ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1071/2022 от 04.04.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Жаворонкова Т.А. Дело N <№...>

Р Е Ш Е Н И Е

4 апреля 2022 года г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Смирнов Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора <ФИО>4 на решение судьи Советского районного суда Краснодарского края от 8 сентября 2021 года,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от <Дата ...><№...> ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере <...> руб.

Решением судьи Советского районного суда Краснодарского края от 8 сентября 2021 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, старший государственный инспектор Южного межрегионального управления Росприроднадзора <ФИО>4 просила отменить решение судьи, направить дело на новое рассмотрение в районный суд. В обоснование жалобы указала на его незаконность, необоснованность, выразила несогласие с выводами судьи, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств. Одновременно подателем жалобы заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования.

В судебное заседание представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора не явился, извещен о дне и месте судебного разбирательства надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие не поступало, в связи с чем судья краевого суда счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав защитника ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» и генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» <ФИО>1 - <ФИО>7., защитника <ФИО>1<ФИО>5, просивших оставить решение судьи районного суда без изменения, проверив материалы дела, доводы, изложенные в жалобе, судья краевого суда приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.

В силу части первой статьи 11 данного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проверки Южного межрегионального управления Росприроднадзора в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» установлено, что общество осуществляет свою деятельность с нарушением Лицензии на пользование недрами КРД <№...> и Закона РФ «О недрах».

Постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от <Дата ...><№...>-П-2 ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере <...> руб.

В соответствии с частью второй статьи 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими названному Закону.

Вместе с тем лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременно вносить платежи за пользование недрами.

В соответствии с п. 4.8 приложения 1 «Условия пользования недрами» к Лицензии на пользование недрами КРД <№...>, ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» обязано, в том числе, осуществлять контроль за химическим составом, а при использовании подземных вод для питьевых, хозбытовых нужд и выпуска пищевой продукции за их бактериологической безопасностью.

При этом в лицензии отсутствуют конкретные показатели (загрязняющие вещества), по которым следует осуществлять вышеуказанный контроль.

ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» в 2017 году разработан и согласован проект водозабора подземных вод, в котором указано, что отбор проб и анализ воды осуществляется Обществом в соответствии с согласованной с территориальными органами Роспотребнадзора Программе.

Обществом согласованы: программа исследования качества питьевой воды (действовала с 2015 по 2019 гг.); программа контроля питьевой воды (согласована в 2019 г.). Указанными Программами не предусмотрен контроль качества воды по показателям (веществам), перечисленным в обжалуемом постановлении.

Таким образом, Обществом осуществляется контроль качества подземных вод в объеме, предусмотренном указанными Программами, что свидетельствует о соблюдении Обществом санитарно-эпидемиологических требований по охране подземных вод.

Также, приходя к выводу об отмене постановления старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора <ФИО>4 от <Дата ...><№...> и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, судья районного суда указал, что нарушений условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, не выявлено.

Судья краевого суда не находит оснований не согласиться с указанными выводами судьи.

Так, для квалификации правонарушения в соответствии с ч. 2 ст. 7.3 Кодекса необходимо наличие одновременно двух условий - это непосредственно пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами

Согласно ст. 7 Закона РФ «О недрах» в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта орган федерального государственного горного надзора или орган исполнительной власти субъекта РФ (относительно участков недр местного значения) (далее - уполномоченные органы) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утверждены постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1465 «Об утверждении правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода».

Данным Правилами предусмотрено, что оформление документов, уточняющих границы горного отвода, осуществляют уполномоченные органы по заявлению недропользователя /п. 3 Правил/.

В Правилах отсутствуют положения, предусматривающие обязанность недропользователя по включению горноотводного акта, удостоверяющего границы горного отвода, в лицензию.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Согласно ст. 12 Закона РФ «О недрах», а также Административного регламента от 29.09.2009 № 315, утвержденного приказом Минприроды России, оформление лицензий на право пользования недрами, внесение изменений и дополнений в лицензию, а также включение в лицензию приложений, являющихся неотъемлемой частью лицензии, относится исключительно к компетенции органов государственной власти, уполномоченных на осуществление выдачи лицензии.

ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» имеет горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы предоставленного горного отвода, оформленный в установленном порядке. При этом обязанность по включению горноотводного акта в лицензию в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих пользование недрами, не установлена. В силу ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со ст. 27 данного Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов РФ, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.

Под геологической информацией о недрах понимается информация о геологическом строении недр, о находящихся в них полезных ископаемых (в том числе о специфических минеральных ресурсах, подземных водах), об условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр (в том числе о подземных полостях естественного или искусственного (техногенного) происхождения), данные наблюдений, полученные при осуществлении видов пользования недрами, при охране недр, при использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, при осуществлении видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, и представленные на бумажном или электронном носителе либо на иных материальных носителях (в образцах горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и на иных материальных носителях первичной геологической информации о недрах) /ч. 1 ст. 27/.

Геологическая информация о недрах подразделяется на первичную геологическую информацию о недрах и интерпретированную геологическую информацию о недрах /ч. 2 ст. 27/.

Приказом Минприроды России от 24.10.2016 № 555 «Об утверждении Перечня первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах...» утверждены перечни первичной и интерпретированной геологической информации, представляемой пользователями недр в фонды геологической информации. В перечне вышеуказанного приказа отсутствует указание на паспорта скважин, в перечне указывается на предоставление сведений об эксплуатируемых скважинах.

Приказом Минприроды России от 29.02.2016 № 54 «Об утверждении требований к содержанию геологической информации о недрах и формы ее представления» утверждены Требования к содержанию геологической информации о недрах и форма ее представления. Требования о необходимости предоставления в составе геологической информации паспортов скважин отсутствуют.

Согласно ч.2,4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при на основании которых было вынесено недоказанное и постановление

Учитывая, что в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о необходимости отмены постановления Южного межрегионального управления Росприроднадзора <ФИО>4 от <Дата ...><№...> и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Доказательства, положенные судьей районного суда в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.

Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводы судьи районного суда о нарушении процессуальных требований КАП РФ, а также тот факт, что выявленные нарушения требований КоАП РФ не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены решения судьи не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда

решил:

решение судьи Советского районного суда Краснодарского края от 8 сентября 2021 года оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора <ФИО>4 – без удовлетворения.

Судья