ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-106/2022 от 02.03.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 21-106/2022

РЕШЕНИЕ

2 марта 2022 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В., при секретаре Лоблевской Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский» МВХ на постановление инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области от 24 декабря 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области (далее – Управление Росприроднадзора), главного государственного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора от 24 декабря 2020 года , оставленным без изменения решением судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 8 июля 2021 года, общество с ограниченной ответственностью «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский» (далее – ООО «СГЦ «Вишневский», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с вынесенными актами, генеральный директор общества МВХ. обратился с жалобой в Оренбургский областной суд.

Решением судьи Оренбургского областного суда жалоба законного представителя МВХ была удовлетворена частично, определение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 февраля 2021 года о направлении дела по подведомственности в Оренбургский районный суд Оренбургской области и решение судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 8 июля 2021 года отменены. Дело направлено по подведомственности в Ленинский районный суд г. Оренбурга.

Решением судьи Ленинского районного суда от 19 ноября 2021 года постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора от 24 декабря 2020 года оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, законный представитель ООО «СГЦ «Вишневский» МВХ просит об отмене судебного решения и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает, что в 2018 году ООО «СГЦ «Вишневский» перечислило в адрес Управления Росприроднадзора в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) сумму в размере 430 237 рублей, но фактически плата составила 60 859, 52 рублей. Таким образом, переплата составила 368 413, 48 рублей. Наличие переплаты подтверждается актом сверки расчетов плательщика по плате за НВОС, который был составлен по состоянию на 20 апреля 2018 года существовавшим на тот период Управлению Росприроднадзора по Оренбургской области. Полагает, что вина общества в невнесении платы за НВОС отсутствует. Остаточная сумма по состоянию на 1 апреля 2021 года в размере 369 413, 48 рублей не учтена административным органом.

Лица, участвующие в деле: юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский», защитник ПЕА, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области СОВ, Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, Оренбургское региональное отделение общероссийской общественной организации «***», надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав защитника Фомину Л.Р., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствие с пунктом 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В соответствии с частью 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды).

Согласно части 1 статьи 16.4 вышеназванного закона плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (часть 2 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды).

Форма декларации утверждена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 года № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (действовавшим на момент совершения правонарушения). В настоящее время форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899"

Из материалов дела следует, что 9 ноября 2020 года в Южно-Уральское межрегиональное управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступила жалоба о нарушении требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду – «Свинокомплекс», расположенном по адресу: Оренбургский район, Железнодорожный разъезд № 20, ул. Дружбы, д. 1/1 (код объекта 56-0156-000584-П).

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом 13 ноября 2020 года определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «СГЦ «Вишневский».

В ходе административного расследования установлено, что ООО «СГЦ «Вишневский» эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду «Свинокомплекс», расположенный по адресу: Оренбургский район, Железнодорожный разъезд № 20, ул. Дружбы, д. 1/1, которому присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № 56-0156-000584-П (свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 17 июля 2019 года № DHKIOHLM, свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду ООО «СГЦ «Вишневский» от 6 марта 2020 года № ECREURLT).

ООО «СГЦ «Вишневский» в нарушение требований Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 года № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (действовавшим на момент совершения правонарушения) и статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ, в срок до 1 марта 2020 года не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.

Факт совершения вмененного административного правонарушения и вина ООО «СГЦ «Вишневский» подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом осмотра территории от 24 ноября 2020 года, протоколом от 24 ноября 2020 года отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды; уставом ООО «СГЦ «Вишневский»; служебной запиской начальника межрегионального отдела ГЭЭ, РД и АП ФИО от 9 декабря 2020 года; отчетом об организациях и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 год; программой производственного экологического контроля ООО «СГЦ «Вишневский»; свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду ООО «СГЦ «Вишневский» от 6 марта 2020 года, платежными поручениями и другими представленными в материалы дела доказательствами.Должностное лицо и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины ООО «СГЦ «Вишневский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.

Выводы должностного лица и судьи районного суда являются правильными, оснований не согласиться с ними не имеется.

Доводы жалобы подлежат отклонению ввиду следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Материалы дела позволили должностному лицу и судье районного суда сделать вывод о том, что ООО «СГЦ «Вишневский» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.

Доводы жалобы, касающиеся отсутствия у общества обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год со ссылкой на образовавшуюся переплату за 2018 год, были предметом проверки судом первой инстанции и получили правовую оценку, отраженную в соответствующем судебном акте.

Судьей правильно указано на то, что в соответствии с п.п. 5, 6, 9 приказа Минприроды Российской Федерации от 20 июня 2019 года № 334 «Об утверждении порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду» зачет или возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора на основании заявления лица, обязанного вносить плату, о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в срок не позднее 3 месяцев с даты получения территориальным органом Росприроднадзора заявления о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.

Заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора. К заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату. В случае принятия территориальным органом Росприроднадзора решения о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов лицу, обязанному вносить плату, направляется решение о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов (п. 6 Приказа Росприроднадзора от 20 июня 2019 года № 334).

Материалы дела свидетельствуют о том, что по данным Управления Росприроднадзора от ООО «СГЦ «Вишневский» за период с 1 января 2018 года направлялись запросы о проведении акта сверки расчетов суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые административным органом были направлены на доработку. На данный момент акт сверки по оплате за НВОС между Управлением Росприроднадзора и контрагентом ООО «СГЦ «Вишневский» отсутствует.

Само по себе направление обществом в территориальный орган Росприроднадзора в период с 2018 года по 2020 год писем о предоставлении акта сверки взаимных расчетов, с целью зачета излишне перечисленной суммы не свидетельствует о подтверждении факта излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку отсутствовало соответствующее решение о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов. Представленный к жалобе акт сверки взаимных расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на 01 апреля 2021 года подписанный руководителем Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора свидетельствует о задолженность в пользу Росприроднадзорпа в сумме 500 175,71 рубль.

Согласно ответу на запрос с Росприроднадзора от 28 октября 2021 года подписанного акта сверки по оплате на НВОС между Управлением и ООО «СГЦ «Вишневский» нет, оплата в 2019 году не поступала (л.д. 101).

Представленная при рассмотрении жалобы в Оренбургском областном суде копия акта сверки за период с 01 января 2018 года по 20 апреля 2018 года также не является бесспорным доказательством отсутствия у юридического лица обязанности по оплате НВОС за 2018 год и основанием для прекращения производства по делу, поскольку в настоящее время составлен акт сверки по состоянию на 01 апреля 2021 года, который подтверждает задолженность ООО «СГЦ «Вишневский».

Таким образом, бесспорных доказательств, подтверждающих отсутствие у ООО «СГЦ «Вишневский» задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за исследуемый период времени не имеется.

Доводы о нарушении правил подсудности при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица не нашли своего подтверждения в силу следующего.

13 ноября 2020 года должностным лицом Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора было вынесено определение о возбуждении дела и проведении административного расследования в отношении ООО «СГЦ «Вишневский».

Частью 2 статьи 29.5 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Согласно последнему абзацу пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 (в редакции подпункта «з» постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 40) при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти необходимо учитывать, что исходя из положений части 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело в указанном случае подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения названного структурного подразделения, проводившего административное расследование.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 за 2020 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 год, даны разъяснения по вопросу территориальной подсудности рассмотрения жалоб на решения вышестоящих должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также по вопросу территориальной подсудности рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования (вопросы 56, 57).

Согласно изложенной правовой позиции жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях рассматриваются по месту нахождения соответствующего органа в случае проведения административного расследования, а также в случае обжалования решения вышестоящего должностного лица административного органа принятого по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Как видно из материалов дела местом нахождения органа проводившего расследование является <...> что относится к юрисдикции Ленинского районного суда г. Оренбурга, таким образом при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица подсудность рассмотрения дела нарушена не была.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом изложенного, следует признать, что жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемых актов.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях, установленные статьей 24.5 КоАП РФ, отсутствуют.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

Порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден.

Постановление о привлечении ООО «СГЦ «Вишневский» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области от 24 декабря 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский» оставить без изменения, а жалобу заявителя – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем обращения с жалобой (протестом) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Оренбургского

областного суда Хлынина Е.В.