ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 21-102/2022 г.
Судья Хуторная А.А.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Липецкого областного суда Киселева О.М., рассмотрев жалобу АО «Липецкая городская энергетическая компания» на решение судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 29 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.13 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, в отношении АО «Липецкая городская энергетическая компания».
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением административной комиссии Октябрьского округа г. Липецка от 28 апреля 2022 года АО «Липецкая городская энергетическая компания» было привлечено к административной ответственности по статье 5.13 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 29 июня 2022 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба АО «Липецкая городская энергетическая компания» без удовлетворения.
Не согласившись с таким решением, АО «Липецкая городская энергетическая компания» обратилось в Липецкий областной суд с жалобой, в которой просит решение районного суда отменить, как незаконное и необоснованное, указывая, что в действиях АО «Липецкая городская энергетическая компания» отсутствует состав административного правонарушения, сроков давности привлечения к административной ответственности истек, АО «Липецкая городская энергетическая компания» не является субъектом административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 5.13 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за проведение земляных и (или) строительных работ в целях благоустройства при отсутствии разрешения на проведение указанных работ, выданного в соответствии с нормативным правовым актом органов местного самоуправления, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по восстановлению дорожного покрытия, нарушенного в связи с производством земляных работ, а также несоблюдение требований к обустройству и содержанию строительных площадок и (или) площадок для проведения земляных работ, при проведении указанных работ, установленных нормативным правовым актом органов местного самоуправления в сфере благоустройства, если эти нарушения не подпадают под действие статей 7.1, 7.14, 7.17, 8.1, 8.7, 9.4, 11.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Частью 3 указанной статьи установлено, что судья не связан доводами жалобы, и проверяет дело в полном объеме.
Решением Липецкого городского Совета депутатов от 26 ноября 2019г. №1019 утверждены «Правила благоустройства территорий города Липецка».
П. 14 ч.6 ст. 5 указанных Правил предусмотрено, что в целях поддержания благоустройства на территории города Липецка не допускается проведение земляных и (или) строительных работ в целях благоустройства при отсутствии разрешения на проведение указанных работ, выданного в соответствии с нормативным правовым актом органов местного самоуправления, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по восстановлению дорожного покрытия, нарушенного в связи с производством земляных работ, а также несоблюдение требований к обустройству и содержанию строительных площадок и (или) площадок для проведения земляных работ, при проведении указанных работ, установленных нормативным правовым актом органов местного самоуправления в сфере благоустройства.
Порядок проведения земляных работ определён статьёй 14 вышеуказанных Правил благоустройства. В ней определено, что все виды земляных работ на территории города Липецка следует производить только при наличии специального разрешения на производство работ, которое выдается в соответствии с требованиями, установленными решением Липецкого городского Совета депутатов от 25.08.2015 №1091 «О Правилах производства земляных работ на территории города Липецка».
При производстве земляных работ содержание строительных площадок, законсервированных объектов строительства, восстановление дорожных покрытий, зеленых насаждений, иных элементов благоустройства возлагается на правообладателей земельных участков и (или) лиц, производящих строительные и (или) земляные работы.
Лица, производящие земляные работы, обязаны обеспечивать сдачу в эксплуатацию объектов с выполнением всех работ, предусмотренных проектом по благоустройству и озеленению территорий и приведению их в порядок.
При восстановлении дорожных покрытий лица, производящие земляные работы, обязаны обеспечить восстановление всех слоев дорожного покрытия в тех же конструктивных слоях и материалах в соответствии с требованиями СНиП, ГОСТов, технических регламентов.
При производстве работ, связанных с разрытием грунта, озелененных территорий или вскрытием дорожных покрытий, юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие строительные и ремонтные работы, обязаны: - ограждать деревья, находящиеся на территории строительства; - при производстве замощений и асфальтировании участков оставлять вокруг деревьев свободные пространства не менее 2кв. метров с последующим его обордюриванием; - при рытье котлованов под строительство зданий, строений, сооружений, линейных объектов снимать растительный слой (чернозем) и передавать его на специально отведенную площадку; - восстановить прилегающие земельные участки и зеленые насаждения, нарушенные при производстве работ, в сроки, определенные разрешительной документацией.
Из протокола об административном правонарушении и постановления должностного лица следует, что 22.03.2022 года административной комиссией Октябрьского округа г. Липецка выявлен факт непринятия АО «ЛГЭК» мер по своевременному восстановлению нарушенного благоустройства после проведения земляных работ по <адрес>, то есть совершено правонарушение, предусмотренное ст. 5.13 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях.
По данному факту 30.03.2022 года членом административной комиссии Октябрьского округа г. Липецка ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ст. 5.13 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия АО «ЛГЭК» квалифицированы по статье 5.13 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, при этом поскольку в данном случае у АО «Липецкая городская энергетическая компания» имелось разрешение на проведение земляных работ, то судом первой инстанции верно сделаны выводы, что установленные по делу обстоятельства следует квалифицировать не как несвоевременное восстановление нарушенного благоустройства, а как непринятие мер по восстановлению дорожного покрытия, нарушенного в связи с производством земляных работ.
Неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу АО «ЛГЭК», в материалах дела не имеется. Принцип презумпции невиновности, установленный статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушен.
Из письма АО «ЛГЭК» № 493-13з от 22.12.2021 в адрес МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» следует, что АО «ЛГЭК» просит выдать разрешение для производства земляных работ по адресу: <адрес>, срок проведения земляных работ, включая восстановление благоустройства, просит установить с 21.12.2021 года по 26.01.2022 года.
На основании разрешения (ордера) на производство работ № 2052 от 23.12.2021 года АО «ЛГЭК» разрешено производство работ с 23.12.2021 года по 21.01.2022 года.
Однако в указанный срок работы в полном объеме завершены не были, что не оспаривалось АЛ «ЛГЭК» в рамках рассмотрения жалобы.
Доводам жалобы о том, что поскольку объекты водоснабжения и водоотведения, в том числе, по адресу проведения ремонтных работ, были переданы ООО «РВК - Липецк», именно на данное общество должна быть возложена обязанность по проведению восстановительных работ, дана надлежащая оценка.
Заключение договора аренды с какой-либо организацией не может служить основанием для освобождения АО «Липецкая городская энергетическая компания» от обязанности по выполнению работ, в том числе за осуществлением необходимого контроля за своевременным исполнением данных работ.
Совокупность имеющихся доказательств свидетельствует о доказанности факта непринятия АО «ЛГЭК» мер по своевременному восстановлению дорожного покрытия после проведения земляных работ по адресу: <адрес>, нарушенного в связи с производством земляных работ.
Вопреки доводам жалобы порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
В соответствии со статьей4.5 КоАПРФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – по истечении двух месяцев со дня обнаружения правонарушения.
Согласно части 1 статьи1.6 КоАПРФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днём периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Таким образом, длящееся правонарушение начинается с момента совершения действия (бездействия) и оканчивается вследствие действий самого виновного лица, направленных к прекращению административного правонарушения, или наступления событий, препятствующих совершению правонарушения (например, выявление административного правонарушения).
Содержание вышеизложенных норм права и описание объективной стороны вменяемого административного проступка позволяет прийти к выводу о том, что таковой является длящимся.
Полагаю необходимым отметить, что определение понятия «длящееся административное правонарушение» дано в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Таким образом, длящееся правонарушение начинается с момента совершения действия (бездействия) и оканчивается вследствие действий самого виновного лица, направленных к прекращению административного правонарушения, или наступления событий, препятствующих совершению правонарушения (например, выявление административного правонарушения).
Содержание вышеизложенных норм права и описание объективной стороны вменяемого административного правонарушения позволяет прийти к выводу о том, что таковое является длящимся, поскольку противоправное бездействие АО «ЛГЭК» выражается в длительном непрекращающемся непринятии мер по восстановлению дорожного покрытия, нарушенного в связи с производством земляных работ.
Как установлено судом, административное правонарушение, за совершение которого АО «ЛГЭК» привлечено к административной ответственности, было обнаружено административным органом 22.03.2022 года, постановление по делу об административном правонарушении вынесено 28.04.2022 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей норм Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не свидетельствует о том, что по делу допущены нарушения норм материального права и (или) процессуальные требования.
Административное наказание в виде штрафа назначено обществу в пределах санкции статьи 5.13 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление административной комиссии Октябрьского округа г. Липецка от 28 апреля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.13 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, в отношении АО «Липецкая городская энергетическая компания», и решение судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 29 июня 2022 года, оставить без изменения, жалобу «Липецкая городская энергетическая компания» - без удовлетворения.
Судья О.М. Киселева