ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1034/20 от 11.11.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-1034/2020

РЕШЕНИЕ

11.11.2020 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Билд» М. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 01.07.2020 года по делу №12-155/2020,

У С Т А Н О В И Л

Постановлением заместителя начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона – заведующего отделом экологического надзора г. Ялта Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО1 от 14.02.2020 года № 015137/0835 Общество с ограниченной ответственностью «Билд» (далее ООО «Билд») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.4.1 Закона Республики Крым от 25.06.2015 года № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» (далее Закона № 117-ЗРК) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Билд» обжаловало его в суд.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 01.07.2020 года по делу № 12-155/2020 (судья Алтунин А.В.) постановление заместителя начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона – заведующего отделом экологического надзора г. Ялта - старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО1 от 14.02.2020 года № 015137/0835 (далее Постановление № 015137/0835 ) оставлено без изменения, жалоба ООО«Билд» оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, ООО «Билд» подало жалобу, в которой просит Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 01.07.2020 года по делу № 12-155/2020 и Постановление № 015137/0835 отменить.

В судебное заседании, которое состоялось 11.11.2020 года, представители ООО«Билд» и Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым не явились, будучи извещенными о месте и времени слушания дела, явку своих представителе не обеспечили, с заявлениями об отложении слушания дела не обращались, в связи с чем в порядке ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( далее КоАП РФ) дело может быть рассмотрено в отсутствие их представителя по имеющимся в нем материалам.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Ст. 60 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Согласно ст.18 Закона Республики Крым от 25.12.2014 года № 50-ЗРК/2014 (далее Закона №50-ЗРК) редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты растительного мира заносятся в Красную книгу Республики Крым. Действия, которые могут привести к гибели, снижению численности, сокращению ареала распространения или нарушению мест произрастания объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым, запрещены.

В соответствии со ст.20 Закона № 50-ЗРК физические и юридические лица в соответствии с действующим законодательством обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, не допускать незаконных деяний, способных привести к их повреждению или уничтожению.

В случае необходимости удаления (сноса, уничтожения) зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, переданных с зелеными насаждениями в собственность (пользование) граждан либо юридических лиц из земель, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, такие лица обязаны получить в соответствии с действующим законодательством разрешительный документ от исполнительного органа государственной власти Республики Крым в области экологии и природопользования или соответствующих органов местного самоуправления и оплатить компенсационную и/или восстановительную стоимость удаленных (снесенных, уничтоженных) зеленых насаждений (ч.2 ст.20 Закона № 50-ЗРК).

Согласно ст. 2 Закона Республики Крым от 13.01.2015 года № 65-ЗРК/2015 «О Красной книге Республики Крым» (далее Закон № 65-ЗРК) Красная книга Республики Крым - официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии, распространении, мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных, дикорастущих растений и грибов (далее - объекты животного и растительного мира), постоянно или временно обитающих (произрастающих) в естественных условиях на территории (акватории) Республики Крым; перечень (список) объектов животного и растительного мира, взятых под особую охрану.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона № 65-ЗРК действия, которые могут привести к гибели, снижению численности, сокращению ареала распространения или нарушению среды обитания объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым, не допускаются.

Согласно ст.4.1 Закона №117-ЗРК уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Республики Крым, за исключением животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного нормативными правовыми актами Республики Крым порядка влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Материалы дела свидетельствуют о том, что на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 14.03.2020 года

№ 389 в период с 20.03.2019 года по 26.03.2019 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ПАРК ФОРОС» (далее ООО «ПАРК ФОРОС») с целью проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в части нарушения установленного режима особой охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории. В ходе указанной проверки было осуществлено обследование территории ООО «ПАРК ФОРОС», расположенной по адресу: <адрес>, и выявлен факт рубки 35 экземпляров кустарников вида «иглица колючая», занесённого в Красную книгу Республики Крым.

Указанные выше обстоятельства были зафиксированы в акте внеплановой выездной проверки, проведенной должностными лицами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, по результатам их изучения консультантом отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым – государственным инспектором Республики Крым ФИО1 31.10.2019 года в отношении ООО «Билд» составлен протокол об административном правонарушении №015137, в котором указано, что последним в ходе осуществления работ, являющихся предметом договора подряда №0402/19 от 04.02.2019 года, заключенного с ООО «ПАРК ФОРОС», была осуществлена самовольная рубка 35 экземпляров кустарников вида «иглица колючая», занесённого в Красную Книгу Республики Крым, которые произрастали на месте проведения работ.

По результатам изучения фактов, изложенных в протоколе об административном правонарушении от 31.10.2019 года заместителем начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона – заведующим отделом экологического надзора г. Ялта Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО1 14.02.2020 года принято Постановление №015137/0835, которым ООО «Билд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.4.1 Закона № 117-ЗРК и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350000 рублей.

Судья Ялтинского городского суда Республики Крым, рассмотрев жалобу ООО «Билд» и оставив без изменения Постановление №015137/0835, исходил из того, что вина этого юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.4.1 Закона № 117-ЗРК, подтверждается материалами дела.

Однако, указанные выводы судьи Ялтинского городского суда Республики Крым являются преждевременными.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1КоАПРФ).

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

Согласно ч. 1, 2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Материалы дела свидетельствуют о том, что между ООО «Билд» и ООО«Парк Форос» 04.02.2019 года заключен договор подряда №04-02/19, предметом, которого является осуществление строительных работ.

Заместитель начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона – заведующий отделом экологического надзора г. Ялта Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - старший государственный инспектор Республики Крым ФИО1, признавая ООО «Билд» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.4.1 Закона № 117-ЗРК, указывает на то, что согласно письма ООО «ПАРК ФОРОС» от 25.03.2019 № 209, последнее не проводило самостоятельно строительные работы по рытью траншей, замену наружных сетей электроснабжения, эти работы согласно условиям договора подряда № 04-02/19 от 04.02.2019 осуществляло ООО«Билд».

Указанные сведения, а также положения п. 6.12 договора подряда № 04-02/19 от 04.02.2019 года, по мнению должностного лица контролирующего органа, с которым согласился судья Ялтинского городского суда Республики Крым, при рассмотрении дела №12-155/2020, свидетельствовали о том, что именно ООО«Билд» была осуществлена самовольная рубка 35 экземпляров кустарников вида «иглица колючая», занесённого в Красную Книгу Республики Крым, которые произрастали на месте проведения работ.

При этом, судьей Ялтинского городского суда Республики Крым, при рассмотрении дела №12-155/2020 не была приняты во внимание показания сотрудников ООО «Билд» ФИО2 и ФИО3, отобранным 25.07.2019 г., в которых зафиксировано, что место прокладки траншей было согласовано с представителем ООО «ПАРК ФОРОС» начальником парковой службы ФИО4, которым никаких указаний о наличии растений, занесённых в Красную Книгу Республики Крым, произрастающих на месте проведения работ, по причине их заинтересованности в исходе дела, а дана оценка исключительно сведениям, доведенным должностными лицами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО1 и ФИО5, не оценив того, что первый из них является должностным лицом принявшим Постановление №015137/0835.

Однако судьей Ялтинского городского суда Республики Крым при рассмотрении дела №12-155/2020 не изучалась информация о том, что начальником парковой службы ООО «ПАРК ФОРОС» ФИО4 сотрудникам ООО «Билд» не было указано на наличие препятствий в прокладке траншей по причине произрастания растений, занесённого в Красную Книгу Республики Крым.. Указанное должностное лицо в Ялтинский городской суд Республики Крым при рассмотрении дела №12-155/2020 не вызывалось, правдивость показаний сотрудников ООО «Билд» ФИО2 и ФИО3 в оговоренной выше части не оценивалась.

При рассмотрении жалобы ООО «Билд» Верховным Судом Республики Крым направлялось определение об истребовании у Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым доказательств рубки 35 экземпляров кустарников вида «иглица колючая», занесённого в Красную Книгу Республики Крым, которые произрастали на месте проведения работ, являвшихся предметом договора подряда №04-02/19 от 04.02.2019 г.

Согласно информации, изложенной в письме Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым № 27091/1/2 от 09.11.2020 года, факт рубки 35 экземпляров кустарников вида «иглица колючая», занесённого в Красную Книгу Республики Крым, зафиксирован в фототаблице, копия которой на магнитном носителе приобщена к материалам дела.

При изучении указанных материалов не представляется возможным установить ни место рубки кустарников, ни время её осуществления, ни количество вырубленных растений.

При этом материалы дела не содержат каких-либо сведений о произрастании кустарников вида «иглица колючая» на территории, переданной в пользование ООО «ПАРК ФОРОС», их количестве.

Эта информация судьей Ялтинского городского суда Республики Крым при рассмотрении дела №12-155/2020 не истребовалась и не изучалась.

В своих дополнениях, поступивших в адрес Верховного Суда Республики Крым 09.11.2020 года, ООО «Билд» также указывает на то, что согласно ч. 1 ст. 3.1 и ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, при назначении которого учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В Постановление №015137/0835 также не приведены обоснования установления штрафа именно в сумме 350000 рублей.

В силу изложенного становится очевидным, что судья Ялтинского городского суда Республики Крым при рассмотрении дела №12-155/2020 не исследовал в порядке, предусмотренном ст. 26.1 КоАП РФ, все обстоятельства дела, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть его, привело к существенному нарушению требований КоАП РФ.

При таких обстоятельствах решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 01.07.2020 года по делу №12-155/2020 подлежит отмене, а дело- возвращению в Ялтинский городской суд Республики Крым на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 01.07.2020 года по делу №12-155/2020 отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Ялтинский городской суд Республики Крым.

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>