ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-105/19 от 02.10.2019 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Монгуш Р.С. Дело № 21-105/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл 2 октября 2019 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Кунгаа Т.В., рассмотрев жалобу представителя муниципального унитарного предприятия «Банно-прачечный комбинат» Артемьевой Ольги Владимировны на решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Банно-прачечный комбинат»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва (далее – государственный инспектор) Кыргыса К.Ю. от 09 апреля 2019 года муниципальное унитарное предприятие «Банно-прачечный комбинат» (далее – МУП «Банно-прачечный комбинат») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 июня 2019 года данное постановление государственного инспектора оставлено без изменения.

Не согласившись с решением судьи, представитель МУП «Банно-прачечный комбинат» по доверенности Артемьева О.В. подала жалобу, в которой просит решение судьи отменить, указывает на то, что спор о выплатах не начисленной заработной платы, об установлении сокращенной рабочей недели, об уплате сверхурочных часов в силу ст.ст. 236, 381 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381-397 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) комиссиями по трудовым спорам или судами. Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры. Судом не дана оценка, что ФИО8 были предоставлены дополнительные дни отдыха в счет компенсации сверхурочной работы, о чем представителем МУП «Банно-прачечный комбинат» давались пояснения при составлении протокола об административном правонарушении, так как по желанию работника в соответствии со ст. 152 ТК РФ может быть предоставлено дополнительное время отдыха за сверхурочную работу.

В судебном заседании представитель по доверенности МУП «Банно-прачечный комбинат» – Артемьева О.В. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Государственный инспектор Кыргыс К.Ю. просил оставить решение суда и постановление без изменения.

Потерпевшая Василевская О.Г. в суд не явилась, в предыдущем судебном заседании с жалобой не согласилась.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из представленных материалов, после обращения от 28.01.2019 года заявления ФИО8 распоряжением руководителя Государственной инспекции труда в Республике Тыва Доржу Э.В. от 15.02.2019 года проведена внеплановая выездная проверка в МУП «Банно-прачечный комбинат», по результатам которой был составлен акт проверки в отношении МУП «Банно-прачечный комбинат» от 28 февраля 2019 года .

Согласно акту, в ходе проверки выявлены нарушения требований ст.ст. 133, 152, 236 ТК РФ, а именно, начисление заработной платы работника ниже минимального размера оплаты труда; сверхурочные часы работы работодателем оплачивались в одинарном размере.

28 февраля 2019 года Государственной инспекцией труда в Республике Тыва вынесено предписание № 17/12-594-19-И в отношении МУП «Банно-прачечный комбинат» об устранении следующих нарушений до 15 марта 2019 года:

- нарушение ст. 133 ТК РФ, работодателю произвести перерасчет заработной платы ФИО8 за период с января 2018 года по октябрь 2018 года в соответствии с установленным минимальным размером оплаты труда;

- нарушение ст. 152 ТК РФ, работодателю оплатить сверхурочные часы отработанные работником ФИО8 за период с января 2018 года по декабрь 2018 года;

- нарушение ст. 236 ТК РФ, работодателю начислить ФИО8 денежную компенсацию за несвоевременно выплаченную часть заработной платы;

- нарушение ст. 236 ТК РФ, работодателю начислить ФИО8 денежную компенсацию за несвоевременную выплату причитающейся суммы при увольнении.

Допущенные нарушения послужили основанием для привлечения МУП «Банно-прачечный комбинат» к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

29 марта 2019 года государственным инспектором труда в Республике Тыва Кыргысом К.Ю. составлен протокол об административном правонарушении в отношении МУП «Банно-прачечный комбинат» за нарушение ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора труда в Республике Тыва Кыргыса К.Ю. от 09 апреля 2019 года МУП «Банно-прачечный комбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Судья Кызылского городского суда Республики Тыва, рассматривая жалобу, пришёл к выводу, что имеющиеся в материалах дела доказательства, указывают на наличие состава административного правонарушения, в связи с чем юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности.

С вынесенными по настоящему делами актами нельзя согласиться по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

На основании статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения, содержащиеся в статье 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27, частями 1 - 4 статьи 5.27.1, статьями 5.28 - 5.34, частью 1 статьи 14.54, статьей 15.34 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе: главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители; руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главные государственные инспектора труда, их заместители; главные государственные инспектора труда в субъектах Российской Федерации, их заместители; руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда - главные государственные инспектора труда, их заместители; главные государственные инспектора труда соответствующих государственных инспекций труда; главные государственные инспектора труда; старшие государственные инспектора труда; государственные инспектора труда (ч.2 ст.23.12 КоАП РФ).

Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 (ред. от 21.02.2018) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости", Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.

Согласно Приказу Роструда от 02.09.2015 N 238 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", в соответствии со статьей 23.12, частью 1, пунктом 16 части 2 и частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.27 - 5.34, 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.6, частью 1 статьи 19.26, частью 1 статьи 20.25 Кодекса, а также выносить постановления по делам об административных правонарушениях о назначении административного наказания без составления протокола об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 28.6 Кодекса, вправе в отношении юридических лиц по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 5.27, частями 1 - 4 статьи 5.27.1, частью 1 статьи 14.54, статьями 17.7 и 19.4.1 Кодекса:

главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;

руководители структурных подразделений Федеральной службы по труду и занятости - главные государственные инспекторы труда, их заместители;

главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;

руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда - главные государственные инспекторы труда, их заместители;

главные государственные инспекторы труда соответствующих государственных инспекций труда;

главные государственные инспекторы труда (часть 2 вышеуказанного приказа).

В соответствии с ч. 3 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (ред. от 30.04.2018) "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, настоящим Положением и иными решениями Правительства Российской Федерации:

руководителем Федеральной службы по труду и занятости - главным государственным инспектором труда Российской Федерации;

заместителями руководителя Федеральной службы по труду и занятости - заместителями главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

руководителем структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда, - главным государственным инспектором труда;

заместителями руководителя структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда, - главными государственными инспекторами труда;

начальниками отделов структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда, - главными государственными инспекторами труда, их заместителями;

главными государственными инспекторами труда, старшими государственными инспекторами труда, государственными инспекторами труда отделов структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда;

главными государственными инспекторами труда в субъектах Российской Федерации;

заместителями главных государственных инспекторов труда в субъектах Российской Федерации;

руководителями структурных подразделений соответствующих территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости - главными государственными инспекторами труда, их заместителями;

главными государственными инспекторами труда, старшими государственными инспекторами труда, государственными инспекторами труда соответствующих территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (далее - государственные инспекторы труда).

Согласно вышеуказанным нормам, по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении юридических лиц имеют право составлять протокол об административном правонарушении должностные лица Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда не ниже главного государственного инспектора труда.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении МУП «Банно-прачечный комбинат» по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ составлен государственным инспектором труда Кыргысом К.Ю.

Согласно Приказу Роструда от 02.09.2015 N 238 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" должность государственного инспектора труда не входит в список лиц, имеющих право составлять протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Таким образом, по настоящему делу протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица составлен неуполномоченным на то лицом.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица Государственной инспекции труда в Республике Тыва и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва, которым указанное постановление оставлено без изменения, подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва Кыргыса К.Ю. от 09 апреля 2019 года и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 июня 2019 года в отношении муниципального унитарного предприятия «Банно-прачечный комбинат» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Банно-прачечный комбинат» прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения.

Судья Верховного Суда

Республики Тыва Т.В. Кунгаа