ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1024/18 от 25.12.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-1024/2018

Р Е Ш Е Н И Е

25 декабря 2018 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «КУБ» ФИО3 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 октября 2018 г. № 12-232/2018,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона, заведующего отделом экологического надзора г. Ялта – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 04 мая 2018 года № 010063/0361 общество с ограниченной ответственностью «КУБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 октября 2018 г. № 12-232/2018 указанное постановление должностного лица от 04 мая 2018 года № 010063/0361 изменено в части назначенного административного наказания, размер штрафа снижен до 100000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, директор ООО «КУБ» ФИО3 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит указанное решение суда от 24 октября 2018 г. отменить, производство по делу прекратить.

Жалоба мотивирована тем, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, что является основанием для его отмены.

Проверив доводы жалобы, заслушав представителя ООО «КУБ» ФИО1, поддержавшего доводы жалобы и пояснившего суду апелляционной инстанции, что на составление протокола об административном правонарушении общество надлежащим образом не извещалось, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Основанием для привлечения ООО «КУБ» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 16.03.2018 г. № 533 в период с 19.03.2018 г. по 23.03.2018 г. в отношении ООО «КУБ» проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что в процессе осуществления деятельности на территории земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Оползневое, строящийся объект «Винный парк» образуются отходы производства и потребления, указанные в акте проверки от 23.03.2018 г. № 003, которые отнесены ко II, III, IV классам опасности. Материалы инвентаризации отходов, приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, материалы учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, договора на передачу и размещение отходов, на прием отходов от других организаций, акты выполненных работ по договорам на передачу и размещение отходов, на прием отходов от других организаций, приказы, распоряжения об утверждении мест складирования отходов на территории осуществления хозяйственной деятельности, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также о назначении должностных лиц, ответственных за их эксплуатацию, ООО «КУБ» представлены не в полном объеме.

При рассмотрении жалобы, судья Ялтинского городского суда Республики Крым согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях ООО «КУБ» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Однако такие выводы судьи городского суда являются преждевременными.

Так, исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, обеспечивающие соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к ответственности, в том числе об участии привлекаемого лица в его составлении.

Таким образом, лицу, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность участвовать при его составлении и пользоваться другими правами, предусмотренными Кодексом.

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исходя из положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии привлекаемого к ответственности физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, которым разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, и у должностного лица должны быть достоверные данные о его надлежащем извещении. При этом закон не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

Согласно материалам дела, 19 апреля 2018 г. заместителем начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона, заведующим отделом экологического надзора г. Ялта – старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО2 в отношении ООО «КУБ» в отсутствие представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело об административном правонарушении № 010063/0361 л.д. 71-72).

На л.д. 67-68 (дело об административном правонарушении № 010063/0361) содержится уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 04.04.2018 г. № 657 направленное в адрес ООО «КУБ».

Согласно почтового уведомления указанное извещение получено ООО «КУБ» - 19.04.2018 г., о чем свидетельствует дата и подпись лица, получившего данное извещение, а также почтовый штемпель «Почта России», на котором имеется дата – 19.04.2018 г.

Однако, согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 29861219006390 извещение получено ООО «КУБ» - 16 апреля 2018 г. (л.д. 69 дело об административном правонарушении № 010063/0361).

Протокол является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения и подтверждающие его доказательства. Обязанность административного органа извещать юридические и физические лица о предстоящем составлении в отношении них протокола об административном правонарушении и, соответственно, право этих лиц участвовать в его составлении, обусловлены значением этой стадии процедуры привлечения к административной ответственности, на которой, как правило, разрешается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении с учетом представляемых объяснений, доказательств, возражений и заявляемых ходатайств. Поэтому ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, может повлечь за собой лишение такого лица прав, обеспечивающих соблюдение гарантий их защиты - право присутствовать при составлении протокола, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а, следовательно, и необоснованное возбуждение в отношении него производства по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

С учетом приведенного, суд первой инстанции при наличии неясностей в дате получения ООО «КУБ» уведомления о составлении протокола об административном правонарушении, не проверил надлежащее извещение общества на составление протокола в отношении него.

В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В связи с указанным, решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 октября 2018 года по делу № 12-232/2018 подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

Поскольку решение судьи отменяется по процессуальным основаниям, доводы жалобы могут быть предметом рассмотрения в Ялтинском городском суде Республики Крым при новом рассмотрении дела.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу директора ООО «КУБ» ФИО3 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 октября 2018 г. № 12-232/2018 – удовлетворить частично.

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 октября 2018 г. № 12-232/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «КУБ» - отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья подпись Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>