ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-104/2015 от 17.03.2015 Иркутского областного суда (Иркутская область)

  Дело № 21-104/2015

 Р Е Ш Е Н И Е

 г. Иркутск 17 марта 2015 года

 Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием переводчика Б. дело по жалобе начальника таможенного поста Аэропорт Иркутск Иркутской таможни Лысенко Е.Н. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 26 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина КНР Г.,

 У С Т А Н О В И Л:

 05 июля 2014 года в 15 часов 05 минут местного времени в зале прилета международного аэропорта г. Иркутска, расположенного по адресу: <адрес изъят>, гражданин КНР Г., прибывший на таможенную территорию таможенного союза авиарейсом № Номер изъят, следовавшим по маршруту Пекин (Китайская Народная Республика) – Иркутск (Российская Федерация), для перемещения им товаров в сопровождаемом багаже выбран «зеленый» коридор.

 В ходе таможенного контроля в форме устного опроса, получения объяснений и таможенного досмотра в сопровождаемом багаже гражданина КНР Г. обнаружены сигареты в количестве 400 штук, упакованные в два блока, красного цвета с надписью SUYAN, 200 и другими надписями на английском языке и надписями, выполненными иероглифами, в каждом блоке 2000 штук сигарет.

 Весь товар новый, блоки упакованы в прозрачный полиэтиленовый пакет и закрыты фабричным способом.

 Постановлением начальника таможенного поста Аэропорт Иркутск Иркутской таможни Лысенко Е.Н. от 18 июля 2014 года гражданин КНР Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.

 Решением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска Беловой Е.В. от 26 декабря 2014 года постановление начальника таможенного поста Аэропорт Иркутск Иркутской таможни Лысенко Е.Н. от 18 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина КНР Г. отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Г. прекращено, протест Байкало-Ангарского транспортного прокурора Н. удовлетворен.

 В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, начальник таможенного поста Аэропорт Иркутск Иркутской таможни Лысенко Е.Н., просит отменить решение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутская возвратить дело на новое рассмотрение, считает его незаконным и необоснованным, поскольку оно основано на неправильном применении норм таможенного законодательства Таможенного союза.

 В судебное заседание Г. и Лысенко Е.Н. не явились, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляли, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть жалобу без участия вышеуказанных лиц.

 Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, заслушав заключение старшего помощника Байкало-Ангарской транспортной прокуратуры С., возражавшей в удовлетворении жалобы, прихожу к следующим выводам.

 Несоблюдение гражданами установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет административную ответственность по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

 Согласно Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (ст. 152).

 Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза (подпункт 8 пункт 1 статьи 4).

 Понятие внешнеторговой деятельности, импорта и экспорта приведены также в статье 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Согласно названной правовой норме участниками внешнеторговой деятельности являются российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью.

 Внешнеторговая деятельность, связанная с табачной продукцией, является лицензируемым видом деятельности, следовательно, участниками такой деятельности, подлежащими административной ответственности по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются физические и юридические лица, обязанные в силу закона иметь лицензию на данный вид деятельности.

 Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 года, установлено, что внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами. Участниками внешнеторговой деятельности являются юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, зарегистрированные в одном из государств Сторон и созданные в соответствии с законодательством этого государства, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории одного из государств Сторон, являющиеся гражданами этого государства или имеющие право постоянного проживания в нем либо зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством этого государства. Гражданина КНР Г. ни к одной из названных категорий лиц отнесен быть не может, поскольку в деле не имеется доказательств, что он имеет постоянное или преимущественное место жительства на территории одного из государств Сторон или имеет право постоянного проживания в нем либо зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством этого государства.

 Довод жалобы  о том, что подпункт 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза не содержит исчерпывающего перечня мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, противоречит буквальному толкованию названного нормативного правового акта, поскольку ссылок на законоположения, содержащие указания на дополнительные меры, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, и не перечисленные в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, жалоба начальника таможенного поста Аэропорт Иркутск Иркутской таможни не содержит. Статья 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливает перечня запретов и ограничений, за несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность, т.е. она имеет отсылочный характер. Следовательно, для установления в деянии лица состава административного правонарушения необходимо доказать факт нарушения таким лицом требований конкретного нормативного правового акта, устанавливающего соответствующий запрет или ограничение в смысле, придаваемом ему законом об административной ответственности.

 Возражая против удовлетворения жалобы должностного лица таможенного органа, старший помощник Байкало-Ангарского транспортного прокурора С. в заключении по делу указала, что в Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами (далее - запреты и ограничения), предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.

 Статьей 1 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 года «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» даны понятия внешней торговли товарами, экспорта и импорта товаров. Федеральным законом № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (пункты 4 и 7 статьи 2) установлено, что внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью, а внешняя торговля товарами представляет собой импорт и (или) экспорт товаров.

 Определение понятия экспорта товаров закреплено в статье 212 Таможенного кодекса Таможенного союза, согласно которой «экспорт» - это таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за её пределами.

 Основное понятие импорта дано в статье 209 Таможенного кодекса Таможенного союза и именуется таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления». Выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим Кодексом.

 Статьей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза товар определяется как любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу и подразделяется на 3 вида:

 товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом, то есть не связанных с внешнеторговой деятельностью - экспортом и импортом;

 товары таможенного союза - находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары:

 полностью произведенные на территориях государств - членов таможенного союза;

 ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза;

 изготовленные на территориях государств - членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза;

 иностранные товары - товары, не являющиеся товарами таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

 Понятия «импорт» (выпуск для внутреннего потребления) и «экспорт» располагаются в разделе 6 Таможенного кодекса Таможенного союза «Таможенные процедуры», предназначенные для перемещения товаров в рамках внешнеторговой деятельности, в том числе, физическими лицами, осуществляющими перемещение через таможенную границу таможенного союза коммерческих партий товаров (не для личного пользования).

 Порядок перемещения товаров для личного пользования определен в разделе 7 Таможенного кодекса Таможенного союза «Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров» и регламентируется положениями главы 49 названного Кодекса.

 Таким образом, порядок перемещения товаров для личного пользования является отдельной таможенной операцией, которая не относится к таможенным процедурам, в частности, к процедурам «экспорта» и «выпуска для внутреннего потребления» (импорта). Товары для личного пользования не могут быть предметами внешнеторговой деятельности, то есть импорта и экспорта, в связи с чем, на них не распространяются запреты и ограничения, установленные пунктом 8 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза и они не могут быть предметами административного правонарушения по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Действующим таможенным законодательством определено, что перемещение товаров для личного пользования не является внешнеторговой деятельностью. Из понятия «товар» законодательно выделен самостоятельный вид товара – товары для личного пользования, определено их предназначение, которое не связано с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе внешнеторговой деятельности. Перемещение товаров для личного пользования является таможенной операцией и не регламентируется таможенными процедурами экспорта-импорта, как на том настаивает в жалобе начальник таможенного органа Лысенко Е.Н.

 У таможенного органа не имеется доказательств того, что Г. занимается внешнеторговой деятельностью, зарегистрирован в качестве лица, ведущий такую деятельность, и ввез сверх нормы свыше 200 сигарет в целях осуществления предпринимательской деятельности. В отношении 200 сигарет, незаконно перемещенных Г. через таможенную границу, таможенным органом должны применяться требования статьи 145 Таможенного кодекса Таможенного союза.

 Суд соглашается с позицией прокурора, изложенной в заключении по данному делу и полагает, что оснований для отмены решения судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска, как о том поставлен вопрос в жалобе, не имеется. Судом по данному делу в полной мере соблюдены процессуальные требования, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выводы суда об отсутствии в действиях Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на законе, подлежавшем применению по данному делу.

 Учитывая изложенное, жалоба начальника таможенного поста Аэропорт Иркутск Иркутской таможни Лысенко Е.Н. удовлетворению не подлежит.

 Руководствуясь статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 Р Е Ш И Л:

 решение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 26 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина КНР Г. оставить без изменения, жалобу начальника таможенного поста Аэропорт Иркутск Иркутской таможни Лысенко Е.Н. – без удовлетворения.

 Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда.

 Судья Слепнёв П.И.