ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-102/20 от 18.03.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Бехтерев Е.С.

№ 21-102/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

18.03.2020

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника (...) действующего в интересах муниципального казенного предприятия "Горводоканал Костомукшского городского округа", на постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 30.08.2019, решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 06.02.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении муниципального казенного предприятия "Горводоканал Костомукшского городского округа",

установил:

постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 30.08.2019, оставленным без изменения решением судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 06.02.2020, МКП "Горводоканал КГО" (далее - Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 руб.

С такими постановлением должностного лица и решением судьи не согласен защитник Предприятия, просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что согласно п. 4 ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в ред. Федерального закона от 21.07.2014 №219-ФЗ, действующей с 01.01.2019, для объектов III категории, к которым отнесена промплощадка ВОС Предприятия, предусмотрен расчет нормативов допустимого выброса только в отношении веществ I, II класса опасности. В связи с этим негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое Предприятием, незначительно, в связи с чем нормативы сброса загрязняющих веществ не устанавливаются. В данной ситуации все неустранимые сомнения должны толковаться в пользу Предприятия. Кроме того, не принята во внимание фоновая концентрация железа в воде озера Контокки-ярви.

От административного органа поступили письменные мотивированные возражения на жалобу защитника.

На рассмотрение дела по поданной жалобе Предприятие защитника не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Проверив дело, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 8.33 КоАП РФ нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10000 до 15000 рублей.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" при строительстве и иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.

Частью 4 ст. 35, частью 2 ст. 39 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) предусмотрено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать вреда окружающей среде.

В силу п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов ПДК вредных веществ в водных объектах).

В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и сбросов загрязняющих веществ.

Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения (таблица № 1 приложения к приказу), а также нормативы ПДК вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения (таблица № 2 приложения к приказу).

Согласно табл. 1 приложения к данному приказу при сбросе возвратных (сточных) вод конкретным водопользователем в водный объект высшей и первой категории рыбохозяйственного значения содержание взвешенных веществ в контрольном створе не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0,25 мг/л. Согласно таблице № 2 ПДК аммоний-иона в водном объекте составляет 0,5 мг/л, алюминия - 0,04 мг/л, железа - 0,1 мг/л.

Решением Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 13.12.2017 № 342 Предприятию предоставлен в пользование водный объект - оз. Контокки-ярви, в целях осуществления водопользования с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты. Подпунктом 11 п. 2.3 решения на Предприятие возложена обязанность по соблюдению следующих ПДК в сточных водах (в мг/л): взвешенные вещества - 2,816; аммоний-ион - 0,12; железо - 0,31; алюминий - 0,04. Подпунктом 12 того же пункта решения на Предприятие возложена обязанность по соблюдению нормативов ПДК в воде водного объекта, установленных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552.

Основанием привлечения Предприятия к административной ответственности послужили выявленные 17.07.2019 в 09.00 час. на территории г. Костомукша Республики Карелия следующие обстоятельства. Предприятие осуществляет сброс сточных вод в оз. Контокки-ярви - водоем высшей категории рыбохозяйственного значения в координатах (...) на основании вышеуказанного Решения от 13.12.2017 № 342. В нарушение условий данного решения, приказа Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 Предприятием в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод превышены ПДК загрязняющих веществ в воде озера в месте сброса сточных вод. Так, в сточных водах превышены ПДК по следующим показателям: взвешенные вещества - 3,1 мг/л (выше норматива в 1,1 раза), аммоний-ион - 0,13 мг/л (выше норматива в 1,08 раза), алюминий - 0,46 мг/л (выше норматива в 11,5 раз), железо - 0,39 мг/л (выше норматива в 1,25 раза), согласно отчету о выполнении условий решения о предоставлении водного объекта в пользование за 2 квартал 2019 года. В результате в месте сброса сточных вод в водоеме превышены ПДК по следующим показателям: алюминий - 0,123 мг/л (выше норматива в 3,075 раза), железо - 0,34 мг/л (выше норматива в 3,4 раза).

Указанные обстоятельства и вина Предприятия в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении; решением о предоставлении водного объекта в пользование; ситуационным планом; программой регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной; сведениями ЕГРЮЛ; отчетом Предприятия о выполнении условий использования водного объекта со сведениями о качестве сточных вод за 2 квартал 2019 г. по форме 3.3; протоколами лабораторных исследований; иными материалами дела.

Доводы жалобы о том, что административным органом не учтена высокая фоновая концентрация железа в воде озера подлежат отклонению. Вывод о превышении ПДК в сточных водах основан на представленном в соответствии с приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 самим водопользователем отчете о выполнении условий водопользования за 2 квартал 2019 г. и приложенных к нему протоколах исследований и сведениях о качестве сточных вод по форме 3.3.

Указанным приказом Минприроды России утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее - Порядок). Согласно п.п. 1-4 Порядка, формы 3.3 раздела 3 Приложения к Порядку при учете загрязняющих веществ указывается только то их количество, которое поступило в водный объект в результате использования воды (общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта).

В сведениях по форме 3.3 те данные, которые послужили основанием для привлечения Предприятия к административной ответственности, в том числе превышение ПДК по железу, указаны непосредственно самим водопользователем, который должен был произвести приведенные выше расчеты. В связи с этим доводы о том, что превышение ПДК по железу в водном объекте вызвано высокой фоновой его концентрацией, подлежат отклонению.

Превышение ПДК иных вредных и загрязняющих веществ, установленных вышеприведенными нормативными актами и Решением, Предприятие по существу не оспаривает.

Довод об отсутствии обязанности по соблюдению данных ПДК, поскольку для объектов III категории, к которым отнесена промплощадка ВОС Предприятия, предусмотрен расчет нормативов допустимого сброса только в отношении веществ I, II класса опасности, основаны на ошибочном толковании законодательства.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 21 Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (далее - НДВ), в том числе нормативы допустимых сбросов (далее - НДС). Соблюдение НДВ, за исключением технологических и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.

В силу ч.ч. 1-3 ст. 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения НДВ на водные объекты, которые разрабатываются на основании ПДК химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение НДВ на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 881 установлено, что НДВ на водные объекты разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании ПДК химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии с ч. 2 ст. 21, п. 2 ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 22 ВК РФ предоставление водного объекта в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать, в том числе, цель, виды и условия использования водного объекта. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод дополнительного должно содержать, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод.

Пунктами 12, 19, 27, 64, 67 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденного приказом Минприроды России от 21.01.2013 № 20, данная государственная услуга представляется Росводресурсами или его территориальными органами, в том числе для сброса сточных вод. К заявлению о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод прилагается расчет и обоснование заявленного объема сточных вод и показателей их качества по каждому выпуску. Условия использования водного объекта определяются с учетом специфики предполагаемого использования водного объекта или его части и намечаемых водоохранных и водохозяйственных мероприятий.

При отсутствии у водопользователя утвержденных в установленном порядке НДС установление нормативов качества сброса сточных вод в водный объект возможно на уровне ПДК, что не противоречит условия непревышения максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах показателей, определяемых исходя из НДВ на водные объекты. В случае разработки водопользователем и утверждения в установленном законодательством порядке НДС водопользователь вправе обратиться в уполномоченный орган по предоставлению водного объекта в пользование для оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование на основании НДС (Письмо Росводресурсов от 05.02.2009 № ВК-02-25/325).

Действительно, пунктом 4 ст. 22 Закона в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, предусмотрено, что НДС, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами, не рассчитываются для объектов III категории.

Данное положение в зависимости от вида объекта, осуществляющего сброс загрязняющих веществ в водоем, может применяться для определения или изменения уполномоченным органом условий решения о предоставлении водного объекта в пользование. Вместе с тем, пункт 4 ст. 22 Закона в действующей редакции не предполагает право хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего объект III категории, не соблюдать условия выданного ему в установленном порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Толкование п. 4 ст. 22 Закона, предложенное подателем жалобы, по существу означает допустимость владельца объекта III категории осуществлять неограниченный сброс в водные объекты загрязняющих веществ, не относящихся к радиоактивным, высокотоксичным и не обладающим канцерогенными, мутагенными свойствами, что не согласуется с вышеприведенными нормами природоохранного законодательства и идет вразрез с положением ст. 42 Конституции РФ.

Кроме того, пунктами 10 и 11 ст. 22 Закона в ред. Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ в отношении объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов предусмотрено установление НДС независимо от категории объекта по ряду загрязняющих веществ.

При таких обстоятельствах в действиях водопользователя правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ.

Назначенное административное наказание соответствует санкции статьи, объему и характеру выявленного правонарушения.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по делу не допущено.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не усматривается.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 30.08.2019, решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 06.02.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении муниципального казенного предприятия "Горводоканал Костомукшского городского округа" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья

С.В. Щепалов