Судья: Пелюшенко Ю.Н. Дело № 21-1023/2021
РЕШЕНИЕ
28 июня 2021 года город Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Попова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз», по доверенности ФИО1, на решение судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 17 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз»
установил:
постановлением заместителя директора по охране территории – заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Кавказского государственного природного биосферного заповедника им. Х.Г. Шапошникова» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации <ФИО>7 № ЗП-2019187 от 06 ноября 2019 года юридическое лицо – ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз», по доверенности ФИО1 обратилась с жалобой в районный суд.
Решением судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 17 декабря 2019 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, защитник ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз», по доверенности ФИО1, считает решение суда незаконным, необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Просит решение Славянского городского суда и постановление ФГБУ «Кавказского государственного природного биосферного заповедника им. Х.Г. Шапошникова» отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы, выслушав защитника «Управления «Кубаньмелиоводхоз» по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, судья Краснодарского краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
На основании статьи 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом в соответствии с ч. 3 данной статьи лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к этой статье.
Согласно п. 1.8 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Приазовский» территория государственного природного заказника федерального значения «Приазовский» входит в состав Ахтаро-Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья, включена в Список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 №1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 02.02.1971».
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В соответствии с п.2 ст.24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 2.1 главы II Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Приазовский», утвержденного приказом Минприроды России от 10.06.2010 № 201 заказник образован для выполнения следующих задач: сохранение, восстановление и воспроизводство объектов животного мира, в том числе водных биологических ресурсов; сохранение среды обитания и путей миграции объектов животного мира; проведение научных исследований; осуществление экологического мониторинга; экологическое просвещение и развитие экологического туризма.
В соответствии с п.3.1 главы III Положения о заказнике на территории заказника запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
На территории заказника хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением Положения о заказнике и Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997.
Согласно пп. 9 п. 31 Положения о заказнике строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и с обеспечением функционирования населенных пунктов, расположенных в границах заказника, а также с реконструкцией и капитальным ремонтом иных линейных сооружений, существующих в границах заказника.
В соответствии с п. 3.6 Положения о заказнике на территории заказника строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, осуществляемые в соответствии с подпунктом 9 пункта 3.1 настоящего Положения, допускаются только по согласованию с Минприроды России.
Согласно п. 3.7 Положения о заказнике проектная документация объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых на территории заказника допускаются настоящим Положением, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.
В соответствии с п. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих назначению, не допускается.
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
Согласно п. 4 ст. 95 Земельного кодекса РФ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
Согласно ст. 3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: приоритет охраны водных объектов перед их использованием.
Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду; сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст. 61 Водного кодекса РФ проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 4 ст. 61 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица, осуществляющие проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения.
В соответствии со ст. 66 Водного кодекса РФ водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами. Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены водные объекты, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.
В соответствии п.2, ст.1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» к внутренним морским водам относятся воды: заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации.
Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - ФЗ «Об экологической экспертизе») регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
В силу ст. 3 ФЗ «Об экологической экспертизе» принципами экологической экспертизы являются презумпция потенциальной
экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности проведения государственной экологической экспертизы.
Согласно ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В соответствии с п.7 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31.07.1998 № 155 -ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Согласно ст. 34 Федерального закона № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация,
имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.
В соответствии с п. 7.1 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 7.2 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов 1 - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов 1 - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов 1 - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов 1 - V классов опасности.
Все указанные условия соответствуют нормам Конвенции о водно болотных угодьях (Рамсарская конвенция) от 02.02.1971 в России, вступившей в силу в 1977 году, имеющей международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
Конвенция о водно-болотных угодьях устанавливает критерии выделения водно-болотных угодий, имеющих международное значение, требует от сторон Конвенции определить такие угодья в соответствии с критериями, разработать планы управления ими и установить для них щадящий режим природопользования.
Как установлено судом первой инстанции, согласно акта натурного обследования от 01.10.2019 года и фото-таблицы в 11 часов 25 минут на особо охраняемой природной территории в границах государственного природного заказника федерального значения «Приазовский» в районе пос. <Адрес...> от насосной станции № <№...> на юго-западе в 25 м от уреза воды Главного коллекторного сброса (канала) был обнаружен экскаватор <...> белого цвета на гусеничном ходу государственный номер <№...> который осуществлял работы по выемке и перемещению грунта на площади 30 м x 15 м, на данной площади зафиксировано нарушение почвенного покрова.
Работы проводили ООО «Инженерные технологические системы» в рамках Государственного контакта № 0318100043318000026-0015276-01 от 10.07.2018 года. Заказчиком данных работ является ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» в рамках осуществления работ по реконструкции насосных станций № 1,2,3,4,5,6,13 Черноерковской оросительной системы Славянского района Краснодарского края, согласно проектной документации ОАО Проектно-изыскательского института Кубаньводпроект» за № 01018404-14/073582-07 и обоснований, сделанных Институтом безопасности гидротехнических сооружений.
Проектная документация в отношении объектов, строительство и реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.
Между тем, ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» не представило документы на согласование хозяйственной деятельности на территории государственного природного заказника федерального значения «Приазовский» и заключение государственной экологической экспертизы федерального значения, чем нарушило Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федерального закона № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой, Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Факт совершения юридическим лицом – ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» административного правонарушения подтверждается материалами дела, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» правильно квалифицированы по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в пределах санкции статьи.
При проверке законности принятого решения судьей городского суда все материалы дела были исследованы в полном объеме, дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» к административной
ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица по делу об административном правонарушении.
Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Нарушений, при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение решения, судом первой инстанции не допущено.
Несогласие с выводами судьи в оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку несогласие с выводами, сделанными по итогам оценки доказательств, само по себе не указывает на нарушение судьей процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции,
решил:
решение Славянского городского суда Краснодарского края от 17 декабря 2019 года оставить без изменения, жалобу защитника ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз», по доверенности ФИО1, – без удовлетворения.
Судья
краевого суда Попова С.Г.