Судья ... Дело №
РЕШЕНИЕ
14 ноября 2023г. г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Бондаренко Л.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника администрации г.Владивостока ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - администрации г.Владивостока,
установила:
постановлением заместителя главного государственного инспектора по г.Владивостока по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - администрация г.Владивостока признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица изменено в части исключения указания на нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима администрацией г. Владивостока по факту возгорания произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в ... часов ... минут на земельном участке, государственная собственность на которую не разграничена, расположенном в <адрес>, площадь горения составила ... м2 в связи с недоказанностью, а также снижения размера административного штрафа с ... до ... рублей, в остальной части оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи, защитник администрации г.Владивостока ФИО1 подала в Приморский краевой суд жалобу, в которой просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях администрации г.Владивостока состава административного правонарушения.
Вместе с жалобой защитник администрации г.Владивостока ФИО1 подала ходатайство о восстановлении процессуального срока обжалования вышеуказанного судебного акта. Учитывая, что копия судебного акта получена правовым управлением администрации г.Владивостока ДД.ММ.ГГГГ, а жалоба согласно штемпелю на почтовом конверте подана ДД.ММ.ГГГГ, то полагаю, что процессуальный срок не пропущен.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав пояснения ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, полагаю, что оснований для отмены или изменения решения судьи и удовлетворения жалобы не имеется.
Ответственность по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенных в условиях особого противопожарного режима влечет привлечение к ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Состав данного административного правонарушения формальный и не предусматривает последствий в качестве обязательного признака объективной стороны.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности.
Правительством Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 67 указанных Правил установлено, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Пунктом 3.1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа.
Согласно Положению об управлении муниципальной собственности г.Владивостока № 1439 от 4 августа 2000 года полномочия по распоряжению муниципальными земельными участками земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Управление муниципальной собственности г. Владивостока.
Решением Думы города Владивостока от 10 декабря 2015 года № 240-МПА утверждено Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах Владивостокского городского округа, согласно пункту 2 которого первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности городского округа.
Постановлением администрации г.Владивостока от 2 апреля 2023 года № 812 «Об установлении особого противопожарного режима и введении дополнительных мер пожарной безопасности на территории Владивостокского городского округа» на территории Владивостокского городского округа со 2 апреля 2023 года установлен особый противопожарный режим.
Частью 2.1 вышеуказанного нормативного акта введены дополнительные меры пожарной безопасности на территории Владивостокского городского округа на период действия особого противопожарного режима и запрещено использование открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности, в том числе в металлической емкости или емкости, выполненной из иных негорючих материалов, разведение костров, в том числе для приготовления пищи в мангалах и в иных приспособлениях для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня, сжигание мусора, в том числе на индивидуальных приусадебных участках, порубочных остатков в лесных массивах, сжигание стерни, пожнивных остатков и сельскохозяйственные палы.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, и могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что на территории Владивостокского городского округа произошли возгорания сухой растительности, в частности:
- ДД.ММ.ГГГГг. в ... часов ... минуты на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном в 10 метрах к юго-востоку от строения <адрес> (площадь возгорания 200м2);
-ДД.ММ.ГГГГг. в ... часов ... минут на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном в 10 метрах к северо-востоку от строения <адрес> (площадь возгорания 100м2);
-ДД.ММ.ГГГГг. в ... часов ... минут на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>(площадь возгорания 300м2);
-ДД.ММ.ГГГГг. в ... часов ... минуты на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном в 15 метрах к северо-востоку от строения <адрес>(площадь возгорания 10м2);
-ДД.ММ.ГГГГг. в ... часов ... минут на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном в 15 метрах к югу от строения <адрес>(площадь возгорания 10м2);
-ДД.ММ.ГГГГг. в ... часов ... минут на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном в 80 метрах к югу от строения <адрес>(площадь возгорания 500м2);
-ДД.ММ.ГГГГг. в ... часов ... минут на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>Д(площадь возгорания 500м2);
-ДД.ММ.ГГГГг. в ... часов ... минут на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном в 100 метрах к северо-западу от строения <адрес>(площадь возгорания 60м2);
-ДД.ММ.ГГГГг. в ... часов ... минуту на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном в 35 метрах к юго-западу от строения <адрес>(площадь возгорания 100м2);
-ДД.ММ.ГГГГ. в ... часов ... минут на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном в 50 метрах к югу от строения <адрес>(площадь возгорания 50м2);
-ДД.ММ.ГГГГг. в ... часов ... минут на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном в 60 метрах к востоку от строения <адрес>(площадь возгорания 40м2);
-ДД.ММ.ГГГГг. в ... часов ... минуты на земельном участке, государственная собственность который не разграничена, расположенном в 180 метрах к юго-западу от строения <адрес>(площадь возгорания 100м2);
-ДД.ММ.ГГГГг. в ... часов ... минут на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном в 20 метрах к востоку от строения <адрес> (площадь возгорания 100м2);
-ДД.ММ.ГГГГг. в ... часов ... минут на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном в 20 метрах к северо-западу от строения <адрес> (площадь возгорания 100м2);
-17 апреля 202 г. в ... часов ... минут на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном в 150 метрах к западу от строения <адрес> (площадь возгорания 500м2);
-ДД.ММ.ГГГГг. в ... часов ... минут на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> (площадь возгорания 1500м2);
-ДД.ММ.ГГГГг. в ... часов ... минут на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном в 50 метрах к юго-западу от строения <адрес> (площадь возгорания 100м2);
-ДД.ММ.ГГГГг. в ... часов ... минуту на земельном участке, государственная собственность который не разграничена, расположенном в 150 метрах к югу от строения <адрес> (площадь возгорания 150м2).
Таким образом, администрация г.Владивостока нарушила требования пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, а именно: не произвела своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы правообладателем земельного участка (собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем и арендатором земельного участка), расположенного в границах населенного пункта и на территории общего пользования вне границ населенного пункта, что является нарушением п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для привлечения администрации города Владивостока к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, должностное лицо и суд первой инстанции учли, что администрация г.Владивостока имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не предприняты все зависящие от неё меры по их соблюдению.
Факт совершения администрацией г.Владивостока административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 128 от 11 мая 2023 года, рапортами об обнаружении признаков административного правонарушения, протоколами осмотра мест происшествия (пожаров) с приложениями фото-таблиц, донесениями о пожарах и иными материалами дела об административном правонарушении, оцененными судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в совокупности с другими доказательствами по делу.
Поскольку доказательств невозможности соблюдения Правил пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий, которые администрация г.Владивостока не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от неё требовалась, а равно доказательств принятия ею исчерпывающих мер для соблюдения указанных правил не представлено, при наличии доказательств в подтверждение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, судья обоснованно сделал вывод о доказанности вины администрации г.Владивостока в совершении вменяемого ей правонарушения.
Довод жалобы о процессуальных нарушениях, выразившихся в отсутствии согласования внеплановой контрольной проверки с органами прокуратуры в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Доводы жалобы о нарушении при проведении проверки должностными лицами органа пожарного надзора требований Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства от 12.04.2012г. № 290, со ссылками на отсутствие распоряжения о проведении проверки, неуведомление администрации г.Владивостока и органа прокуратуры о проведении проверки, а также отсутствие акта проверки, несостоятельны.
В силу постановления Правительства РФ от 12 апреля 2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, в том числе проводят систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности (пункт 1), органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов надзора, ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности, проводят плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков по вопросам обеспечения пожарной безопасности (пункт 5 постановления).
Вопросы возбуждения дела об административном правонарушении, порядка рассмотрения дела об административном правонарушении регулируются нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является сообщение и заявление физических и юридических лиц, а также сообщение в средствах массовой информации, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Приведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующие порядок возбуждения производства по делу об административном правонарушении, указывающих на наличие события административного правонарушения, создают условия для немедленного возбуждения дела при наличии данных о его совершении и направлены на оперативное пресечение и предотвращение его вредных последствий.
Таким образом, независимо от оснований проведения проверки должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, наличие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
В силу примечания к статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положения частей 3.1 и 3.2 настоящей статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» или Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Из материалов дела следует, что в отношении администрации г.Владивостока проверка в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», не проводилась.
В данном случае, поводом для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении в отношении администрации г.Владивостока послужила проверка фактов, содержащихся в обращениях дознавателей ОАПиД ОНДиПР по г.Владивостоку, составленных на основании поступивших из Главного управления МЧС России по Приморскому краю донесений о пожарах по вышеуказанным адресам Владивостокского городского округа должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях, а именно государственным инспектором г.Владивостока по пожарному надзору ГУ МЧС России по Приморскому краю достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях администрации г.Владивостока, на которую возложены полномочия по распоряжению муниципальными земельными участками земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обязанную содержать земельные участки по ранее указанным адресам в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности. Фактические обстоятельства, которые выявлены в ходе проверки, доводами жалобы и представленными в материалы дела доказательствами не опровергаются.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностными лицами в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушений требований которого должностным лицом административного органа не допущено.
Таким образом, нарушений административным органом порядка привлечения администрации г.Владивостока к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого решения, не установлено.
Доводы заявителя аналогичны доводам жалобы, поданной в Ленинский районный суд г.Владивостока, являлись предметом рассмотрения судьи районного суда, им дана надлежащая и мотивированная оценка со ссылкой на нормы действующего законодательства, не согласиться с которой оснований не имеется.
Все доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и не опровергают наличие в действиях администрации г.Владивостока объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, законодательства, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено администрации г.Владивостока в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Ленинского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - администрации города Владивостока оставить без изменения, жалобу защитника администрации г.Владивостока ФИО2- без удовлетворения.
Судья Л.П. Бондаренко