ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-105-19 от 04.03.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 21-105-19

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кемерово 4 марта 2019 г.

Судья Кемеровского областного суда Недорезов Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении

Акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», находящегося по адресу: Пионерский бульвар, 4 «А», г. Кемерово,

по жалобе заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по республикам Хакассия и Тыва и Кемеровской области З. на решение судьи Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 25 декабря 2018 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по республикам Хакассия и Тыва и Кемеровской области З. от 18 октября 2018 г. АО «УК «Кузбассразрезуголь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением судьи Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 25 декабря 2018 г. постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.

В жалобе должностное лицо административного органа просит решение судьи отменить как незаконное и необоснованное.

На жалобу защитником АО «УК «Кузбассразреуголь» принесены возражения.

Проверив материалы дела, выслушав заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по республикам Хакассия и Тыва и Кемеровской области З. и специалиста-эксперта отдела правовой работы М., поддержавших доводы жалобы, защитников АО «УК «Кузбассразреуголь» Мясоедову П.В., Титова А.Н., Латохина В.А. и Беккера Э.В., возражавших против отмены судебного решения, а также допрошенного в качестве специалиста Р., прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ установлена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Земельного кодекса РФ при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Согласно абз. 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо подлежит административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из представленных материалов, в ходе проверки, проведенной должностными лицами Россельхознадзора в период с 29 августа по 14 сентября 2018 г. было установлено, что АО «УК «Кузбассразрезуголь», при проведении работ по добыче каменного угля, допустило порчу земель сельскохозяйственного назначения в результате размещения отвалов горных пород и перекрытия отходами 5 класса опасности земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 443013 кв.м., расположенных в <адрес>, без предварительного снятия плодородного слоя почвы.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по республикам Хакассия и Тыва и Кемеровской области постановления о привлечении АО «УК «Кузбассразрезуголь» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Отменяя постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о существенном нарушении должностным лицом Россельхознадзора процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При этому суд сослался на положения п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, указав в описательно-мотивировочной части решения о том, что дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.

Между тем, судом не было учтено следующее.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.

Принимая во внимание приведенные выше положения, выводы судьи районного суда об отмене постановления по делу об административном правонарушении ввиду нарушения должностным лицом процессуальных требований, влекли направление дела на новое рассмотрение, а при истечении срока давности привлечения к административной ответственности - прекращение производства по делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Однако, суд вынес решение о прекращении производства по делу, ссылаясь лишь на нарушения процессуальных требований, без приведения мотивов принятого решения в части отсутствия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.

Указанные выше обстоятельства, свидетельствуют о существенном нарушении судьей районного суда процессуальных требований, предусмотренных ст.ст. п. 6 ч. 1 ст. 29.10, ч.ч. 1 и 2 ст. 30.7 КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В то же время в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем возвращения дела в районный суд на новое рассмотрение.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, составляет 1 год.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.

Согласно протоколу об административном правонарушении и постановлению о назначении административного наказания, порча земель сельскохозяйственного назначения произошла в результате действий АО «УК «Кузбассразрезуголь» выразившихся в размещении отвалов горных пород на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами (размещение отвала на площади 59771 кв.м), (размещение отвала на площади 55748 кв.м), (размещение отвала на площади 57281 кв.м), (размещение отвала на площади 60019 кв.м), (размещение отвала на площади 60038 кв.м), (размещение отвала на площади 60002 кв.м), (размещение отвала на площади 30488 кв.м), (размещение отвала на площади 59666 кв.м), без предварительного снятия плодородного слоя почвы (л.д. 297-300, 309-325 адм. материала).

Совершение иных действий, вследствие которых произошла порча земель сельскохозяйственного назначения, обществу вменено не было.

Согласно акту проверки № 416/937-в-ЗН от 17 ноября 2017 г. факт размещения отвалов горных пород на указанных выше земельных участках сельскохозяйственного назначения был установлен должностными лицами Управления Россельхознадзора по республикам Хакассия и Тыва и Кемеровской области в ходе внеплановой проверки, проведенной в период с 3 по 14 ноября 2017 г. (л.д. 243-254 адм. материала).

В ходе проверки, проведенной в период с 29 августа по 14 сентября 2018 г., каких-либо иных нарушений, повлиявших на порчу указанных выше земель сельскохозяйственного назначения, в действиях АО «УК «Кузбассразрезуголь» не выявлено, в акте проверки № 358/763-в-ЗН от 19 сентября 2018 г. не приведено (л.д. 39-56).

Таким образом, факт совершения административного правонарушения, был выявлен должностными лицами Россельхознадзора в период с 3 по 14 ноября 2017 г., следовательно, на момент рассмотрения жалобы должностного лица административного органа установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения общества к административной ответственности истек.

Принимая во внимание, что производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «УК «Кузбассразрезуголь» было прекращено, а на момент рассмотрения поданной жалобы срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, возможность возобновления производства по данному делу, в том числе для правовой оценки действий юридического лица на предмет доказанности состава административного правонарушения, утрачена.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 25 декабря 2018 г. оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по республикам Хакассия и Тыва и Кемеровской области З. – без удовлетворения.

Судья (подпись) Д.В. Недорезов