Судья Кривошеин С.Н. Дело № 21-106/2019
РЕШЕНИЕ
11 марта 2019 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Шмидт Т.Е., при секретаре Кузнецовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 30 января 2019 года, вынесенное по жалобе на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление Росприроднадзора по Саратовской области) от 05 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении начальника службы по (по ГО, ЧС, ОТ, ПБ и экологии) акционерного общества «Северсталь-Сортовой завод Балаково» ФИО1,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управление Росприроднадзора по Саратовской области от 05 декабря 2018 года начальник службы по (по ГО, ЧС, ОТ, ПБ и экологии) акционерного общества (далее – АО) «Северсталь-Сортовой завод Балаково» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в превышении норматива образования отхода (аккумуляторы свинцовые отработанные в сборе, без электролита) и лимитов на их размещение в 2017 году на 1,47 тонны, поскольку согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение АО «Северсталь-Сортовой завод Балаково» норматив образования отхода в виде аккумуляторов свинцовых отработанных в сборе, без электролита, составил 1,595 тонны в год, однако согласно данным учета в области обращения с отходами, предоставленными АО «Северсталь-Сортовой завод Балаково», размер данного отхода в 2016 году составил 0,483 тонны, в 2017 году - 3,065 тонны. ФИО1 привлечена к административной ответственности как должностное лицо, являющееся ответственным исполнителем технического отчета по обращению в отходами АО «Северсталь-Сортовой завод Балаково».
Решением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 30 января 2019 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Саратовской областной суд, ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы полагает, что судом первой инстанции не была дана надлежащая оценка ее доводам об указании некорректной информации об образовании отхода в 2017 году, кроме того, АО «Северсталь-Сортовой завод Балаково» деятельность по обращению с отходами не осуществляет, поскольку аккумуляторы, подлежащие замене по истечении срока службы, были переданы по договору поставки сторонней организации. Считает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку не доказаны вина в совершении вменяемого правонарушения и наличие объективной стороны правонарушения.
В судебном заседании начальник службы по ГО, ЧС, ОТ, ПБ и экологии АО «Северсталь – Сортовой завод Балаково» - ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме, представитель старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО2 возражала против доводов жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения судьи в полном объёме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; независимость государственного экологического надзора; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 11 Закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно частям 1 и 3 статьи 22 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.В силу частей 1 и 2 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Частью 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. Требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты, установлены Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 (далее – Порядок). Пунктом 12 данного Порядка установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет). Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО «Северсталь-Сортовой завод Балаково» 08 февраля 2017 года был утвержден проект нормативов образования отходов в виде аккумуляторов свинцовых отработанных в сборе, без электролита в размере 1,595 тонны в год, который образуется в процессе деятельности АО «Северсталь-Сортовой завод Балаково».По результатам проверки, проведенной в отношении АО «Северсталь-Сортовой завод Балаково» в период с 22 октября по 22 ноября 2018 года должностным лицом было установлено, что 16 января 2018 года генеральным директором АО «Северсталь-Сортовой завод Балаково» был утвержден технический отчет по обращению с отходами, выполненный ФИО1, которым установлен факт фактического образования вышеуказанных отходов 3 класса опасности в количестве 3,065 тонн, за 2016 год данный показатель составил 0,483 тонны.Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ФИО1 как начальника службы по (по ГО, ЧС, ОТ, ПБ и экологии) АО «Северсталь-Сортовой завод Балаково» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела. Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, является правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве. Доводы жалобы о неверной квалификации действий ФИО1 являлись предметом исследования суда первой инстанции и были обоснованно отклонены. Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, носит формальный характер, выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе, установленных приведенными выше Федеральными законами, а также изданным в целях реализации статьи 18 Закона № 89-ФЗ Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»; его образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. По существу доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте. Несогласие с оценкой доказательств и приведенных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда. На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судьярешил:постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управление Росприроднадзора по Саратовской области от 05 декабря 2018 года, решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 30 января 2019 года оставить без изменения, жалобу начальника службы по (по ГО, ЧС, ОТ, ПБ и экологии) акционерного общества «Северсталь-Сортовой завод Балаково» ФИО1 – без удовлетворения. Судья Т.Е. Шмидт