Дело № 21-108
Судья – Репина В.Л.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на решение судьи по делу
об административном правонарушении
г. Мурманск 03 апреля 2018 года
Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 01 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району по делу об административном правонарушении * от 13 октября 2017 года (резолютивная часть изготовлена 04 апреля 2017 года) должностное лицо – капитан судна «***» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Вынесенное постановление обжаловано в судебном порядке.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 01 февраля 2018 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда по жалобе на указанное постановление отменить.
Приводит довод о том, что положениями Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 20.08.2009 N 140, а также Обязательных постановлений в морском порту Дудинка, утвержденных Приказом Минтранса России от 08.08.2012 N 290, в составе заявки на выход из порта не предусмотрено предоставление информации о намерении неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации, разделом III Приказа №290 предусмотрена обязательная подача информации о заходе судна в морской порт ***, а не на выход из порта.
Находит недоказанной вину в совершении административного правонарушения, отмечая, что нарушения правил и норм, обязательных для исполнения им как капитаном судна, не установлено.
Ссылается на доводы, приведенные в поданной в районный суд жалобе, указывая, что субъектом, на которого возложены обязанности исполнения требований пунктов 2,4,5 Правил передачи капитан судна не является, технической возможности для подачи заявки капитану порта на выход судна не имеет, поскольку доступ к соответствующему оборудованию имеется только у диспетчерской службы судоходной компании, судовая система ОСДР работает в автоматическом режиме и капитан судна не располагает информацией, с какой периодичностью передаются сведения о местоположении судна. Положения абзаца 2 пункта 6 Правил передачи им выполнены, осуществлен телефонный звонок в ПУ ФСБ по ЗАР, в результате которого удостоверена работоспособность судовой системы ОСДР и получено разрешение на рейс.
Считает, что в случае нарушения периодичности передачи данных о местоположении судна пограничные органы должны были поставить вопрос перед центром системы ОСДР, который довел бы информацию до капитана либо до руководства АО «Хатангский морской торговый порт», что влекло обязанность капитана выполнять требования пунктов 8 и 9 Правил передачи. Ввиду отсутствия данной информации полагал, что передача данных осуществляется в штатном режиме.
ФИО1, представитель административного органа в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.
Законом Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» определены Правила пересечения государственной границы Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 статьи 5 Закона «О Государственной границе Российской Федерации» прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море по внешней границе территориального моря Российской Федерации.
Частью 5 статьи 9 Закона от 01.04.1993 № 4730-1 установлено, что российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно части 21 статьи 9 Закона от 01.04.1993 № 4730-1 российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.
Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу судами, указанными в части двадцать первой настоящей статьи, и правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, указанных в частях двадцать первой и двадцать второй настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 23 статьи 9 Закона от 01.04.1993 № 4730-1).
Правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 N 811
Согласно пункту 2 Правил передачи для получения информации о судах, намеревающихся неоднократно пересечь государственную границу Российской Федерации, российский центр системы опознавания и российские центры мониторинга (далее - центры) используют данные централизованного учета государственного портового контроля, который осуществляется капитанами морских портов в соответствии с пунктом 1 статьи 79 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Данные о местоположении судна, указанные в пункте 3 настоящих Правил, передаются с периодичностью не реже чем один раз в 2 часа с момента начала передачи данных о местоположении судна в соответствующий центр и до входа судна в акваторию порта назначения (пункт 4 Правил передачи).
Согласно пункту 5 Правил передачи подлежащие передаче в пограничные органы в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, данные о местоположении судов центры формируют на основании данных, полученных в автоматическом режиме с судов, оснащенных в соответствии с требованиями к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна.
Передача данных о местоположении судна в соответствующий центр осуществляется с периодичностью не реже чем один раз в 2 часа с момента проверки исправности технических средств контроля местоположения судна, которая производится не позднее, чем за 4 часа до предполагаемого времени выхода судна из порта (морского терминала) и до входа судна в акваторию порта назначения.
Пограничный орган, в зоне ответственности которого находится порт (морской терминал) (контактные данные пограничных органов размещены на сайте ps.fsb.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), сообщает капитану судна посредством телефонной связи о получении в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил данных о местоположении конкретного судна не позднее, чем за час до предполагаемого времени выхода судна из порта (морского терминала). Судно не выходит из порта (морского терминала) до получения капитаном судна указанного сообщения (пункт 6 Правил передачи).
Из материалов дела следует, что судно «***», принадлежит на праве собственности ООО «***» и находится в пользовании АО «***» на основании договора * аренды судна (фрахт) без экипажа от 20.10.2015.
Судно «***» 14.08.2017 вышло из порта *** и согласно уведомлению о намерении неоднократного пересечения государственной границы России от 13 августа 2017 года проследовало в ***.
В период с 07.28 utc 14.08.2017 по 13.34 utc 18.08.2017 судно «***», под управлением капитана ФИО1, при осуществлении перехода по заявленному маршруту, пересекло государственную границу Российской Федерации 06.15 мск 17.08.2017 в координатах *** и 05.15 мск 18.08.2017 в координатах ***. В указанный период времени сведения о местоположении судна в российский центр системы опознавания поступали с дискретностью 6 часов.
Обстоятельства, свидетельствующие о том, что капитан судна ФИО1 в нарушение части 23 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1, пунктов 2,4,5,6 Правил передачи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 N 811, вышел из порта *** без проверки технического средства контроля, неоднократно пересекал государственную границу России при следовании по заявленному маршруту, в то время как передача данных осуществлялась с периодичностью реже, чем один раз в 2 часа, послужили основанием для составления в отношении ФИО1 02 октября 2017 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его 13 октября 2017 года к административной ответственности, установленной данной нормой.
Проверяя правомерность привлечения должностного лица к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья районного суда исходил из доказанности и наличии в деянии вменяемом ФИО1 события и состава административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, которое выразилось в не принятии своевременных мер к передаче необходимых данных о местоположении судна в российский центр системы опознания судов.
Вина ФИО1 подтверждается: рапортом начальника координационного отдела Пограничного управления от _ _ ; схемой движения судна; заявлением на выход из порта от _ _ ; уведомлением о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации; судовой ролью, планом перехода, точками трека, сведениями ФГУП «***» от _ _ ,, копиями договора * аренды судна (фрахт) без экипажа от _ _ с дополнительными соглашениями, свидетельства о праве собственности на судно, протоколом об административном правонарушении от _ _ , которые получили оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и обоснованно признаны судом достоверными, подтверждающими событие административного правонарушения.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из положений пункта 2 статьи 57, статей 61, 71 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации капитан судна «***» ФИО1 является лицом, на которое возложено управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу, соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, его распоряжения подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами.
Капитан судна «***» ФИО1, будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, в силу своего служебного положения и возложенных на него обязанностей, имел все необходимые полномочия и должен был обеспечить неукоснительное выполнение приведенных положений закона.
Объективных данных, препятствующих соблюдению установленных правил, по делу не установлено.
Приведенные в жалобе доводы об отсутствии вины капитана судна в совершении инкриминированного правонарушения являются несостоятельными, поскольку постоянную автоматическую передачу через каждые два часа информации о местоположения судна капитан не обеспечил.
Как следует из материалов административного производства заявление на выход судна «***» из порта *** оформлено без указания, что судно совершает рейс с пересечением государственной границы РФ без прохождения контроля (пункт 27, л.д.4 адм. дело *), в связи с чем передача данных осуществлялась с интервалом каждые 6 часов в соответствии с международными требованиями (л.д.14), а необходимость иной периодичности передачи данных российским центром системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии не была установлена.
Нарушение установленной периодичности передачи данных о местоположении судна при пересечении государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицо, ответственное за судовождение и обеспечение безопасности плавания судна, осуществляющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в отношении судна, обязано контролировать периодичность передачи данных о его местоположении.
В случае обнаружения на судне прекращения передачи данных о местоположении судна при нахождении судна в море, именно на капитана судна в соответствии с пунктом 8 Правил передачи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 N 811, возложено обеспечение передачи соответствующей информации.
Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание ФИО1 назначено в пределах санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 указанного Кодекса.
Существенных нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району по делу об административном правонарушении * от 13 октября 2017 года, решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 01 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – капитана судна «***» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда А.П. Синица