ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1022/2017 от 27.10.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-1022/2017

Р Е Ш Е Н И Е

27 октября 2017 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу генерального директора Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод» ФИО3 на решение судьи Красноперекопского районного суда Республики Крым от 16 августа 2017 года № 12-29/2017,

у с т а н о в и л :

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю – начальником отдела надзора на море Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 от 06.06.2017 г. № 05-11/3-024/2017, по итогам рассмотрения материалов об административном правонарушении юридическое лицо - Публичное акционерное общество «Крымский содовый завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.

Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 16 августа 2017 года № 12-29/2017 в удовлетворении жалобы ФИО3 отказано, постановление должностного лица от 06.06.2017 г. № 05-11/3-024/2017 оставлено без изменения.

Не согласившись с принятым решением, генеральный директор ПАО «СЗ» ФИО3 подал жалобу, в которой просит отменить принятые решения, производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ. Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, вынес незаконное и необоснованное решение, что является основанием для его отмены. Как указывает заявитель, ПАО «СЗ» были предприняты все зависящие меры по соблюдению действующего законодательства РФ о лицензировании.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав пояснения представителя ПАО «СЗ» - ФИО4, поддержавшего жалобу, представителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю – ФИО5, возражавшей против доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Положения Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" регулируют отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Согласно ст.11 Закона №2395-1-ФЗ предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В соответствии со ст. 23 Закона №2395-1-ФЗ одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является - соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

В соответствии с п.6, 12 «Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 №814, планы и схемы развития горных работ составляются на основе утвержденных в установленном порядке технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, условий лицензий на пользование недрами, соглашений о разделе продукции и нормативных требований в сфере недропользования. Планы и схемы развития горных работ составляются для каждого участка, право пользования которым предоставлено в соответствии с лицензией на пользование недрами и на котором в соответствии с техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых ведутся горные работы, связанные с пользованием недрами.

Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 161-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что с 1 октября 2015 года специальные разрешения (лицензии), которые выданы государственными и иными официальными органами Украины до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и на основании которых предоставлены в пользование участки недр, расположенные в Черном и Азовском морях, признаются недействующими.

Пункт 3 статьи 2 Федерального закона №161-ФЗ предусматривает, что до 1 октября 2015 года пользователи недр, которым участки недр, расположенные в Черном и Азовском морях, предоставлены в пользование на основании специальных разрешений (лицензий), выданных государственными и иными официальными органами Украины до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", вправе обратиться с заявкой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти о предоставлении им в пользование данных участков недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 5 этого же Федерального закона установлены особенности пользования недрами в Республике Крым и городе Севастополе с продленным переходным периодом, где проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, должна быть приведена в соответствие с законодательством Российской Федерации до 1 января 2017г.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании приказа руководителя Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым ФИО6 от 25.05.2017г. № 205-од в период с 29.05.2017г. по 02.06.2017г. была проведена внеплановая выездная проверка ПАО «СЗ», результаты которой зафиксированы в акте проверки от 01.06.2017г. N 05-11/1-034/2017.

Органом установлено отсутствие в ПАО «СЗ» технического проекта разработки, приведенного с российским законодательством плана развития горных работ на 2017 год, производство горных работ без согласованного с территориальными органами Ростехнадзора России годового плана, а также отступление от согласованного годового плана. Не был представлен утвержденный и согласованный порядок осуществления производственного контроля в области охраны недр, составляющих лицензируемый вид деятельности.

По результатам проверки государственным инспектором Российской Федерации в области окружающей среды по Крымскому федеральному округу, ведущим специалистом-экспертом отдела надзора на море Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального Управления по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю ФИО7 в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод» 01.06.2017г. составлен протокол № 05-11/-024/2017 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю – начальником отдела надзора на море Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 от 06.06.2017 г. № 05-11/3-024/2017 по итогам рассмотрения материалов об административном правонарушении юридическое лицо - Публичное акционерное общество «Крымский содовый завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.

Должностное лицо пришло к выводу о том, что в действиях юридического лица ПАО «СЗ» имеются признаки административного правонарушения – пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических процессов.

Оставляя без изменений постановление должностного лица от 06.06.2017г., суд первой инстанции согласился с тем, что факт допущенного правонарушения и виновность ПАО «СЗ» доказаны и подтверждены материалами дела об административном правонарушении в полном объеме.

Вместе с тем судом не учтено следующее.

Согласно ст.2 Положения "О лицензиях на пользование недрами (за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения) в отношении участков недр, расположенных на территориях Республики Крым и г. Севастополя, право пользования которыми предоставлено на основании специальных разрешений (лицензий), выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя до дня вступления в силу Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.01.2016 N 51, решение о выдаче лицензии принимается Федеральным агентством по недропользованию в 3-месячный срок со дня поступления от пользователей недр заявки на оформление лицензии с прилагаемыми к ней специальными разрешениями и заверенным в соответствии со статьей 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате переводом таких специальных разрешений (лицензий) на русский язык.

Кроме того, в силу положений ст.2, 3 Правил принятия решения о предоставлении права пользования участками недр, расположенными в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и г. Севастополя", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.09.2015 N 1031, предоставление права пользования участками недр осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) по решению Правительства Российской Федерации. Для получения права пользования участком недр лицо, отвечающее требованиям, предъявляемым к пользователям недр в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О недрах", подает в Федеральное агентство по недропользованию заявку.

Как усматривается, ПАО «Крымский содовый завод» имело специальное разрешение от 30.03.2000 (срок действия до 30.03.2030), выданное Государственной службой геологии и недр Украины, для добычи сырья пригодного для производства кальцинированной соли, кухонной соли, брома и магния Сивашского месторождения расположенного в заливе Азовского моря на территории Российской Федерации и Херсонской области Украины.

Сведения о регистрации Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод» на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым внесены в ЕГРЮЛ - 01.11.2014г.

Во исполнение пункта 3 статьи 2 Федерального закона №161-ФЗ, 21.09.2015г. ПАО «СЗ» подало заявку в Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации Федеральное агентство по недропользованию по вопросу предоставления права пользования недрами Сивашского месторождения гидроминерального сырья в пределах площади месторождения, расположенного на территориях Республики Крым.

Письмом 06.11.2015г. Федеральное агентство по недропользованию РФ сообщило ПАО «СЗ», что Сивашское месторождение расположено на территории двух государств, а именно: на территории Республики Крым Российской Федерации и Херсонской области Украины. Поскольку на основании норм действующего законодательства о недрах предоставление права пользования недрами невозможно вне границ акваторий Черного и Азовского морей, на которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым, предоставление права пользования недрами на Сивашском месторождении гидроминерального сырья не представляется возможным.

25.07.2016г. ПАО «СЗ» направило заявку в Министерство экологии и природных ресурсов РК на предоставление права пользования участком недр Сивашского месторождения гидроминерального сырья для добычи сырья, пригодного для производства кальцинированной соды, поваренной соли.

На данный запрос 21.04.2017г. Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым дан ответ, согласно которому предприятию было рекомендовано откорректировать координаты участка недр (Сивашское месторождение расположенное в заливе Азовского моря) и повторно обратиться в Роснедра.

После получения вышеуказанного ответа, 14.07.2017г. ПАО «СЗ» повторно обратилось с запросом в Федеральное агентство по недропользованию РФ, в котором просило разъяснить, на основании какого действующего федерального закона ему отказано в рассмотрении заявки на предоставление права пользования участком недр с целью добычи рапы промышленной для производства кальцинированной соды.

Согласно ответа от 28.07.2017г., Федеральное агентство по недропользованию РФ указало, что по данному вопросу ранее давался ответ по существу, позиция Роснедр не поменялась.

Кроме того, из имеющейся в материалах дела копии протокола совещания у председателя Правительства Российской Федерации от 04.08.2017г. №ДМ-П7-53пр, следует, что на совещании поднимался вопрос, касающийся оформления лицензий на право пользования недрами на участках недр, расположенных на территории Республики Крым, в том числе Сивашского месторождения. Одним из его решений было обязание Совету Министров Республики Крым (ФИО8) представить до 15 сентября 2017г. в Минприроды России, МИД России и Минпромторг России предложения по оформлению лицензий на право пользования недрами на участках недр, расположенных на территории Республики Крым, в том числе Сивашского месторождения гидроминерального сырья, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.14).

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю – начальником отдела надзора на море Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 от 06.06.2017г. № 05-11/3-024/2017, по итогам рассмотрения материалов об административном правонарушении юридическое лицо - Публичное акционерное общество «Крымский содовый завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.

Основанием для привлечения ПАО «СЗ» послужила внеплановая выездная проверка предприятия.

Согласно п.5 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Как усматривается, в материалах административного дела отсутствует, предусмотренное законом согласование с органом прокуратуры на проведение внеплановой проверки. Судом эти обстоятельства не проверялись.

Акт проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальный орган Росприроднадзора) №05-11/1-034/2017 от 01.06.2017г. (л.д.166) не содержит доказательств добычи рапы именно из участков недр Сивашского месторождения, расположенного в заливе Азовского моря, при наличии у общества двух лицензий на пользование недрами от 29.07.2015 серия <данные изъяты>, выданных Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, для разведки и добычи части запасов подземных вод на участках 1 и 2 месторождения подземных вод «Сольпром». Справка об объемах добычи вменяемой рапы в материалах дела также отсутствует.

С учетом не урегулирования вопроса по оформлению лицензий на право пользования недрами на участках недр Сивашского месторождения гидроминерального сырья, судом первой инстанции не истребованы из Совета Министров Республики Крым сведения о предложениях во исполнение п.14 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации (л.д. 214-219)

Кроме того, из протокола об административном правонарушении №05-11/3-024/2017 и постановления о назначении административного наказания ПАО «СЗ», следует, что органом в ПАО «СЗ» выявлено отсутствие технического проекта разработки, приведенного в соответствие с российским законодательством плана развития горных работ на 2017 год, производство горных работ без согласованного с территориальными органами Ростехнадзора России годового плана, а также отступление от согласованного годового плана, отсутствие утвержденного и согласованного порядка осуществления производственного контроля в области охраны недр, составляющих лицензируемый вид деятельности. Установив вышеуказанное, постановлением органа ПАО «СЗ» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Таким образом, признание юридического лица ПАО «СЗ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является преждевременным, не соответствует требованиям всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств по делу об административном правонарушении.

Так, в силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых орган или судья в чьем производстве находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица о привлечении ПАО «СЗ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, судом первой инстанции, в нарушение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела, материалы дела об административном правонарушении не исследованы, надлежащая оценка выводам должностного лица органа государственного надзора не дана.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 16 августа 2017 года № 12-29/2017 подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и постановить законное и обоснованное решение, отвечающее требованиям ст. ст. 29.10 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

р е ш и л:

Жалобу генерального директора Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод» ФИО3 на решение судьи Красноперекопского районного суда Республики Крым от 16 августа 2017 года № 12-29/2017– удовлетворить частично.

Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 16 августа 2017 года № 12-29/2017 в отношении Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод» – отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья подпись Е.Г. Тимошенко

Копия верна

Судья: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>