ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1054/2022 от 20.10.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Третьякова Д.К. Дело

Р Е Ш Е Н И Е

20 октября 2022 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника МУПВ «ВПЭС» - Харновец Ю.Н. на решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 11 июля 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей»,

у с т а н о в и л а:

постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае Ремезовой Е.Б. от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное унитарное предприятие города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» (далее МУПВ «ВПЭС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 11 июля 2022 года указанное постановление должностного лица изменено, административный штраф снижен до 65 000 рублей.

В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, защитником МУПВ «ВПЭС» - Харновец Ю.Н. ставится вопрос об отмене решения судьи в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав защитника МУПВ «ВПЭС» Харновец Ю.Н., поддержавшую доводы жалобы, возражения старшего государственного инспектора труда Ремезовой Е.Б., прихожу к следующим выводам.

Частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В силу части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В силу требований статьи 212 Трудового кодекса РФ на работодателя возложена обязанность организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

Средства индивидуальной защиты работников (СИЗ) – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (часть 7 статьи 209 Трудового кодекса РФ).

Согласно части 1 и 3 статьи 221 Трудового кодекса РФ, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

В соответствии с пунктом 13 Приказа Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной зашиты» работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.

Сроки пользования СИЗ определены в типовых нормах и исчисляются со дня их фактической выдачи работникам. (абзац 2 пункт 13, пункт 14 Правил обеспечения СИЗ, Письма Минтруда России от 02.11.2016 № 15-2/ООГ-3886).

В соответствии с подпунктом 2 раздела 1, подпунктом 830 раздела 39 Приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 297 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики» слесарю по ремонту оборудования тепловых сетей и водителю автомобиля полагается выдача один раз в год такого средства индивидуальной защиты как жилет сигнальный 2 класса защиты.

Согласно пунктам 7 и 41 Приложения № 4 «Формы подтверждения соответствия средств индивидуальной защиты» Технического Регламента Таможенного Союза TP ТС 019/2011 «О Безопасности Средств Индивидуальной Защиты» (утверждено Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты») такое средство индивидуальной защиты как жилет сигнальный (одежда специальная сигнальная повышенной видимости) относится ко второму классу риска.

Под вторым классом риска следует понимать такие средства индивидуальной защиты, которые защищают работника от гибели или от опасностей, которые могут причинить его здоровью необратимый вред (пункт 5.5 Технического Регламента Таможенного Союза TP ТС 019/2011).

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ в рамках осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, проведена плановая выездная проверка в отношении МУПВ «ВПЭС».

По итогам проверки установлено, что согласно личной карточке учета выдачи СИЗ на работника Бабина П.П. принятого ДД.ММ.ГГГГ на должность слесаря по ремонту оборудования тепловых сетей установлены следующие нормы выдачи СИЗ:

1. Костюм х/б - 1 шт. на 1 год;

2. Плащ для защиты от воды - 1 шт. на 2 года;

3. Жилет сигнальный 2 кл. защиты - 1 шт. на 1 год;

4. Перчатки с полимерным покрытием - 24 пары на 1 год;

5. Каска защитная - 1 шт. на 2 года;

6. Подшлемник под каску- 1 шт. на 2 года.

7. Ботинки кожаные или сапоги кожаные с защитным подноском - 1 пара на год;

8. Сапоги резиновые с защитным подноском - 1 пара на 2 года.

В личной карточке учета выдачи СИЗ на работника Бабина П.П. отражены следующие выданные СИЗ:

1. Костюм х/б выдан 18.05.2020 в количестве 1 шт.;

2. Ботинки кожаные выданы 18.05.2020 в количестве 1 пары;

3. Каска выдана 18.05.2020 в количестве 1 шт.;

4. Подшлемник выдан 18.05.2020 в количестве 1 шт.;

5. Жилет сигнальный выдан 18.05.2020 в количестве 1 шт;

6. Очки защитные выданы 18.05.2020 в количестве 1 шт;

7. СИЗОД выданы 18.05.2020 в количестве 1 шт.;

8. Наушники выданы 18.05.2020 в количестве 1 шт.;

9. Удерживающая привязь выдана 18.05.2020 в количестве 1 шт.

Таким образом, работодателем были нарушены сроки выдачи полагающихся работнику Бабину П.П. средств индивидуальной защиты в 2021 году (жилет сигнальный, костюм х/б). Жилет сигнальный 2 класса защиты выдавался последний раз ДД.ММ.ГГГГ.

Аналогичное нарушение было выявлено в отношении работника Агафонова Р.А. принятого переводом на должность водителя автомобиля 4 разряда с ДД.ММ.ГГГГ (Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ.)

Согласно личной карточке учета выдачи СИЗ на работника Агафонова Р.А. принятого на должность водителя автомобиля 4 разряда с ДД.ММ.ГГГГ установлены следующие нормы выдачи СИЗ:

1. Костюм х/б - 1 шт. на 1 год;

2. Жилет сигнальный 2 кл. защиты - 1 шт. на 1 год;

3. Перчатки с полимерным покрытием - 6 пар на 1 год;

4. Костюм на утепляющей прокладке - 1 шт. на 30 мес.

5. Перчатки с полимерным покрытием морозостойкие с утеп. вкладышами- 1 пара на 1 год;

6. Ботинки кожаные - 1 пара на 1 год;

7. Сапоги резиновые с защитным подноском - 1 пара на 2 года;

8. Ботинки кожаные утеп. с защитным подноском или сапоги кожаные утеп. с защитным подноском ( 1 пара на 18 мес.) или валенки с резиновым низом - 1 пара на 3 года.

В личной карточке учета выдачи СИЗ на работника Агафонова Р.А. отражены следующие выданные СИЗ:

1. Костюм х/б выдан 05.2021 в количестве 1 шт.;

2. Ботинки кожаные выданы 05.2021 в количестве 1 пары;

3. Жилет сигнальный 2 кл. защиты выдан 05.2021 в количестве 1 пары;

4. Сапоги резиновые выданы 05.2021 в количестве 1 шт.

Аналогичные нарушения были выявлены и в отношении работников Буслова И.В., Степанова В.В.

По результатам проверки составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт совершения МУПВ «ВПЭС» административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом от ДД.ММ.ГГГГ, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая решения, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу, что МУПВ «ВПЭС» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы жалобы правовых обоснований для отмены состоявшихся по делу актов не содержат и не ставят под сомнение наличие в деянии предприятия объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено МУПВ «ВПЭС» с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При таких обстоятельствах оснований для изменения постановления должностного лица и решения судьи районного суда не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 11 июля 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» оставить без изменения, жалобу защитника Харновец Ю.Н. - без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Жалоба (протест) подается непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья С.П. Судницына