН по Хабаровскому краю МТУ Ространснадзора по ДФО ФИО1, не доверять которым оснований не имеется, поскольку указанные показания согласуются с приведенными выше доказательствами.
Довод жалобы защитника юридического лица о наличии оснований для назначения Обществу наказания в виде предупреждения, состоятельным признать нельзя.
Согласно ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч.2 ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 названного Кодекса.
Судья краевого суда не усматривает такой совокупности, перевозка транспортным средством юридического лица опасного груза (взрывчатого вещества), с нарушением установленных требований, в данном конкретном случае сопряжена с угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан.
При установленных обстоятельствах, доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления и судебного решения.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело и жалобу на постановление, по делу не допущено, следовательно, поводов к отмене оспариваемых актов не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Хабаровскому краю Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу от 21 июня 2023 года и решение судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 26 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Эверест» оставить без изменения, а жалобу его защитника Бобровской О.П. – без удовлетворения.
Судья Хабаровского краевого суда