ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-104/20 от 13.01.2019 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0013-01-2019-006348-51

Дело № 21-104/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

11 марта 2020 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 03 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,

установил:

Постановлением начальника отдела государственной инспекции труда в Тюменской области от 23.08.2019 г. № 72/6-40-19- ИЗ/12-7231-И/58-20, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее по тексту также – ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 03 декабря 2019 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «РЖД» оставлена без удовлетворения.

С данным решением не согласно ОАО «РЖД», в лице защитника Агарёва В.В. который в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 03 декабря 2019 года отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, указывая, что в протоколе и постановлении об административном правонарушении отсутствует описание события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий привлекаемого к административной ответственности лица в соответствии с частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку из содержания оспариваемого постановления нельзя установить, какие действия (бездействие) образуют объективную сторону административного правонарушения, вменяемого ОАО «РЖД». Полагает, что ОАО «РЖД» были выполнены все требования норм и правил по охране труда в отношении потерпевшего, а несчастный случай произошёл вследствие нарушений требований охраны труда самим потерпевшим.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав защитника ОАО «РЖД» ФИО1, просившую об удовлетворении жалобы, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 23.08.2019 г. и решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 03 декабря 2019 года отмене, либо изменению не подлежащими по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, в частности из утвержденного 08.05.2019 г. акта № 1 о несчастном случае на производстве, 12.04.2019 г. в 08 часов 46 минут бригада Камышловского района контактной сети выехала на автомотрисе АДМ-542 из района контактной сети станции Камышлов до станции Пышминская с целью производства работ по наряду-допуску № 20 для проверки состояния и регулировки контактной подвески в границах опор №195-173 перегона Пышминская - Богданович категории «со снятием напряжения и заземлением» под руководством и.о. начальника района контактной сети М. После выезда на автомотрисе бригады в составе: и.о. начальника района контактной сети М. (5 группа по электробезопасности), электромонтера Ф. (4 группа по электробезопасности) (исполняющий обязанности помощника машиниста), электромонтера Р. (5 группа по электробезопасности), машиниста автомотрисы В. (3 группа по электробезопасности) из гаража района контактной сети, дежурный по станции Камышлов приготовил маршрут на 6 путь. На 6 пути по указанию и.о. начальника района контактной сети М., увидевшего отсутствие струны у опор контактной сети № 77-79, машинист автомотрисы В. остановил автомотрису. И.о. начальника района контактной сети М. поручил электромонтерам контактной сети Ф. и Р. подняться на подъемник автомотрисы для установки струны. Электромонтеры контактной сети Ф. и Р. установили 3-х метровую лестницу на несущий трос. Электромонтер Ф. поднялся по лестнице для крепления струны к несущему тросу, закрепил конец струны, при этом бухта провода для изготовления струны лежала на площадке подъемника, поставив тем самым, площадку под потенциал 3,3 кВ. При креплении струны к контактному проводу электромонтер Р. запросил ножницы у находящегося внизу на площадке автомотрисы М., для регулировки струны по длине. И.о. начальника района контактной сети М., в костюме от термических рисков электрической дуги, сапогах кожаных для защиты от повышенных температур на маслобензостойкой подошве, но без термостойких перчаток, с «палубы» автомотрисы стал подавать неизолированные ножницы электромонтеру Р., находящемуся на подъемнике и одетому в костюм от термических рисков электрической дуги, но без перчаток, коснулся ножницами нижней части подъемника и правой руки электромонтера ФИО2, перекрыл изоляцию подъемника и попал под напряжение 3,3 кВ, вследствие чего получил электротравму. По результатам расследования установлено, что М. прошел обучение и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с требованиями статей 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления № 1/29 от 13.01.2001 г. «Об утверждении Порядка по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Предварительный медицинский осмотр на допуск к работе М. прошел, психиатрическое освидетельствование пройдено. М. был обеспечен в полной мере средствами индивидуальной защиты и спецодеждой, что подтверждается личной карточкой учета выдачи средств индивидуальной защиты. Система управления охраной труда регламентирована локально-нормативными актами, утвержденными работодателем. Имеется утвержденное Положение о системе управления охраной труда, где с учетом специфики деятельности ОАО «РЖД» включены разделы, предусмотренные п. 8 Типового положения, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда». Определены основные опасности, их оценка, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня Профессионального риска, а также определены основные направления о принятии мер по снижению уровней профессиональных рисков. Работники проинформированы об уровнях профессиональных рисков. Основной причиной несчастного случая является неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся:

в нарушении глав 5.3, 5.4. Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог ОАО «РЖД», утвержденных распоряжение ОАО «РЖД» от 16.12.2010 г. № 103 и главы 5 пункта 5.1.и главы 16 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2013 г. 328н - выполнение работ без выполнения организационно-технических мероприятий;

в нарушении пункта 8.6.1 Инструкции по безопасности для электромонтеров контактной сети, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 16.12.2010 г. № 104 - бригада выполняла работу по замене струны с вышки автомотрисы «под напряжением»;

в нарушение пункта 4.6.2 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденных приказом Минэнерго России от 30.07.2003 г. № 261 - работники находились на месте производства работ не в полном комплекте от термических рисков электрической дуги (без перчаток, каски);

Отсутствие контроля со стороны руководства за выполнением работающими своих обязанностей в соответствии со спецификой производимых работ, допущено нарушение требования пункта 5.17. должностной инструкции начальника Тюменской дистанции электроснабжения Свердловской дирекции по энергообеспечению, пункта 2.15 должностной инструкции заместителя начальника Тюменской дистанции электроснабжения по контактной сети, пункта 2.3 должностной инструкции главного инженера Тюменской дистанции электроснабжения по контактной сети, ст. 22, 211, 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

Девятнадцатого августа 2019 года в отношении ОАО «Российские железные дороги» начальником отдела Государственной инспекции труда в Тюменской области составлен протокол № 72/6-40-19-ПЗ/12-6943-И/58-20 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 5.27.1. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Тюменской области от 23.08.2019 г. № 72/6-40-ИЗ/12-7231-И/58- 20 ОАО «Российские железные дороги» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В соответствии со статьёй 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В силу статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Абзацем 6 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

Правилами безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорого ОАО «РЖД», утвержденными распоряжением ОАО РЖД от 16.12.2010 г. № 103, определены организационные мероприятия по обеспечению безопасности работающих, а именно: выдача наряда ответственному руководителю работ, производителю работ, выдача распоряжения производителю работ; целевой инструктаж выдающим наряд ответственного руководителя работ, производителя работ и членов бригады, выделенных для завешивания заземляющих штанг; выдача разрешения на подготовку места работы; целевой инструктаж производителем работ членов бригады и допуск к работе; надзор во время работы; оформление перерывов в работе, переходов на другое рабочее место, продления наряда и окончания работы. Надзор за работающими с целью обеспечения их безопасности должен осуществлять производитель работ, а также ответственный руководитель работ. Производитель работ не должен принимать участие в работе по наряду. Если работа выполняется по одному наряду двумя или более группами работников, при выписке наряда в каждой группе назначается свой наблюдающий. Производитель работ в этом случае осуществляет общее руководство работами и контролирует выполнение мер безопасности во всех группах. Работники, ведущие надзор, обязаны непрерывно контролировать выполнение работ исполнителями в полном соответствии с выданным нарядом и технологией, следить за соблюдением членами бригады требований безопасности в соответствии с Инструкцией. В случае нарушения требований безопасности, они обязаны приостановить работу и доложить производителю работ (ответственному руководителю работ). Электромонтеры могут быть допущены к работе после проведения целевого инструктажа и повторной подписи в наряде. При необходимости проверки качества работы производитель работ должен на это время назначить наблюдающего из состава бригады. Если производителю работ по каким-либо причинам необходимо на короткое время отлучиться с места работы, то его может на это время заменить ответственный руководитель работ. На это время производитель работ должен передать наряд ответственному руководителю работ. При совмещении обязанностей производителя работ и ответственного руководителя работ, или если ответственный руководитель работ не назначался, бригада должна прекратить работу, собраться в указанном производителем работ месте и возобновить работу лишь после возвращения производителя работ (подпункт 5.3.36). Если на месте работ присутствуют руководители службы, дистанции электроснабжения, начальник района контактной сети, старший электромеханик или электромеханик, и они не являются производителями работ, ответственными руководителями работ (на них не выписан наряд), то эти работники обязаны также осуществлять надзор за соблюдением работающими требований безопасности. Им не разрешается принимать участие в работах без соответствующего оформления в наряде и подменять производителя работ (подпункт 5.3.37).

В силу пункта 5.4 указанных Правил, техническими мероприятиями, обеспечивающими безопасность работающих со снятием напряжения и заземлением, являются: закрытие путей перегонов и станций для движения ЭПС или всех поездов, выдача предупреждений на поезда и ограждение места работ; снятие рабочего напряжения, вывешивание запрещающих плакатов и принятие мер против ошибочной подачи его на место работы, включение устройств защиты персонала от наведенного напряжения УЗС (при их наличии); проверка отсутствия напряжения; наложение заземлений, шунтирующих штанг или перемычек, включение разъединителей; освещение места работы в темное время суток.

В силу пункта 5.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2013 г. № 328н организационными мероприятиями, обеспечивающими безопасность работ в электроустановках, являются: оформление работ нарядом, распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации; выдача разрешения на подготовку рабочего места и на допуск к работе с учетом требований пункта 5.14 Правил; допуск к работе; надзор во время работы; оформление перерыва в работе, перевода на другое место, окончания работы.

Главой 16 указанных правил определено, что при подготовке рабочего места со снятием напряжения, при котором с токоведущих частей электроустановки, на которой будут проводиться работы, снято напряжение отключением коммутационных аппаратов, отсоединением шин, кабелей, проводов и приняты меры, препятствующие подаче напряжения на токоведущие части к месту работы, должны быть в указанном порядке выполнены следующие технические мероприятия: произведены необходимые отключения и приняты меры, препятствующие подаче напряжения на место работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационных аппаратов; на приводах ручного и на ключах дистанционного управления коммутационных аппаратов должны быть вывешены запрещающие плакаты; проверено отсутствие напряжения на токоведущих частях, которые должны быть заземлены для защиты людей от поражения электрическим током; установлено заземление; вывешены указательные плакаты "Заземлено", ограждены при необходимости рабочие места и оставшиеся под напряжением токоведущие части, вывешены предупреждающие и предписывающие плакаты.

Пунктом 8.6.1 Инструкции по безопасности для электромонтеров контактной сети, утверждённая распоряжением ОАО «РЖД» от 16.12.2010 г. № 104, предусмотрено, что работы под напряжением на контактной сети постоянного и переменного тока разрешено выполнять с изолирующих съемных вышек или с изолирующих навесных стеклопластиковых лестниц. Запрещается выполнять работы под напряжением с автомотрис и автодрезин. При выполнении работ под напряжением необходимо выполнить основное правило электробезопасности: при выполнении работ в местах секционирования включить секционные разъединители. Прежде чем коснуться с изолирующего средства какого-либо элемента контактной сети для шунтирования тела работающего необходимо завесить на элемент контактной сети шунтирующую штангу вышки, изолирующей навесной стеклопластиковой лестницы, установить на месте работы переносные шунтирующие перемычки. Приближение инструментом или деталями к электроопасным элементам (нейтральным или заземленным) на расстояние менее 0,8 м запрещено.

Пунктом 4.6.2 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной приказом МинЭнерго России от 30.06.2003 г. № 261, определено, что в комплекты защиты от электрической дуги входят каска термостойкая с защитным экраном для лица, подшлемник термостойкий, перчатки термостойкие. В комплект дополнительно могут входить белье нательное хлопчатобумажное или термостойкое и дополнительная куртка-накидка.

Таким образом из изложенного следует, что должностное лицо ОАО «РЖД» - и.о. начальника района контактной сети М. при ненадлежащем, в нарушение действующих нормативных требований, контроле со стороны указанных иных должностных лиц данного общества, принял решение о восстановлении струны у опор контактной сети № 77-79, что не было предусмотрено нарядом-допуском № 20, без выполнения перечисленных мероприятий по недопущению поражения электрическим током, в частности, без снятия напряжения и обеспечения заземления, что противоречит приведённым государственным нормативным требованиям в области охраны труда, при этом работы проводились с нарушением указанных требований с автомотрисы и в части применения защитных средств.

В то же время то обстоятельство, что в результате нарушения государственных нормативных требования в области охраны труда, допущенных при производстве ремонтных работ по восстановлению струны у опор контактной сети № 77-79, пострадал, в частности, сам и.о. начальника района контактной сети М., наряду с иными указанными лицами допустивший нарушение данных требований, об отсутствии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствует и освобождения данного общества от административной ответственности, предусмотренной указанной, нормой, не влечёт.

Нахожу, что судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: акта № 1 о несчастном случае на производстве, утвержденном 08.05.2019 г.; протокола № 72/6-40-19-ПЗ/12-6943-И/58-20 от 19.08.2019 г. об административном правонарушении; акта о расследовании группового несчастного случая от 08.05.2019 г. пришёл к обоснованному выводу о нарушении ОАО «РЖД» государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, и оналичии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда решения, не допущено, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, в соответствии с установленной частью 1 ст. 5.27.1 указанного Кодекса санкцией, оснований к отмене решения судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 03 декабря 2019 года в отношении ОАО «РЖД» оставить без изменения, жалобу ОАО «РЖД» оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко