Федеральный судья Ахматова Л.М. Дело № 21-107/16
РЕШЕНИЕ
31 мая 2016 года г. Нальчик
Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Келеметовой З.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», по жалобе начальника отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республике ФИО14. на решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 января 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» (далее Университет, Кабардино-Балкарский Госуниверситет) в лице проректора ФИО10 подало в Управление федеральной миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее по тексту УФМС России по КБР) ходатайство о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию <данные изъяты>ФИО2. Цель поездки названного иностранного гражданина указана в ходатайстве как «учеба», предполагаемый въезд в Россию – ДД.ММ.ГГГГ сроком на 90 дней (по ДД.ММ.ГГГГ), вид визы - обыкновенная, кратность визы – однократная (л.д.20-23).
На основании указанного ходатайства ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по КБР выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>ФИО2. Целью поездки в приглашении указана «учеба» (л.д. 24).
ДД.ММ.ГГГГФИО2 выдана однократная обыкновенная учебная виза периодом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).
ДД.ММ.ГГГГФИО2 въехал на территорию Российской Федерации (л.д.25).
ДД.ММ.ГГГГ ему выдана многократная обыкновенная учебная виза сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26).
ДД.ММ.ГГГГ между Кабардино-Балкарским Госуниверситетом и <данные изъяты>ФИО2 заключен договор № на оказание платных образовательных услуг в сфере дополнительного образования по профилю - подготовительное отделение, срок обучение - 1 год (л.д. 9-10).
ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республике ФИО15. по результатам административного расследования в отношении Кабардино-Балкарского Госуниверситета был составлен протокол № об административном правонарушении по части 6 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.18-19).
Как следует из данного протокола, Кабардино-Балкарский Госуниверситет, будучи приглашающей стороной при оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию <данные изъяты>ФИО2, нарушил правила пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, указав ложно в приглашении цель его въезда в Российской Федерации «учеба», а не «курсы».
Постановлением начальника отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республике ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей по части 6 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3-5).
Университет признан виновным в том, что совершил нарушение правил пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в том, что, будучи приглашающей стороной для <данные изъяты>ФИО2 при оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию, указал ложное сведение о цели въезда приглашаемого лица в Российскую Федерацию «учеба», а не «курсы», что является нарушением положений статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статьи 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 года № 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также аннулирования и выдачи визы», а также Приказа МИД Российской Федерации, МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации от 27 декабря 2003 года №19723А/1048/922 «Об утверждении Перечня цели поездок».
По жалобе Кабардино-Балкарского Госуниверситета решением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление начальника отдела иммиграционного контроля ФИО14. отменено и производство по делу в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» прекращено за недоказанностью совершения Кабардино-Балкарским Госуниверситетом инкриминированного ему правонарушения.
В апелляционной жалобе, поданной 22 апреля 2016 года в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республике через Нальчикский городской суд, начальник отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республике ФИО14. просит решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 января 2016 года по делу отменить и в удовлетворении жалобы Кабардино-Балкарского Госуниверситета на его постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Государственного университета к административной ответственности отказать.
Как указано в жалобе, Кабардино-Балкарский Госуниверситет, являясь приглашающей стороной для <данные изъяты>ФИО2 в ходатайстве о выдаче ему приглашения, указал ложно цель его въезда и пребывания в Российской Федерации «учеба», тогда как ДД.ММ.ГГГГ Университет заключил с указанным иностранным гражданином договор на оказание платных образовательных услуг по изучению русского языка на подготовительных курсах.
Эти действия Университета, считает заявитель, нарушают положения статьи 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статьи 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 года №335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также аннулирования и выдачи визы», а также Приказа МИД Российской Федерации, МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации от 27 декабря 2003 года №19723А/1048/922 «Об утверждении Перечня цели поездок» (далее Перечень).
Поскольку ДД.ММ.ГГГГ между Кабардино-Балкарским Госуниверситетом и ФИО2 заключен договор на оказание платных образовательных услуг в сфере дополнительного образования по профилю - подготовительное отделение, срок обучение - 1 год, в соответствии пунктом 63 данного Перечня целью въезда <данные изъяты>ФИО2 в Российской Федерации должны быть указаны «курсы», считает заявитель.
Заявитель жалобы не согласен с выводами судьи Нальчикского городского суда в обжалуемом решении об отсутствии доказательств, подтверждающих предоставление Университетом, как приглашающей стороной, заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации <данные изъяты>ФИО2.
Как указано в жалобе, Университет проявил пренебрежительное отношение к публично - правовым обязанностям, не принял меры, направленные на соблюдение миграционного законодательства, что является существенной угрозой охраняемым общественным отношениям в сфере контроля и надзора миграционных процессов.
Представители Управления Федеральной миграционной службы России по Кабардино-Балкарской Республике и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании положений части 2 статьи 25.1 и пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нахожу возможным рассмотрение дела в их отсутствие
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию») иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерации в этом качестве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25 названного Закона одним из оснований для выдачи иностранному гражданину визы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, является приглашение на въезд в Российскую Федерацию, оформленное в соответствии с федеральными законом в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 25 июля 2002 года №Н5-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в образовательной организации выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по ходатайству данной образовательной организации.
Согласно части 1 статьи 25.1 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в зависимости от цели въезда иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию и цели их пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной или транзитной визой либо визой временно проживающего лица.
В соответствии с пунктом 13 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 года № 335 (далее - Положение), цель поездки иностранного гражданина указывается в визе в соответствии с перечнем целей поездок, используемым при оформлении и выдаче виз иностранным гражданам. Указанный перечень утверждается компетентными федеральными органами исполнительной власти.
Во исполнение пункта 13 Положения совместным приказом МИД России, МВД России и ФСБ России от 27 декабря 2003 года № 19723А/1048/922 утвержден Перечень "Цели поездок", используемый уполномоченными государственными органами Российской Федерации при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Согласно пунктам 63 и 64 Раздела 5 «Иностранцы, въезжающие в целях обучения в образовательном учреждении (код 005)» названного Перечня цель поездки «курсы» используют иностранцы, прибывающие в Российскую Федерацию с целью обучения на курсах русского языка, подготовительных отделениях высших учебных заведений, средних специальных и профессиональных учебных заведений на контрактной/договорной основе на срок до трех месяцев и на срок свыше трех месяцев, а цель поездки «учеба» используют иностранцы, прибывшие в Российскую Федерацию с целью прохождения обучения в высших учебных заведениях, средних, специальных и профессиональных (кроме военных) учебных заведениях. Причем в том и в другом случае иностранцу выдается обыкновенная учебная виза (ОУ).
В соответствии с пунктом 32 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы России от 30 ноября 2012 года №390, для предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче приглашения без использования Единого портала приглашающей стороной в уполномоченное подразделение ФМС России, территориальный орган ФМС России предоставляется ходатайство на бумажном носителе.
Согласно пункту 32.1 названного Регламента по всем пунктам ходатайства должна быть указана полная и достоверная информация. За достоверность представленных документов и полноту сведений, указанных в ходатайстве, приглашающая сторона несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из содержания приведенной нормы следует, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 18.9, образует именно предоставление заведомо ложных сведений о цели пребывания в России, необходимых для оформления документов для въезда в Российскую Федерацию.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется исключительно умышленной формой вины.
Между тем, ни в протоколе № об административном правонарушении, составленном ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кабардино-Балкарского Госуниверситета по части 6 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ни в постановлении начальника отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республике ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Университета к административной ответственности по указанной норме учебному заведению не вменено предоставление заведомо ложных сведений о цели пребывания в России <данные изъяты>ФИО2.
Как следует из указанных протокола и постановления, Университету вменено указание ложных сведений относительно цели въезда иностранного гражданина, однако само по себе указание принимающей стороной недостоверных сведений при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии заведомо умышленного указания этих сведений не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, установив, что в ходатайстве о выдаче <данные изъяты>ФИО2 приглашения на въезд в Российскую Федерацию Кабардино-Балкарский Госуниверситет указал известную к этому времени учебному заведению цель въезда иностранного гражданина «учеба» – получение высшего профессионального образования, что по результатам тестирования указанного гражданина, проведенного уже по прибытии его в Российскую Федерацию, с ним заключен договор на оказание платных образовательных услуг в сфере дополнительного образования по профилю - подготовительное отделение, срок обучение - 1 год, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что целью въезда <данные изъяты>ФИО2 в Российскую Федерацию было именно получение высшего образования, а не изучение русского языка на подготовительном отделении Университета.
Вывод судьи о недоказанности вины Университета в предоставлении заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации <данные изъяты>ФИО2 вытекает из обстоятельств, установленных по делу, и соответствует положениям частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Довод жалобы начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по КБР о том, что Университет был обязан до подачи ходатайства о выдаче приглашения ФИО2 установить его уровень владения русским языком и в соответствии с этим указать в ходатайстве цель его пребывания в Российской Федерации «учеба» или «курсы» не основан на положениях действующего законодательства.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства (иностранные граждане) имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (часть 1). Иностранные граждане имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации (далее - квоты), а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг (часть 3). Иностранные граждане, поступающие на обучение в пределах квоты, пользуются правом на обучение на подготовительных отделениях, подготовительных факультетах Федеральных государственных образовательных организаций по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований с выплатой указанным гражданам стипендии (часть 7). Требования к освоению дополнительных образовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (часть 8).
Из приведенной нормы права следует, что иностранные граждане вправе получить высшее образование в Российской Федерации как за счет соответствующего бюджета по квоте, так и за счет средств физических и юридический лиц на основании договора об оказании платных образовательных услуг.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки России - органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, принятыми в развитие положений статьи 78 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на образовательные организации Российской Федерации обязанность по предварительному установлению уровня знания русского языка иностранным гражданином (лицом без гражданства), выразившим желание получить в Российской Федерации платное высшее образование, до подачи ходатайства о выдаче ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию не возложена.
При изложенных обстоятельствах вывод судьи в обжалуемом решении об отмене постановления начальника отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республике ФИО14. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Кабардино-Балкарского Госуниверситета к административной ответственности по части 6 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено, сделан на основании правильного определения судьей всех юридически значимых обстоятельств, полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Обжалуемое решение судьи соответствуют требованиям приведенных норм и установленным по делу обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Решение судьи Нальчикского городского суда от 28 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» оставить без изменения, а жалобу начальника отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республике ФИО14 - без удовлетворения.
Судья Л.М. Бабугоева
Копия верна:
Судья Верховного Суда КБР Л.М. Бабугоева