ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-107-АК/20 от 22.05.2020 Курского областного суда (Курская область)

Судья Аверинова А.Д. Дело № 21-107-АК/2020 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДР Е Ш Е Н И Е

22 мая 2020 года г. Курск

Судья Курского областного суда Курочкина И.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Автотранспортные Экспресс Линии» Рябчукова И.С. на решение судьи Ленинского районного суда города Курска от 7 февраля 2020 года, вынесенное по жалобе генерального директора ООО «Автотранспортные Экспресс Линии» Рябчукова И.С. на постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортно безопасности УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора Жукова И.И. №0041/0221/0887 от 19.11.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица Генерального директора ООО «Автотранспортные Экспресс Линии» Рябчукова Ильи Сергеевича,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортно безопасности УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора Жукова И.И. № 0041/0221/0887 от 19.11.2019 года генеральный директор ООО «Автотранспортные Экспресс Линии» Рябчуков И.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обжаловал его в судебном порядке.

Решением судьи Ленинского районного суда города Курска от 7 февраля 2020 года оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Курский областной суд в порядке ст. 30.9 КоАП РФ, ФИО1 просит отменить решение судьи и постановление должностного лица, полагая их незаконными.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав генерального директора ООО «Автотранспортные Экспресс Линии» ФИО1 из его защитника Санжакову И.Н., поддержавших жалобу, считаю решение судьи районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Согласно требованиям ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом, использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается

В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В постановлении по делу об административном правонарушении, согласно ст. 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Отклоняя доводы жалобы ФИО1 и оставляя без изменения постановление должностного лица о его привлечении к административной ответственности, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица - генерального директора ООО «Автотранспортные Экспресс Линии» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

Однако при производстве по настоящему делу не учтено следующее.

Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 статьи 11.15.1 названного Кодекса, совершенное умышленно, влечет административную ответственность по части 3 указанной статьи.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Согласно статье 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 г. №924 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, согласно п.7 которых в перечень обязанностей субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств входят в том числе: обеспечение подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, а также к исполнению обязанностей по защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом транспортного средства (п.п.12); на основании утвержденных результатов проведенной оценки уязвимости транспортного средства субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны представлять в Федеральное дорожное агентство план транспортного средства в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости транспортного средства (п.п.6).

Из представленных материалов следует, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 14.10.2019г. № ВМ16-511-Р(уфс) проведена плановая выездная проверка ООО «Автотранспортные Экспресс Линии» с 11 по 19 ноября 2019 года, в ходе которой было установлено, что ООО «Автотранспортные Экспресс - Линии» имеет лицензию №АКН -46-100042 от 16 апреля 2019 года на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В перевозке пассажиров участвуют 27 различных марок автобусов, которые входят в 12 групп. На все группы транспортных средств проведена оценка уязвимости. Планы обеспечения транспортной безопасности не разработаны и не утверждены.

Указанные обстоятельства послужили поводом для возбуждения в отношении генерального директора ООО «Автотранспортные Экспресс Линии» ФИО1 (ответственный за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, прошедший аттестацию сил обеспечения транспортной: безопасности (свидетельство № 10462 от 13 июля 2018 г.), производства по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ об административных правонарушениях действует презумпция невиновности: лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою виновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Как следует из протокола об административном правонарушении №0041/0221/0887 от 19.11.2019 г. ФИО1 вменено невыполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, а именно п.6 ст.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 N 924: на основании утвержденных результатов проведенной оценки уязвимости транспортного средства представлять в Федеральное дорожное агентство план транспортного средства в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости транспортного средств.

В соответствии с абз.1 подпункта 9 ст.7 Требований обязательным приложением к Плану транспортного средства является, в том числе, положение (устав) о подразделении транспортной безопасности транспортных средств, копия договора о защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства.

В пункте 7.1 статьи 1 Закона №16-ФЗ раскрывается понятие подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним утверждены Приказом Минтранса России от 01.04.2015 N 145. На официальном сайте Федерального дорожного агентства в открытом доступе размещен Реестр аккредитованных подразделений транспортной безопасности, который на сегодняшний день содержит сведения о 72 действующих подразделениях транспортной безопасности (по состоянию на 26 сентября 2019 года). По данным указанного Реестра, на территории Курской области аккредитованные подразделения транспортной безопасности отсутствуют.

На указанные обстоятельства на всем протяжении производства по настоящему делу ссылался ФИО1, как на обстоятельства невозможности выполнения Требований об обязательном привлечении подразделений транспортной безопасности, и, как следствие, о представлении в Федеральное дорожное агентство плана транспортного средства, учитывая, что обязательным приложением к нему является договор о защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства, заключаемый к аккредитованными подразделениями транспортной безопасности, которые на территории Курской области отсутствуют.

Однако, надлежащей оценки эти доводы не получили.

В то же время, установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

С учетом изложенного выводы о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, нельзя признать обоснованными.

Поскольку при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей районного суда допущены существенные нарушения норм процессуального законодательства, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, вынести законное и обоснованное решение, то такое решение суда подлежит отмене.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, составляет два месяца.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

По смыслу положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечению установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Курского областного суда

Р Е Ш И Л А:

решение судьи Ленинского районного суда города Курска от 7 февраля 2020 года и постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортно безопасности УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора ФИО2 №0041/0221/0887 от 19.11.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица -Генерального директора ООО «Автотранспортные Экспресс Линии» ФИО1,отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ

Судья