ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1080/2023 от 10.11.2023 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Доровых Е.А. 57RS0023-01-2023-002431-71

Дело № 21-1080/2023

РЕШЕНИЕ

10 ноября 2023 года город Орёл

Судья Орловского областного суда Дятлов М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу должностного лица ФИО1 на решение судьи Советского районного суда города Орла от 28 августа 2023 года, постановление временно исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области ФИО2 от <дата>, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением временно исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России) ФИО2 от 25 апреля 2023 года должностное лицо ФИО1, замещающая должность генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард» ЮС-585» (далее - ООО «Ломбард» ЮС-585», Общество), признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, ФИО1 обжаловала его в районный суд.

Решением судьи Советского районного суда города Орла от 28 августа 2023 года постановление должностного лица Орловского УФАС России от 25 апреля 2023 года оставлено без изменения.

В жалобе, подданной в Орловский областной суд, ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления должностного лица административного органа, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу.

Приводит доводы о том, что в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение действующего законодательства о рекламе.

Указывает, что реклама, размещенная по адресу: <адрес>, содержала в себе полную информацию о предоставляемой услуге, не искажала информацию и не вводила потребителя в заблуждение.

Считает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку демонстрация рекламы была прекращена до возбуждения дела Орловским УФАС России, рекламодатель принял все меры для соблюдения действующего законодательства о рекламе, в отношении указанной рекламы отсутствуют жалобы потребителей.

Обращает внимание на то, что производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «Ломбард» ЮС-585» было прекращено.

Ссылается на то, что не была извещена надлежащим образом о рассмотрении дела судьей районного суда 28 августа 2023 года.

ФИО1, должностное лицо административного органа, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судьей областного суда постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив жалобу, заслушав объяснения представителя должностного лица ФИО2 - ФИО3, действующей на основании доверенностей, полагавшей оставить жалобу без удовлетворения, оснований для отмены постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не нахожу.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Правоотношения в сфере распространения рекламы регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), целями которого являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 названного Закона, реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

Исходя из пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Статьей 4 Закона о рекламе предусмотрено, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество) (часть 1 статьи 28 Закона о рекламе).

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе).

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках (часть 3 статьи 28 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей

Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как видно из материалов дела, 24 августа 2022 года в Орловское УФАС России поступила информация из отделения Орел Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу о распространении по адресу: <адрес> на рекламной конструкции (тумбе), расположенной возле автомобильной дороги, рекламы финансовых услуг «Ломбард 585 золотой», предоставляемых ООО «Ломбард ЮС-585» (), содержащей признаки нарушения Закона о рекламе.

В связи с этим Орловским УФАС России 25 октября 2022 года возбуждено и 13 декабря 2022 года рассмотрено дело в отношении ООО «Ломбард ЮС - 585», по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, по результатам рассмотрения которого реклама признана ненадлежащей, ООО «Ломбард ЮС - 585» было признано рекламодателем, нарушившим вышеуказанные требования закона, материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Орловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

В связи с этим 26 января 2023 года в отношении Общества и его должностных лиц было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протоколу по делу об административном правонарушении, составленному главным специалистом-экспертом Орловского УФАС России ФИО3 24 марта 2023 года в отношении должностного лица ФИО1 по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в вину ФИО1, являющейся генеральным директором ООО «Ломбард ЮС - 585», которая согласно должностной инструкции от 21 февраля 2021 года руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, обладая организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, вменено нарушение рекламодателем части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, установленное Орловским УФАС России при рассмотрении обращения отделения Орел Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу о распространении по адресу: <адрес> на рекламной конструкции (тумбе), расположенной возле автомобильной дороги, рекламы финансовых услуг «Ломбард 585 золотой», предоставляемых ООО «Ломбард ЮС-585» ().

Так на рекламной конструкции в виде тумбы с динамически меняющимися рекламными плакатами, расположенной в непосредственной близости от перекрёстка дорог, размещалась информация следующего содержания: «Ломбард 585 золотой. Выдаем 3000 р. Оценка еще выше. За 0% в день. 10 метров. Разыгрываем новые ювелирные украшения», выполненная крупным, хорошо читаемым шрифтом, в том числе белого цвета на красном фоне, красного цвета на белом фоне и занимающая 85-90% рекламной площади.

В средней и нижней части рекламного полотна, занимающей 10% площади, была расположена информация, выполненная мелким, плохо читаемым черным шрифтом на белом и красном фоне, которая была доступна для восприятия при непосредственном приближении к рекламной конструкции на минимально возможное расстояние, и ее прочтение требовало напряжения органов зрения. Визуальное восприятие информации в полном объеме на тумбе, с учетом особенностей размещения рекламы, было крайне затруднительным, в том числе с учетом ограниченного времени демонстрации рекламного плаката «Ломбард 585 Золотой», равном 15 секундам в течение минуты.

В рекламе «Ломбард 585 Золотой» наименование лица, оказывающего финансовые услуги по предоставлению займов под залог ювелирных изделий – ООО ««Ломбард ЮС-585», включающее указание на организационно-правовую форму и собственно наименование лица, было указано мелким черным шрифтом на красном фоне после перечисления всех условий по выдаче займов. Условия по предоставлению финансовой услуги – займа, а именно сумма и процентная ставка – 3000 р. за 0% в день, выполнены крупным, ярким красного и белого цвета шрифтом с большими внутрибуквенными просветами и расстоянием между буквами, расположены прямо в центре рекламного полотна, чем достигается эффект важности и привлекалось первоочередное внимание именно к данной информации. В рекламе имелись и иные условия предоставления финансовой услуги-займа, влияющие на стоимость займа, а именно: указана сумма займа в размере 3000 рублей при оценочной стоимости ювелирного изделия из золота 585 пробы весом 1,6 г в размере 3000 рублей. Процентная ставка по займу – 0,1 % в день. Процентная ставка в год не более 365 % до 30.06.2022г. согласно Указанию ЦБ РФ от 28.02.2022г. № 6077-У. Срок займа – 30 дней. Оплата процентов единовременно при погашении займа. Срок акции с 01 июня 2022 года по 30 сентября 2022 года. В иных случаях для заёмщика действует тариф, установленный прейскурантом ломбарда. Изображено кольцо из золота 585 пробы со вставкой из бриллианта весом 7,5 грамм, оценочная стоимость которого составляет 21 440 рублей, при передаче в залог которого выдаётся сумма займа в размере 20 000 рублей. Процентная ставка по займу в размере 20000 рублей – 0,4% в день. Процентная ставка в год – 365%. Срок займа – 30 дней. Оплата процентов единовременно при погашении займа. Предложение не является публичной офертой.

Данные сведения были выполнены мелким плохо читаемым черным шрифтом на красном фоне, визуально были отделены от иной информации, представленной гораздо более крупным броским шрифтом, располагались на небольшом проценте рекламной площади, время их считывания было ограничено, в связи с чем, у потребителей рекламы была затруднена возможность прочитать и воспринять всю информацию о рекламном продукте объективно и в полном объеме. При этом в тексте содержались явные противоречия относительно процентной ставки по выдаче займа.

Также в нижней части рекламы имелся текст выполненный мелким плохо читаемым шрифтом черного цвета на белом фоне, расположенный на 4-х строчках следующего содержания: «Срок действия акции «Розыгрыш лето» с 01.06.2022 по 30.09.2022. Количество подарков ограничено. Организатор оставляет за собой право на замену подарка. Информацию об организаторе акции, о месте, правилах и сроках её проведения, количестве призов, сроках, месте (пункты выдачи призов) и порядке их получения, а также об источнике информации о данном мероприятии уточняйте по тел. . Предложение не является публичной офертой. Займы под залог ювелирных изделий предоставляет ООО «Ломбард ЮС-585».

Информация об указанных условиях была выполнена столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, что делало затруднительным их восприятие и могло вводить потребителей в заблуждение относительно условий по рекламируемому продукту.

Постановлением должностного лица административного органа ФИО2 от 25 апреля 2023 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Проверив доводы жалобы ФИО1, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в ее действиях состава вмененного административного правонарушения и доказанности вины в совершении этого правонарушения применительно к положениям статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, факт совершения должностным лицом ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина в его совершении подтверждены исследованными доказательствами, а именно: актом осмотра и фиксации рекламы от 6 сентября 2022 года, с приложенными к нему фотографиями рекламной конструкции (л.д. 156-160); протоколом заседания Экспертного Совета по применению законодательства Российской Федерации о рекламе и недобросовестной конкуренции при Орловском УФАС России от 06 октября 2022 года (л.д. 161-163); решением комиссии УФАС по Орловской области по делу от 23 декабря 2022 года о выявлении факт нарушения законодательства о рекламе (л.д. 45-52); протоколом по делу об административном правонарушении от 24 марта 2023 года (л.д. 87-91); приказом генерального директора ООО «Ломбард ЮС-585» от 21 января 2021 года о вступлении в должность генерального директора общества ФИО1 с 21 января 2021 года (л.д. 36); должностной инструкцией генерального директора ООО «Ломбард ЮС-585», согласно которой указанное должностное лицо руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений (л.д. 66-67) и иными материалами дела, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Действия должностного лица ФИО1 правильно квалифицированы по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку размещение рекламодателем ООО «Ломбард ЮС-585», генеральным директором которого является ФИО1, информации рекламного характера способом, затрудняющим ее восприятие (с использованием мелкого шрифта), не позволяет потребителю воспринимать данные сведения. При этом вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги неопределенный круг потребителей, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Доводы жалобы о том, что не имеется необходимой совокупности доказательств, подтверждающих вину должностного лица ФИО1, и об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения не основаны на материалах дела. Вопреки утверждению заявителя акт осмотра и фиксации рекламы от 6 сентября 2022 года, фотоматериал к нему, исследованные в суде апелляционной инстанции цветные фотографии, представленные Орловским УФАС России на диске, а также приведенные выше доказательства, объективно свидетельствуют о том, что в нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, информация рекламного характера была размещена способом, затрудняющим ее восприятие (с использованием мелкого шрифта), что не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, и вводит потребителя в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги, что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, прекращение производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Ломбард ЮС-585» постановлением должностного лица административного органа ФИО2 от 26 апреля 2023 года с применением части 4 статьи 2.1 названного Кодекса, не исключает привлечение к административной ответственности генерального директора указанного общества ФИО1 и не свидетельствует о незаконности обжалуемых актов.

Доводы жалобы ФИО1 о том, что она не была извещена о времени и месте рассмотрения дела по жалобе на постановление должностного лица административного органа, опровергается материалами дела, согласно которым судебное извещение о судебном заседании, назначенном на 28 августа 2023 года, было направлено ФИО1 по почте по месту нахождения ООО «Ломбард ЮС-585» и по месту жительства, однако возвратилось в суд по истечению срока хранения (л.д. 182, 183, 186-187, 190-191).

Порядок и срок давности привлечения генерального директора ООО «Ломбард ЮС-585» ФИО1 к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено ФИО1 в минимальном размере санкции части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Принятые по делу постановление должностного лица административного органа и судебное решение сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление временно исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области ФИО2 от 25 апреля 2023 года, решение судьи Советского районного суда города Орла от 28 августа 2023 года, вынесенные в отношении должностного лица ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья М.В. Дятлов