ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-106/2016 от 19.02.2016 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 21-106/2016

РЕШЕНИЕ

19 февраля 2016 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Гатченко О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области Бижанова А.С. на решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 11 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юпитер А»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление Росприроднадзора) по Оренбургской области Бижанова А.С. от 20 августа 2015 года общество с ограниченной ответственностью «Юпитер А» (далее – ООО «Юпитер А», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.

Решением судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 11 декабря 2015 года вышеуказанное постановление должностного лица отменено, материалы дела об административном правонарушении возвращены в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области на новое рассмотрение.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо просит об отмене решения судьи районного суда, ссылаясь на его незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения защитника ООО «Юпитер А» Ванюхиной Т.И., возражавшей против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствие со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), его виновность в совершении административного правонарушения.

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ.

При рассмотрении дела должностным лицом установлено, что по данным инвентаризации отходов в процессе основной и вспомогательной деятельности ООО «Юпитер А» образуются отходы 24 наименований. Однако у общества на момент проведения проверки отсутствовали паспорта на отходы I-IV классов опасности, образовавшиеся в 4 квартале 2014 года и 1 квартале 2015 года на Твердиловском и Погроменском месторождениях Тоцкого района, чем допущено нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности».

Данные обстоятельства установлены должностным лицом, исходя из совокупности представленных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: акта проверки от 07 августа 2015 года.

Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление пришел к выводу о том, что в нем отсутствуют выводы должностного лица о том, какие именно отходы образовались в процессе деятельности общества в 4 квартале 2014 года и 1 квартале 2015 года (то есть после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 года), и к какому классу опасности они относятся. Также не установлены те виды отходов, которые образовались в вышеуказанный период от деятельности общества, которые включены в федеральный классификационный каталог, по которым общество не должно было подтверждать отнесение их к конкретному классу опасности (п. 10 Правил) и те отходы, которые в вышеуказанный квалификационный каталог не включены и по которым порядок, установленный Министерством природных ресурсов и экологии РФ для их включения в федеральный квалификационный каталог отходов, до настоящего времени не определен. Кроме того, должностным лицом исследовался протокол осмотра Твердиловского месторождения от 16 июля 2015 года № 160, однако в материалы дела указанный протокол не представлен.

С данными выводами судьи нельзя согласиться по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, принимая решение об отмене постановления должностного лица и возвращении дела на новое рассмотрение, судья районного суда в том числе руководствовался разъяснениями Управления Росприроднадзора от 28 октября 2014 года о порядке привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.

Между тем судьей районного суда не было учтено следующее.

До вступления в силу Постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 ООО «Юпитер А» имело утвержденные паспорта на следующие виды отходов: (наименование отходов).

Паспорта на вышеуказанные отходы были разработаны в соответствии с приказами Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 785 от 02 декабря 2002 года «Об утверждении паспорта опасного отхода» и № 786 от 02 декабря 2002 года «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».

20 октября 2014 года Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 785 от 02 декабря 2002 года «Об утверждении паспорта опасного отхода» утратил силу в связи с изданием Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 августа 2014 года № 363 «О признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2012 года № 785».

Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», вступившего в силу 01 августа 2014 года, утверждена новая типовая форма паспорта отходов I - IV класса опасности.

Согласно п. 7 вышеуказанного Постановления на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

В соответствии с п. 10 вышеуказанного Постановления на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2014 года № 445 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», вступившим в силу с 01 августа 2014 года, утвержден новый Федеральный классификационный каталог отходов».

При этом с 01 августа 2014 года утратили силу приказы Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 786 от 02 декабря 2002 года «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» и № 663 от 30 июля 2003 года «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов», утвержденный приказом МПР России от 02 декабря 2002 года № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».

Согласно ст. 14 Федерального закона от 10 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Таким образом, на отходы I-IV класса опасности, образовавшиеся в 4 квартале 2014 года и 1 квартале 2015 года, а именно: (наименование отходов) включенные в федеральный классификационный каталог отходов ООО «Юпитер А» обязано было произвести паспортизацию отходов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности».

Такие отходы как: (наименование отходов), не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Минприроды России, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

Выводы судьи об отсутствии сведений о том, какие именно отходы образовались в процессе деятельности общества в 4 квартале 2014 года и 1 квартале 2015 года, то есть после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 года, к какому классу опасности они относятся, не основаны на материалах дела (л.д. 234 – 235).

Отсутствие в материалах дела протокола осмотра Твердиловского месторождения от 16 июля 2015 года № 160 не исключало возможности судьи об его истребовании.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица не имелось.

Данные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влекут отмену постановления судьи и направление дела на новое рассмотрение, поскольку сроки привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, не истекли.

При новом рассмотрении дела судье необходимо устранить указанные нарушения, проверить и дать оценку имеющимся в деле доказательствам в соответствии с требованиями ст. 29.11 КоАП РФ, а также доводам заявителя жалобы с указанием мотивов их принятия или отклонения и принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области Бижанова А.С. удовлетворить.

Решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 11 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юпитер А» отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Бузулукский районный суд Оренбургской области.

Судья Оренбургского

областного суда Т.И. Пересыпкина