ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1042/18 от 17.12.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕШЕНИЕ

от 17 декабря 2018 года по делу №21-1042/2018

Судья Терентьев А.Н.

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,

с участием представителя Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе

17 декабря 2018 года

жалобу ФИО1 на решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении ФИО1,

установил:

постановлением заведующего Феодосийского межрайонного отдела Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 руб.

В порядке пересмотра дела по жалобе ФИО5 на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Феодосийского городского суда Республики Крым 13 ноября 2018 года постановлено решение, которым постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении ФИО5, оставлено без изменения, а жалоба ФИО5 - без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи городского суда и постановлением должностного лица органа земельного надзора, ФИО5 подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил отменить вышеуказанные акты. В обоснование указал, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права, и неправильно оценил установленные обстоятельства.

Лиц, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, приказом заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ назначена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО5 (л.д.52-54). Приказ издан на основании мотивированного представления от ДД.ММ.ГГГГ о выявленных нарушениях при осуществлении мероприятия по контролю, вынесенного по результатам проведения административного обследования объекта земельных отношений (акты административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, , , ).

Специалистами Феодосийского межрайонного отдела Крымсельхознадзора без участия правообладателя в присутствии представителей Береговой сельской администрации проведен осмотр территорий земельных участков сельскохозяйственного назначения обшей площадью <данные изъяты> га с кадастровыми номерами , , , , (ранее присвоенный ), (ранее присвоенный ), (ранее присвоенный ) (акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ) с помощью GPS навигатора <данные изъяты> (инв. , закрепленного за Феодосийским межрайонным отделом) и картографического материала, находящегося в распоряжении сотрудников Крымсельхознадзора. При осмотре проводилась фотосъемка фотоаппаратом Olympus Stylus TG-4 (инв. ). Замеры велись при помощи лазерного дальномера BOSCH Professional CLM 250 VF (инв. ).

В процессе осмотра установлено, что указанные выше земельные участки не используются в сельскохозяйственном производстве, участки не ограждены, межевые знаки отсутствуют. Земельные участки заросли сорной растительностью (по морфологическим признакам схожая с пыреем, цикорием, бодяком, камышом и т.д.). Закустаренность составляет свыше 75%. Во время осмотра какие-либо работы по обработке почвы не проводились, сельскохозяйственная техника на участке отсутствовала. Визуальным осмотром установлены признаки не проведения правообладателем обязательных мероприятий, направленных на сохранение почв и их плодородие, не обеспечивается проведение обязательных мероприятий, направленных на защиту земель сельскохозяйственного назначения от негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

В ходе проверки направлялся запросы:

от ДД.ММ.ГГГГ-Г в ФГБУ «ЦАС «Крымский» о предоставлении информации о почвенных и агрохимических обследованиях земель сельскохозяйственного назначения, обследования уровня плодородия почв, заключении договоров на проведение указанных обследований. Из ответа директора ФГБУ «ЦАС «Крымский» ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что ФИО5 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не обращался за заключением договора о необходимости проведения агрохимических работ на землях с/х назначения;

от ДД.ММ.ГГГГ в ГАУ РК «ЦЛАТИ» о предоставлении документов, материалов и информации. Из ответа директора ГАУ РК «Центр лабораторного анализа и технических измерений» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что заявок на количественный химический анализ проб почв, согласно области аккредитации ГАУ РК «ЦЛАТИ», от владельца указанного земельного участка на территории села Береговое города Феодосия Республики Крым не поступало и договора с ним не заключалось;

от ДД.ММ.ГГГГ начальнику Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, об объектах недвижимости и (или) их правообладателях, согласно утвержденной формы приложения к Порядку предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ. Феодосийским городским управлением Госкомрегистра предоставлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, , , , , , , , из содержания которых следует, что ФИО5 является собственником земельных участков общей площадью <данные изъяты> га с кадастровыми номерами , , , (ранее присвоенный ), (ранее присвоенный ), (ранее присвоенный ). Право собственности на указанные земельные участки за ФИО5 зарегистрировано в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе осмотра указанных выше земельных участков выявлено, что указанные выше земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> га в сельскохозяйственном производстве не используются.

На основании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ/ЗН консультантом, государственным инспектором Феодосийского межрайонного отдела Крымсельхознадзора ФИО9 в отношении ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по признакам ч.2 ст.8.7 КоАП РФ (л.д.116-118).

Постановлением заведующего Феодосийского межрайонного отдела Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 руб. (л.д.130-139).

Диспозицией ч.2 ст.8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной, эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, составляет невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с ч.1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) в целях сохранности земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Ст.12 ЗК РФ установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земли, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Ст.42 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки только в строгом соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

В силу ч.1, 2 ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно ч.1 ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Согласно ст.71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора). Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность. При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом. По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО5 не выполняются обязанности, направленные на охрану земель сельскохозяйственного назначения.

Ч.1 и 2 ст.26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Исходя из положений ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.

В силу ст.26.11 КоАП РФ оцениваю представленные Службой по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым материалы дела №59/09-24/ЗН об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении ФИО5, как надлежащие доказательства.

Доводы жалобы ФИО5 опровергаются указанными выше доказательствами. Все доводы жалобы были предметом разбирательства в суде первой инстанции, им была дана надлежащая оценка, с которой нет оснований не согласиться. Доказательства обратного судом второй инстанции не установлены, кроме того, ФИО5 не представил суду достаточных доказательств, однозначно подтверждающих, что в силу объективных причин он не имел реальной возможности для своевременного выполнения возложенных на него земельным законодательством обязанностей, что он предпринял все зависящие от него меры по выполнению требований действующего законодательства в виде проведения агрохимического и эколого-токсилогического обследования принадлежащих ему земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Исходя из положений ст.1.5, 2.1. КоАП РФ, дав надлежащую оценку доказательствам по делу в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО5 не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм земельного законодательства Российской Федерации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по признакам ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФИО5 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено ФИО5 в пределах, установленных санкцией ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым основано на законе, а поэтому отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения,

решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, - без изменения.

Судья В.В. Агин