ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-107/19 от 08.10.2019 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Ак-Кыс А.С. Дело № 21-107/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл 8 октября 2019 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Кунгаа Т.В., рассмотрев жалобу представителя и.о. председателя Администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва К. – ФИО1 на постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва Байыр-оол Сайлык Чечек-ооловны от 07 июня 2019 года и решение судьи Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 30 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности председателя Администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва К.,

у с т а н о в и л :

постановлением руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва ФИО2 от 07 июня 2019 года должностное лицо – исполняющий обязанности председателя Администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 30 июля 2019 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба должностного лица К. - без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи, представитель должностного лица К. – ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, указав, что Администрацией Каа-Хемского района направлялся ответ об исполнении требований предписания с фотографиями, а с органа надзора не поступало уведомления о недостаточности исполнения. Считает, что Типовое положение носит рекомендательный характер и не может быть положено в основу доказательной базы по делу. Указывает, что Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва по данному факту следовало обратиться в суд в исковом порядке.

В судебном заседании К. жалобу поддержал.

Представитель Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва ФИО3 с жалобой не согласилась.

Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно нормам статей 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, направляются объектам контроля представления и (или) предписания.

В силу норм части 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ, под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок бюджетного нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года».

В приложении № 4 к федеральной целевой программе размещено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее – Типовое положение), которым установлен порядок предоставления социальных выплат по данной программе.

В соответствии с п.п. 9, 10 Типового положения, жилое помещение (жилой дом), на приобретение (строительство) которого предоставляется социальная выплата, должно быть: а) пригодным для постоянного проживания; б) обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах также и газоснабжение); в) не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.

Соглашением от 02 августа 2016 года № 9 о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального и республиканского бюджетов Республики Тыва бюджету муниципального образования «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва» на мероприятия подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Тыва на 2014-2017 годы на период до 2020 года» государственной программы Республики Тыва «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014-2020 года» и на 2016 год (далее - соглашение) между Министерством сельского хозяйства и продовольствии Республики Тыва и Администрацией Каа-Хемского района Республики Тыва установлены совместные действия на софинансирование расходных обязательств по программе.

В соответствии с п. 2.2.7 соглашения Администрация обязуется исполнять обязательства, указанные в приложении № 2 программы.

В приложении № 2 программы, предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

В пункте 2.2.8 соглашения указано, что Администрация осуществляет контроль за реализаций мероприятий Подпрограммы, в том числе контроль за соблюдением сроков введения законченного строительством жилья в эксплуатацию и ежеквартально информирует министерство о результатах проведенной работы.

Судом установлено, что на основании приказа Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 12 марта 2018 года № 20 проведена плановая выездная проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на обеспечение жильем граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках государственной программы Республики Тыва «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014-2020 годы» в отношении Администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва.

По результатам проведенной плановой выездной проверки составлен акт от 18 мая 2018 года, которым установлены следующие нарушения:

- в нарушение ст. 309 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, п. 9 Типового положения, п. 2.2.7 соглашения обязательство по улучшению жилищных условий (строительству или приобретению жилых помещений) фактически не исполнены (право собственности на жилье не зарегистрировано) следующими получателями социальных выплат: в категории молодые семьи и специалисты: ФИО4 – 660 300 рублей, ФИО5 – 200 500 рублей (право собственности на жилье не зарегистрировано);

- в нарушение п. 2.2.8 соглашения, п. 10 Типового положения не исполнены обязательства по осуществлению контроля за реализацией мероприятия Подпрограммы, в том числе за соблюдением сроков введения законченного строительством жилья в эксплуатацию, а также за соответствием построенных домов требованиям п. 9 Типового положения следующими получателями социальных выплат: ФИО4 – 72, 0 кв.м., ФИО5 – 21,4 кв.м.

20 декабря 2018 года Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва составлено предписание для устранения выявленных нарушений со сроком исполнения до 01 марта 2019 года, полученное сотрудником управления делами Администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва 24 декабря 2018 года.

В пункте 2 предписании в качестве допущенного нарушения указано, что не исполнено обязательство по улучшению жилищных условий следующими получателями социальной выплаты: ФИО12**, рублей.30 января 2019 года за исходящим номером Администрацией Каа-Хемского района Республики Тыва направлен ответ на предписание, в котором указано, что Администрацией была осуществлена проверка от 16 января 2019 года по участнику программы «Устойчивое развитие сельских территорий» 2016 г. ФИО12 В результате проверки установлено, что жилой дом построен, находится в общей долевой собственности, введен в эксплуатацию в 2016 году, но не проживают по причине замены системы отопления. К письму приложены фотографии и выписки из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 06 ноября 2018 года на кадастровом учете стоит жилой дом, расположенный по адресу: ** площадью ** кв.м., присвоен кадастровый номер 05 декабря 2016 года.

21 мая 2019 года в отношении должностного лица – и.о. председателя Администрации Каа-Хемского района К. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20. ст.19.5 КоАП РФ, а именно из-за неисполнения пункта 2 предписания, не обеспечено соответствие построенных домов требованиям п. 9 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретения) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным приложением № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598. Протокол получен Администрацией Каа-Хемского района 23 мая 2019 года (уведомление о составлении протокола получен Администрацией Каа-Хемского района 08 апреля 2019 года).

Постановлением руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва ФИО2 от 07 июня 2019 года должностное лицо – исполняющий обязанности председателя Администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Отказывая в удовлетворении жалобы, судья пришел к выводу о том, что факт совершения К. правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которые получены с соблюдением требований закона и обоснованно приняты должностным лицом во внимание при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.

С указанными выводами судьи согласиться нельзя ввиду следующего.

Из буквального толкования диспозиции ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным.

Законность предписания означает, что на лицо, которому оно адресовано, может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимыми.

Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

В пункте 2 предписания указано, что не исполнено обязательство по улучшению жилищных условий следующими получателями социальной выплаты: ФИО12. – **, рублей. Нарушены ст.309 ГК РФ, п.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ, п.9 Типового положения, п.2.2.7 соглашения. Предписано в срок до 1 марта 2019 года устранить выявленные нарушения, обеспечить реализацию мероприятия Подпрограммы по этапу 2016 года, в том числе за введением законченного строительством жилья в эксплуатацию, а также за соответствием построенных домов требованиям п.9 Типового положения.

Между тем судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: ** площадью ** кв.м., зарегистрирован на праве собственности за ФИО12 на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 7.12.2016 года.

30 января 2019 года за исходящим номером Администрацией Каа-Хемского района Республики Тыва на предписание направлялся ответ, в котором указывалось, что Администрацией была осуществлена проверка от 16 января 2019 года по участнику программы «Устойчивое развитие сельских территорий» 2016 г. ФИО12 В результате проверки установлено, что жилой дом построен, находится в общей долевой собственности, введен в эксплуатацию в 2016 году, но не проживают по причине замены системы отопления. К письму прилагались фотографии и выписки из Единого государственного реестра недвижимости.

Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва не представлено доказательств законности требований предписания обеспечить реализацию мероприятия Подпрограммы по этапу 2016 года, в том числе за введением законченного строительством жилья в эксплуатацию, а также за соответствием построенных домов требованиям п.9 Типового положения, поскольку на момент вынесения предписания вышеназванный жилой дом был введен в эксплуатацию, за ФИО12 зарегистрировано право собственности.

Из предписания не представляется возможным установить, каким образом оно подлежало исполнению по вышеуказанным требованиям, тогда как требования предписания должны быть реально исполнимыми.

Ссылка Службы на то, что во исполнение предписания Администрация могла обследовать спорный жилой дом на соответствие требованиям п.9 Типового положения в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, путем создания комиссии, несостоятельна, поскольку доказательств, подтверждающих обязанность Администрации по осуществлению контроля за пригодностью жилого дома после ввода его в эксплуатацию в рамках вышеназванной Подпрограммы, не представлено, тогда как законность предписания означает, что на лицо, которому оно адресовано, может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона

При таких обстоятельствах следует признать, что действия К.. не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

С учетом изложенного, обжалуемые постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва ФИО2 от 07 июня 2019 года и решение судьи Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 30 июля 2019 года нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч.20 ст.19.5 КоАП РФ в отношении К. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения - прекращению.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва Байыр-оол Сайлык Чечек-ооловны от 07 июня 2019 года и решение судьи Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 30 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности председателя администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва К. отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения.

Судья Т.В. Кунгаа