ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1045/2016 от 17.08.2016 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Садовая С.А. Дело № 7-21-1045

РЕШЕНИЕ

17 августа 2016 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника ООО «...» ФИО1 на решение судьи Красноармейского районного суда Приморского края от 20 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «...»,

установила:

постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах департамента лесного хозяйства Приморского края – государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Приморского края ФИО2 № 188, 189, 190-02/2015 от 25 марта 2016 года ООО «...» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.

Решением судьи Красноармейского районного суда Приморского края от 20 июня 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ООО «...» ФИО1 - без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи, защитник юридического лица ФИО1 подала жалобу в Приморский краевой суд, в которой просит отменить решение судьи, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения главного специалиста-эксперта департамента лесного хозяйства Приморского края ФИО3, прихожу к следующим выводам.

За использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, частью 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 52 и частью 1 статьи 53 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности, в том числе предупреждение лесных пожаров. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.

Согласно частям 1 и 2 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2014 года № 161 утверждены виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов.

Как следует из материалов дела, ООО «...» осуществляет использование лесов на территории Рощинского филиала КГУП «...» по договорам аренды лесных участков для заготовки древесины от 1 декабря 2008 года № 190/29, № 191/29 и № 193/29, заключенным между ООО «...» и управлением лесным хозяйством Приморского края.

В период с 16 по 31 марта 2015 года на основании требования Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 20 февраля 2015 года в отношении ООО ...» была проведена выездная внеплановая проверка требований лесного законодательства.

В ходе проверки установлено, что при использовании лесных участков в кварталах №№ 43-46, 51-53, 58-61, 64, 66 Голубичного участкового лесничества Рощинского лесничества в проекте освоения лесов от 2013 года раздел 4 «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» пункт 4.1 «Мероприятия по противопожарному обустройству лесов» таблицы 4.1.3 «Сведения о наличии и потребности в пожарной технике, оборудовании, снаряжении и инвентаре на лесном участке» и 4.1.4 «Потребность в средствах пожаротушения в местах проведения работ по заготовке древесины» не соответствуют положениям приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2014 года № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» (далее - Приказ № 161); в кварталах №№ 1-10, 12-17, 20-55, 67-70, 72-76, 81-85 Измайлихинского участкового лесничества, кварталах №№ 1-4 Голубичного участкового лесничества и в кварталах №№ 128-130, 135, 136, 142, 143, 145-151, 157-159 Восточного участкового лесничества Рощинского лесничества в проекте освоения лесов от 2013 нормативы обеспечения средствами предупреждения и тушения лесных пожаров не соответствуют требованиям нормативов обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса, предусмотренные приложением 2 Приказа № 161 от 28 марта 2014 года.

Установленные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «...» к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соотвествии с постановлением от 25 марта 2016 года.

Проверив правильность установления обстоятельств дела, оценив представленные доказательства, судья районного суда согласилась с законностью и обоснованностью привлечения юридического лица к административной ответственности и назначения ему наказания.

Вместе с тем, судьёй не было учтено следующее.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закреплённых в статье 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сроков давности привлечения к административной ответственности.

В силу положений статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности по делам об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год. При длящемся правонарушении срок исчисляется со дня его обнаружения.

Правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является длящимся, так как выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Привлекая ООО «...» к административной ответственности 25 марта 2016 года, должностное лицо административного органа и судья, согласившийся с законностью вынесенного по делу постановления, исходили из того, что датой обнаружения правонарушения следует считать дату составления акта проверки № 04-08-07/15 - 31 марта 2015 года.

Между тем, в материалах дела имеется справка, составленная в рамках проверки, проведенной должностными лицами административного органа в сроки с 16 по 31 марта 2015 года, согласно которой все обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, стали известны должностным лицам 19 марта 2015 года, в день составления названной справки.

Таким образом, датой обнаружения правонарушения, совершенного ООО «...» по части 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует считать 19 марта 2015 года и именно с этой даты исчислять течение срока давности привлечения к административной ответственности.

При таком положении срок давности привлечения ООО «...» истек 19 марта 2016 года, что исключало привлечение общества к административной ответственности 25 марта 2016 года.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях наличие обстоятельства, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является основанием для отмены вынесенных в отношении ООО «...» постановления начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах департамента лесного хозяйства Приморского края ФИО2 № 188, 189, 190-02/2015 от 25 марта 2016 года и решения судьи Красноармейского районного суда Приморского края от 20 июня 2016 года и прекращения производства по настоящему делу.

Оснований для прекращения производства по делу по иному основанию, на чём настаивает в жалобе защитник ООО «...», не имеется, поскольку обществом допущено нарушение обязанностей по противопожарному обустройству лесов, предусмотренных подпунктами «з» пунктов 11 договоров аренды.

Нарушение любого из условий договора образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решила:

постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах департамента лесного хозяйства Приморского края – государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Приморского края ФИО2 № 188, 189, 190-02/2015 от 25 марта 2016 года и решение судьи Красноармейского районного суда Приморского края от 20 июня 2016 года, вынесенное в отношении ООО «...» по части 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить по пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ о административных правонарушениях.

Судья Е.В. Королева