ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1056/18 от 14.01.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕШЕНИЕ

от 14 января 2019 года по делу № 21-18/2019 (№ 21-1056/2018)

Судья Родькина Л.А.

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,

с участием главного государственного инспектора по пожарному надзору Симферопольского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе

14 января 2019 года

жалобу председателя <данные изъяты>ФИО1 на решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 07 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении <данные изъяты> (далее ПГК «Коломита» либо Кооператив),

установил:

постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору Симферопольского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ПГК «Коломита» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200000 руб.

В порядке пересмотра дела по жалобе председателя ПГК «Коломита» ФИО3 на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Симферопольского районного суда Республики Крым 07 ноября 2018 года постановлено решение, которым указанное постановление должностного лица органа пожарного надзора оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи районного суда, председатель ПГК «Коломита» ФИО3 подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил отменить решение судьи районного суда и постановление должностного лица органа пожарного надзора, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано на неправильную оценку установленных обстоятельств, на нарушение норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела председателю ПГК «Коломита» ФИО3 отказано.

Выслушав должностное лицо органа пожарного надзора ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующему.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности по Симферопольскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Республики Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица ПГК «Коломита», находящегося по адресу: <адрес>. Данная проверка согласована ДД.ММ.ГГГГ прокурором Симферопольского района Киселевым А.Я. 30 июля 2018 года председатель ПГК «Коломита» ФИО3 ознакомлен с распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки, и последний получил копию указанного распоряжения (л.д.33-36).

Указанной выше внеплановой выездной проверкой выявлены допущенные ПГК «Коломита» нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «Правила противопожарного режима», а именно:

- помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения людей при пожаре, чем нарушен п.1.2 Приложение «А» СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические, п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390 (далее – ППР);

- допущена эксплуатация электрических проводов с видимыми нарушениями изоляции в помещениях, чем нарушен п.42 подп. «а» ППР;

- территория не обеспечена укомплектованными пожарными щитами (немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем), чем нарушен п.481 ППР;

- не обеспечена исправность уличного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующего акта 2 раза в год, чем нарушен п.55 ППР;

- руководителем организации не обеспечен объект защиты огнетушителями согласно норм приложения №1 (Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями), чем нарушен п. 70 ППР с изменениями;

- не обеспечено в полном объеме наличие знаков пожарной безопасности, чем нарушен п.43 ППР с изменениями;

- не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в административных зданиях, планов эвакуации, чем нарушен п.6 ППР с изменениями;

- не представлен журнал учета периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, чем нарушен п.478 ППР с изменениями;

- не обеспечено наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного, чем нарушен п.9 ППР с изменениями;

- не предоставлены подтверждающие документы о прохождении обучения по программе пожарно-технического минимума, чем нарушен п.3 ППР с изменениями;

- не предоставлен приказ о назначении ответственного лица за пожарную безопасность, чем нарушен п.4 ППР с изменениями;

- допускается использование газовых баллонов для бытовых газовых приборов (так же кухонных плит) объемом более 5 литров, чем нарушен п.92 ППР с изменениями;

- в местах перепада высоты кровли не предусмотрены пожарные лестницы, чем нарушен п.7.10 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям;

- не предоставлены акты проверки составления огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли зданий и сооружений, чем нарушен п.21 ППР.

На основании выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности ПГК «Коломита» выдано предписание об устранении их и о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-45).

По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором по пожарному надзору Симферопольского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2 в отношении ПГК «Коломита» составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч.2 ст.20.4 КоАП РФ (л.д.49-52).

Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору Симферопольского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ПГК «Коломита» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200000 руб. (л.д. 53-57).

Ч.2 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч.6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима.

Объективную сторону административного правонарушения составляют действия или бездействия, указанные в ч.2 ст.20.4 КоАП РФ субъектов административной ответственности (граждан, должностных лиц и юридических лиц), состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.

Правоотношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст.2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст.30 указанного закона, в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

Советом министров Республики Крым от 27 апреля 2018 года принято постановление №209 «О введении в Республике Крым режима повышенной готовности», согласно которому с 29 апреля 2018 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Крым.

Согласно ответу заместителя главы администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района, во исполнение указанного постановления и протоколов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, проведена работа по размещению информации о введении режима повышенной противопожарной готовности на территории Николаевского сельского поселения, а также дополнительные требования пожарной безопасности на время его действия (л.д.143).

Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Ч.1 и 2 ст.26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Исходя из положений ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.

В силу ст.26.11 КоАП РФ оцениваю материалы, содержащиеся в деле в отношении ПГК «Коломита» , составленном отделением надзорной деятельности по Симферопольскому району управления надзорной деятельности Главного управления МСЧ России по Республике Крым (л.д.27-115), как надлежащие доказательства. Данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости, достаточности, и отнесены судьей районного суда в силу положений ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ПГК «Коломита» в совершении вмененного ему административного правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, должностным лицом пожарного надзора и судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Доводы жалобы председателя ПГК «Коломита» ФИО3 направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки судьей районного суда, они не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не влекут его отмену.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что материалами дела об административном правонарушении доказано, что ПГК «Коломита» совершило правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений, которые могли бы дать основания для отмены постановления должностного лица и решения судьи, при производстве по делу в отношении ПГК «Коломита» допущено не было.

При определении ПГК «Коломита» административного наказания должностным лицом органа пожарного надзора выяснены все заслуживающие внимание обстоятельства, ему назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.

Оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления должностного лица и судебного решения не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья

решил:

жалобу <данные изъяты>ФИО1 оставить без удовлетворения,

решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 07 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты>, - без изменения.

Судья В.В. Агин