ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-106/2017 от 24.03.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 21-106/2017

РЕШЕНИЕ

24 марта 2017 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Горященко В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица Жарко А.Н. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области от 30 ноября 2016 года и решение судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 02 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений»,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление Росприроднадзора) по Оренбургской области Т. от 30 ноября 2016 года акционерное общество «Новотроицкий завод хромовых соединений» (далее – АО «НЗХС», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждение.

Решением судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 02 февраля 2017 года вышеуказанное постановление должностного лица изменено. Исключено из объема обвинения вмененного обществу нарушения, выразившиеся в не обеспечении осуществления производственного контроля на следующих источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ № 0123, 0083, 0106 с периодичностью 1 раз в период прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий с целью установления антропогенной нагрузки на атмосферный воздух, в периоды наступления неблагоприятных метеорологических условий на территории г. Новотроицка Оренбургской области: декабрь 2015 года: 1-5 чисел – 1 степени с 20 часов до 10 часов местного времени; январь 2016 года: 7, 8, 13, 17, 18, 22-24, 28-29 чисел – 1 степени с 20 часов до 10 часов местного времени; февраль 2016 года: 9-16, 25-29 чисел – 1 степени с 20 часов до 10 часов местного времени; март 2016 года: 2, 24, 25, 29-31 чисел – 1 степени с 20 часов до 10 часов местного времени; апрель 2016 года: 10-21 чисел – 1 степени с 20 часов до 10 часов местного времени; апрель 2016 года: 22, 25-27 чисел – 1 степени с 21 часа до 9 часов местного времени; май 2016 года: 7-10, 12, 13 чисел – 1 степени с 21 часа до 9 часов местного времени. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник юридического лица Жарко А.Н. просит об отмене состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу.

В возражениях прокурор Орской межрайонной природоохранной прокуроры Турбин А.М. полагает, что решение судьи городского суда является законным и обоснованным.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитников Горюнова Е.С. и Перуновой Е.В., поддержавших доводы жалобы; заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Оренбургской области Пасечник Е.И., прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Из материалов дела следует, что прокурором Орской межрайонной природоохранной прокуратуры в отношении АО «НЗХС» в период с 30 сентября по 14 октября 2016 года проведена плановая проверка по соблюдению обязательных требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных).

В рамках проверки прокурором установлено, что основными видами деятельности АО «НЗХС» является производство хромовых соединений; производство натрия сернокислого технического; производство металлического хрома; производство феррохрома; производство аллюминиевого порошка.

АО «НЗХС» расположено в северо-восточной промышленной зоне г. Новотроицка на одной промышленной площадке.

В структуру АО «НЗХС» входят: цех производства монохромата натрия; цех хромовых соединений № 2; цех производства сульфата натрия № 3; цех ферросплавов № 6; ремонтный цех; вспомогательные службы, цех по производству электролитического хрома № 4.

На основании проведенной в 2015 году инвентаризации, АО «НЗХС» разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (далее – проект ПДВ). Приказом от 09 февраля 2016 года Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области для АО «НЗХС» утверждены нормативы ПДВ, сроком действия с 09 февраля 2016 года по 31 декабря 2020 года, выдано Разрешение от 26 февраля 2016 года на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в количестве 740,592012 т/год.

В соответствии с нормативами ПДВ АО «НЗХС» эксплуатирует 228 источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, в том числе 27 – неорганизованных.

Основную массу загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от организованных источников АО «НЗХС», составляют: хром трехвалентные соединения; азот диоксид (азот (IV) оксид) – третий класс опасности; углерод оксид – 4 класс опасности; диАлюминий триоксид (в пересчете на алюминий) – 2 класс опасности; теграхлорэтилен (перхлорэтилен) – 2 класс опасности; азот (II) оксид (азот оксид) – 3 класс опасности; хром (хром шестивалентный) (в пересчете на хром (VI) оксид – 1 класса опасности.

Проектом нормативов ПДВ АО «НЗХС» определена обязанность по осуществлению мероприятий по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ), согласованные Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области 20 апреля 2016 года.

Ранее действовали мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ, согласованные Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области 05 мая 2014 года.

Приказами по АО «НЗХС» от 15 мая 2014 года и от 16 мая 2016 года № 245 разработаны и введены в действие с 19 мая 2014 года и с 20 мая 2014 года соответственно Регламенты работы в период НМУ в ОАО «НЗХС», которые определяют порядок оповещения подразделений организации о наступлении НМУ, перечень мероприятий, проводимых при наступлении НМУ, и ответственность за выполнение всех необходимых действий в период НМУ.

Согласно имеющимся в материалах дела и представленным ФГБУ «Приволжское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ФГУБ «Приволжское УГМС») Оренбургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал ФГБУ «Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (филиал ФГБУ «Приволжское УГМС») сведениям, на территории г. Новотроицка Оренбургской области прогнозировались неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) в период: октябрь 2015 года: 16, 23 чисел – 1 степени с 20 часов до 9 часов местного времени; ноябрь 2015 года: 25-27, 29-30 чисел – 1 степени с 20 часов до 10 часов местного времени; декабрь 2015 года: 1-5 чисел – 1 степени с 20 часов до 10 часов местного времени; январь 2016 года: 7, 8, 13, 17, 18, 22-24, 28-29 чисел – 1 степени с 20 часов до 10 часов местного времени; февраль 2016 года: 9-16, 25-29 чисел – 1 степени с 20 часов до 10 часов местного времени; март 2016 года: 2, 24, 25, 29-31 чисел – 1 степени с 20 часов до 10 часов местного времени; апрель 2016 года: 10-21 чисел – 1 степени с 20 часов до 10 местного времени; апрель 2016 года: 22, 25-27 чисел – 1 степени с 21 часа до 9 часов местного времени; май 2016 года: 7-10, 12, 13, 22-30 чисел – 1 степени с 21 часа до 9 часов местного времени; июнь 2016 года: 7,8, 12-22 чисел – 1 степени с 21 часа до 9 часов местного времени; июль 2016 года: 5-14, 16, 18, 22-24, 26-31 чисел 1 степени с 21 часа до 9 часов местного времени; август 2016 года: 1-26 чисел – 1 степени с 21 часа до 9 часов местного времени; сентябрь 2016 года: 23, 28, 29 чисел 1 степени с 20 часов до 9 часов местного времени.

Между тем АО «НЗХС» в период с декабря 2015 по 14 сентября 2016 года, имея источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданных на основании утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух (обязательных для исполнения), при наличии согласованных с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период НМУ, а также разработанных собственных регламентов работы в период НМУ, в период прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий на территории г. Новотроицка Оренбургской области:

- не осуществило проведение обязательных мероприятий по уменьшению (сокращению) выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ;

- не обеспечило осуществление производственного контроля в вышеуказанные периоды НМУ с целью установления антропогенной нагрузки на атмосферный воздух.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, и привлечения АО «НЗХС» к административной ответственности.

Рассматривая жалобу на постановление должностного лица, судья городского суда пришел к выводу о том, что предъявленное АО «НЗХС» обвинение в части не обеспечения осуществления производственного контроля на источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ № 0123, 0083, 0106, с периодичностью 1 раз в период прогнозирования НМУ с целью установления антропогенной нагрузки на атмосферный воздух в периоды наступления неблагоприятных метеорологических условий на территории г. Новотроицка Оренбургской области в периоды: декабрь 2015 года: 1-5 чисел – 1 степени с 20 часов до 10 часов местного времени; январь 2016 года: 7, 8, 13, 17, 18, 22-24, 28-29 чисел – 1 степени с 20 часов до 10 часов местного времени; февраль 2016 года: 9-16, 25-29 чисел – 1 степени с 20 часов до 10 часов местного времени; март 2016 года: 2, 24, 25, 29-31 чисел – 1 степени с 20 часов до 10 часов местного времени; апрель 2016 года: 10-21 чисел – 1 степени с 20 часов до 10 часов местного времени; апрель 2016 года: 22, 25-27 чисел – 1 степени с 21 часа до 9 часов местного времени; май 2016 года: 7-10, 12, 13 чисел – 1 степени с 21 часа до 9 часов местного времени», необоснованно и подлежит исключению, поскольку в указанные периоды для указанных источников Регламентом работ в период НМУ, утвержденным приказом генерального директора АО «НЗХС» от 15 мая 2014 года № 210, производственный контроль не предусматривался.

Для указанных источников производственный контроль был установлен Регламентом работы в период НМУ» утвержденный приказом АО «НЗХС» от 16 мая 2016 года, и действующим с 20 мая 2016 года. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.

Факт совершения АО «НЗХС» вмененного административного правонарушения подтвержден следующими доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; актом проверки АО «НЗХС»; приказом Управления Федеральной службы в сфере природопользования по Оренбургской области от 09 февраля 2016 года «Об установлении предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух АО «НЗХС»; разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и условиями действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух АО «НЗХС»; планом-графиком инструментального контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выброса АО «НЗХС» в период НМУ; Регламентами работы в период неблагоприятных метеорологических условий в ОАО «НЗХС; ответом Оренбургского ЦГМС филиала ФГБУ «Приволжское УГМС» от 12 октября 2016 года о периодах с 4 квартала 2015 года по 30 сентября 2016 года на территории г. Новотроицка прогнозированных неблагоприятных метеорологических условий; журналом для записи предупреждений (оповещений) о неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) АО «НЗХС» и другими доказательствами, оцененными должностным лицом и судьей районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах действия АО «НЗХС» правильно квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ.

В жалобе защитник юридического лица ссылается на то, что в действиях АО «НЗХС» отсутствует вмененный состав административного правонарушения, поскольку обязанность общества по осуществлению производственного контроля напрямую зависит от получения им прогнозов НМУ. Полагает, что в соответствии с Порядком предоставления информации о НМУ, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лица, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 17 ноября 2011 года № 899, а также п. 4 ст. 17 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», информация о НМУ должна размещаться на соответствующем сайте в сети «Интернет» ФГБУ «Оренбургский ЦГМС», чего им сделано не было. Поскольку АО «НЗХС» не получало в установленном законом порядке прогнозы о НМУ, оно не могло провести соответствующие мероприятия и производственный контроль в период НМУ, так как не могло знать о наступлении НМУ. Ввиду того, что Росгидромет (его территориальные органы) обязаны информировать потребителей о составе предоставляемой информации, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обслуживание пользователей (потребителей) бесплатно, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством (ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ).

С доводами автора жалобы нельзя согласиться по следующим основаниям.

Статьей 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено понятие неблагоприятных метеорологических условий, это метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

Порядок предоставления информации о НМУ требования к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам определены приказом Минприроды России от 17 ноября 2011 года № 899 (далее – Порядок).

В соответствии с п. 4 Порядка предоставление информации о НМУ осуществляется территориальными органами и подведомственными организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

На территории Оренбургской области, указанную информацию уполномочен предоставлять Федеральное государственное учреждение «Оренбургский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – ФГБУ «Оренбургский ЦГМС»).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (далее – Федеральный закон № 113-ФЗ) информация общего назначения – это полученная и обработанная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении. Специализированная информация – это информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств.

В ст. 17 Федерального закона № 113-ФЗ указаны условия предоставления информации о состоянии окружающей среды, которые предусматривают возможность заключения соответствующего договора.

Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 года № 1425 утверждено Положение об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды (далее – Положение), которым определено, что к информационным услугам в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды относится предоставление организациями Росгидромета оперативно-прогностической, аналитической, режимно-справочной информации общего назначения и специализированной информации (п. 2 Положения).

Пунктом 4 Положения установлено, что бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Другим получателям информации информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой связи.

Специализированная информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды предоставляется получателям информации в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению (п. 5 Положения).

Кроме того, п. 11 Порядка также предусматривает, что информация о НМУ, составляемая по заказу в том числе хозяйствующих субъектов (специализированная информация) в целях организации в городском или ином поселении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, в том числе для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставляется уполномоченными органами в соответствии с порядком проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды».

Таким образом, изложенные выше нормы законодательства позволяют прийти к выводу о том, что информация о НМУ в целях организации в городском или ином поселении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, в том числе для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух относится к специализированной информации, которая предоставляется хозяйствующему субъекту за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой связи.

Неполучение юридическим лицом в установленном законом порядке прогнозов о НМУ, не проведение производственного контроля при наступлении определенных режимов НМУ, а также не принятие мер организационно-технического характера для сокращения концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы, свидетельствует о наличии в действиях АО «НЗХС» инкриминируемого состава административного правонарушения.

Является несостоятельным и не влечет отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи городского суда довод жалобы о нарушении ФГБУ «Оренбургский ЦГМС» порядка размещения информации о НМУ на соответствующем сайте в сети «Интернет».

Исходя из положений ст. 25.1 КоАП РФ постановление и решение по делу об административном правонарушении выносятся исключительно в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и не могут содержать выводов о виновности иных лиц, производство по делу в отношении которых не осуществлялось, поскольку иное означало бы выход за рамки установленного ст. 26.1 КоАП РФ предмета доказывания по делу об административном правонарушении.

Проверяя законность и обоснованность оспариваемого постановления в административном судопроизводстве, судья должен проверить наличие или отсутствие состава административного правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. По данному делу суд должен был проверить, имеется ли нарушение требований положений п. 3 ст. 19, частей 1, 2 ст. 25, ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в действиях АО «НЗХС», правильно ли оно установлено. Эти обстоятельства судья первой инстанции исследовал и дал им надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судьи второй инстанции не имеется. При таких обстоятельствах доводы защитника о невиновности АО «НЗХС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, не могут быть признаны обоснованными.

Ссылка автора жалобы на практику Арбитражного суда Оренбургской области, мирового судьи по аналогичным делам, не может повлечь отмену состоявшихся по делу решений. Вопреки доводам защитника указанные судебные решения не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении и не лишают суд самостоятельности в исследовании доказательств по административному делу и принятии решения по своему усмотрению в соответствии с установленными по делу обстоятельствами.

Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности по настоящему делу не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений в виновности АО «НЗХС» по делу не усматривается.

Доводы жалобы аналогичны позиции заявителя, изложенной в жалобе, поданной в городской суд, они являлись предметом исследования суда, обоснованно признаны несостоятельными, о чем полно и мотивированно изложено в решении судьи. Вывод судьи об отсутствии оснований к отмене постановления должностного лица является правильным, основанным на проверенных доказательствах, имеющихся в материалах дела.

По существу доводы жалобы направлены на несогласие с выводами должностного лица, судьи городского суда и на переоценку доказательств, которые были исследованы в полном объеме и получили надлежащую оценку в постановлении по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. При изложенных выше обстоятельствах следует признать, что настоящая жалоба не содержит доводов, которые могли повлечь отмену или изменение состоявшихся по делу решений.

Постановление о привлечении АО «НЗХС» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст. 8.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области от 30 ноября 2016 года, с внесенными в него изменениями решением судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 02 февраля 2017 года, а также решение судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 02 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений» оставить без изменения, а жалобу защитника юридического лица Жарко А.Н. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.

Судья Оренбургского

областного суда Т.И. Пересыпкина