№ 21-103/2016
РЕШЕНИЕ
25 апреля 2019 года г. Горно-Алтайск
Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на решение судьи Кош-Агачского районного суда от 20 февраля 2019 года
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Ташантинского таможенного поста Алтайской таможни от 21 декабря 2018 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Решением судьи Кош-Агачского районного суда от 20 февраля 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.
С вынесенным решением не согласился ФИО1 и обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Алтай, в которой просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, указывая на его незаконность и необоснованность. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии со ст. 31 КАС РФ судья ВАА не имела права рассматривать данное административное дело, поскольку 05 февраля 2019 года ею рассмотрен протокол об административном правонарушении уполномоченного отделения административных расследований Ташантинского таможенного поста Алтайской таможни по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ в отношении заявителя и признала его виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ. По вступлению постановления в законную силу у ФИО1 изъят газовый пистолет с пятью патронами в магазине, один патрон с холостым зарядом, четыре с газовым. Заявитель указывает, что, таким образом, он дважды подвергнут административному наказанию за одно и тоже правонарушение. Также, судьей в нарушение действующего законодательства при назначении административного наказания не приняты во внимание пожилой возраст заявителя, наличие официального разрешения на ношение и владение газовым пистолетом. Судьей без извещения по административному делу, предусмотренному по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ отношении ФИО1 05 февраля 2019 года вынесла постановление об административном правонарушении.
ФИО1, будучи извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело без его участия.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Судья Кош-Агачского районного суда, рассматривая дело, исследовав собранные доказательства, установив у ФИО1 отсутствие разрешительных документов на ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации газового пистолета и патронов к нему, пришел к выводу о том, что факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Нахожу указанные выводы законными и обоснованными, сделанными в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего и полного анализа всех собранных доказательств по делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с п. 2 ст. 310 ТК ЕАЭС, таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
В целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, таможенный контроль может проводиться в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу Союза.
В соответствии с ч. 8 ст. 17 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему осуществляются в соответствии с законодательством Евразийского экономического союза.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 №30 «О мерах нетарифного регулирования» утверждены раздел 2.22 «Служебное и гражданское оружие, его основные (составные) части и патроны к нему» единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (далее - раздел 2.22 Единого перечня) и Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему (далее - Положение).
Согласно п. 1 раздела 2.22 Единого перечня на газовые пистолеты установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории. На патроны к газовому оружию самообороны также установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Союза (п. 22 раздела 2.22 Единого перечня).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» гражданское оружие подразделяется на: оружие самообороны: газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Пунктами 89, 90 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 №814, установлено, что ввозимые в Российскую Федерацию или вывозимые из Российской Федерации оружие и патроны подлежат обязательному таможенному досмотру при совершении в отношении оружия и патронов таможенных операций. Требования по осуществлению таможенного контроля и совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации оружия и патронов устанавливаются Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
На основании п.п. 5, 6 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему, ввоз и (или) вывоз оружия осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 №45 (далее - заключение (разрешительный документ)), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения. Ввоз и (или) вывоз физическими лицами оружия в качестве товаров для личного пользования осуществляются при наличии заключения (разрешительного документа).
Соответствующее заключение (разрешительный документ) выдается в случаях, указанных в пунктах 15 и 16 указанного Положения утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 №30 «О мерах нетарифного регулирования».
Исходя из вышеизложенного, в отношении газового оружия и патронов к нему установлены ограничения в обороте, в том числе в отношении ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации.
Перемещение данного товара через таможенную территорию Таможенного союза (кроме транзитных перевозок) осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), выданного органом, осуществляющим контроль в сфере оборота оружия.
В силу ст. 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности послужили те обстоятельства, что 16 июля 2018 года в зоне таможенного контроля Ташантинского таможенного поста, у ФИО1, следовавшего с территории Евразийского экономического союза через пункт пропуска МАПП «Ташанта» в Монголию, не имевшего разрешительного документа, на находящиеся в сопровождаемом багаже предметы в виде пистолета, магазина заряжения и 5 патроном. Это дало основание для проведения таможенного досмотра № по результатам которого был составлен акт таможенного досмотра №
Согласно заключению таможенного эксперта Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Экспертно-криминалистическая служба – региональный филиал, г. Новосибирск, № составленному 08 августа 2018года представленный на исследование пистолет относится к газовому оружию и является газовым пистолетом <данные изъяты> предназначенным для стрельбы патронами газового, раздражающего и звукового действия калибра 8 мм. Рыночная стоимость представленного на исследование пистолета газового <данные изъяты> и пяти патронов к нему на таможенной территории Российской Федерации по состоянию на 16 июля 2018 года составила 3 133 рубля 80 копеек. В исследовательской части заключения указано, что пистолет является гражданским оружием самообороны и к категории огнестрельного оружия не относится. Совместно с пистолетом были представлены патроны в количестве пяти штук – без пуль, со стороны дульца закрыты полимерными заглушками зеленого цвета (один патрон) и желтого цвета (четыре патрона). Сравнительным исследованием конструктивных данных и маркировочных обозначений исследуемых патронов со справочными материалами установлено, что представленный на исследование являются холостым светошумовым патроном и патронами раздражающего действия, промышленного производства к газовому оружию калибра 8 мм. Данные патроны к категории боеприпасов не относятся.
Указанные обстоятельства и вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 06 сентября 2018 года; докладной запиской о выявлении газового оружия от 16 июля 2018 года; актом таможенного досмотра от 16 июля 2018 года; фототаблицей; объяснением ФИО1 от 16 июля 2018 года, согласно которому ФИО1 пояснил, что пистолет принадлежит ему, каких-либо сопроводительных документов на данный товар у него не имелось, пассажирскую таможенную декларацию не заполнял, о том, что перемещать через таможенную границу в личных целях не разрешено он не знал, поэтому не стал декларировать данный товар; протоколом задержания товаров и документов на них от 16 июля 2018 года; актом отбора проб и (или) образцов товаров от 16 июля 2018 года; заключением таможенного эксперта № от 08 августа 2018 года; служебной запиской о рассмотрении запроса от 04 сентября 2018 года №; докладной запиской о заключении таможенного эксперта от 05 сентября 2018 года; приложением к протоколу; протоколом опроса свидетеля БВО.; протоколом об административном правонарушении от 06 декабря 2018 года.
Доводы жалобы о том, что в соответствии со ст.31 КАС РФ судья ВАА не имела права рассматривать данное административное дело, поскольку 05 февраля 2019 года ею рассмотрен составленный уполномоченным отделения административных расследований Ташантинского таможенного поста Алтайской таможни протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.2 КоАП РФ не имеет правового значения, поскольку нормы КАС РФ не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям. В данном случае нужно руководствоваться нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 29.2 КоАП РФ, содержащая перечень обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, не относит к ним факт предыдущего участия соответствующего судьи в рассмотрении того же или связанного с ним другого дела.
Иных оснований сомневаться в беспристрастности судьи Кош-Агачского районного суда при рассмотрении данного дела, наличия у него какой-либо заинтересованности в исходе дела не имеется.
Указание в жалобе на то, что по вступлению постановления в законную силу у ФИО1 изъят газовый пистолет с пятью патронами в магазине, один патрон с холостым зарядом, четыре с газовым, не нашло своего подтверждения в материалах дела.
Довод о том, что судьей без извещения по административному делу, предусмотренному по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ отношении ФИО1 05 февраля 2019 года вынесла постановление об административном правонарушении, не относится к данному делу, а поэтому не подлежит оценке.
Довод жалобы о том, что заявитель дважды подвергнут административному наказанию за одно и тоже правонарушение подлежит отклонению, поскольку материалы дела не содержат таких сведений.
Иные доводы жалобы не относятся к существу рассматриваемого дела.
Наказание за совершенное административное правонарушение соответствует характеру допущенного нарушения и назначено с учетом смягчающих вину обстоятельств в пределах санкции статьи, в минимальном размере.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных по делу постановления должностного лица и решения судьи Кош-Агачского районного суда Республики Алтай в ходе производства по настоящему делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
При таких обстоятельствах решение судьи соответствует требованиям закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Кош-Агачского районного суда от 20 февраля 2019 года, постановление начальника Ташантинского таможенного поста Алтайской таможни от 21 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, вынесенные в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Алтай Б.Е. Антух