ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-108/19 от 11.04.2019 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Антонов Н.И.

№21-108/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия от
18 октября 2018 г. и решение судьи Муезерского районного суда Республики Карелия от 29 января 2019 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»,

установил:

постановлением уполномоченного должностного лица Управления Роскомнадзора по Республике Карелия от 18 октября 2018 г., оставленным без изменения решением судьи Муезерского районного суда РК от 29 января 2019 г., ФГБУ «Северо-Западное УГМС» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных чч.1 и 2 ст.13.4 КоАП РФ, и с учетом положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ подвергнуто наказанию в виде предупреждения.

В поданной в вышестоящий суд жалобе защитник привлекаемого лица фио2 просит отменить постановление должностного лица и решение судьи в связи с отсутствием состава вменяемого юридическому лицу противоправного деяния, мотивируя свои доводы тем, что используемое для работы оборудование, размещенное по месту выявления правонарушения, не имеет технической возможности передачи данных в установленной произведенными измерениями радиочастоте.

Заслушав объяснения защитников ФГБУ «Северо-Западное УГМС» фио1, фио7, фио3 и фио4, поддержавших доводы жалобы, должностного лица и представителя административного органа фио5 и фио6, возражавших по доводам жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 ст.13.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.

Нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения образует состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.4 КоАП РФ.

Согласно примечаниям 1, 2 к ст.13.3 КоАП РФ под радиоэлектронными средствами в настоящей статье и ст.13.4 КоАП РФ понимаются технические средства, состоящие из одного или нескольких радиопередающих или радиоприемных устройств либо из их комбинации и вспомогательного оборудования и предназначенные для передачи или приема радиоволн; под высокочастотными устройствами понимаются оборудование или приборы, предназначенные для генерирования и местного использования радиочастотной энергии для промышленных, научных, медицинских, бытовых и других целей, за исключением применения в области электрической связи.

В соответствии с подп.4 ст.2 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ
«О связи» (далее - Федеральный закон №126-ФЗ) использование радиочастотного спектра - обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей.

В абз.2 п.4 ст.22 и абз.2 п.1 ст.24 Федерального закона №126-ФЗ установлен разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Исходя из п.5 ст.22 Федерального закона №126-ФЗ, средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации.

Перечень указанных средств и порядок их регистрации установлен Правилами регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.10.2004 №539 (далее - Правила), в п.3 которых определено, что регистрация осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в целях учета источников электромагнитного излучения, влияющих на обеспечение надлежащего использования радиочастот (радиочастотных каналов), посредством внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.

За нарушение порядка регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, установленного настоящими Правилами, виновные лица несут ответственность в соответствии с КоАП РФ (п.19 Правил).

Исследование материалов дела показало, что в ходе проведенного 21 августа
2018 г. в 14 часов 04 минуты уполномоченными должностными лицами Управления по Республике Карелия филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Северо-Западном федеральном округе мероприятия по радиоконтролю в районе (.....) по адресу: Республика Карелия, (.....), по месту размещения принадлежащего ФГБУ «Северо-Западное УГМС» оборудования гидрометеорологических наблюдений был выявлен факт работы радиоэлектронного средства на частоте радиоизлучения 164,0 МГц.

Выявленные нарушения нашли отражение в протоколе измерения технических параметров излучения радиотехнических средств от 21 августа 2018 г. и акте мероприятия по радиоконтролю от 21 августа 2018 г., которые были переданы на рассмотрение в Управление Роскомнадзора по Республике Карелия.

На основании полученных данных, свидетельствующих о нарушении правил регистрации и эксплуатации радиоэлектронного средства, уполномоченным должностным лицом 06 сентября 2018 г. в отношении ФГБУ «Северо-Западное УГМС» составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных чч.1 и 2 ст.13.4 КоАП РФ, и постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, временно исполняющего обязанности руководителя Управления Роскомнадзора по Республике Карелия от 18 октября 2018 г. юридическое лицо было привлечено к указанной административной ответственности.

С учетом положений законодательства применительно к сфере специального нормативного регулирования и исследованных доказательств, обоснованно признанных допустимыми, достаточными и достоверными относительно обстоятельств содеянного, субъекты административной юрисдикции правильно решили о наличии в данном случае квалифицирующих признаков объективной стороны составов противоправных деяний, ответственность за которые предусмотрена чч.1 и 2 ст.13.4 КоАП РФ.

При производстве по делу об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности и принцип презумпции невиновности не нарушены, административное наказание назначено с учетом положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы, сводящиеся к отрицанию виновности в совершении вменяемых деяний, состоятельными признать нельзя, так как собранная по делу доказательная база является достаточной для установления наличия составов выявленных правонарушений, и обстоятельств наличия неустранимых сомнений в виновности юридического лица не усматривается.

При пересмотре постановления по делу об административных правонарушениях, в том числе по доводам жалобы о недоказанности факта использования учреждением запеленгованного радиоэлектронного средства, юридически значимые обстоятельства определены правильно, собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ, не согласиться с которой оснований не имеется.

Согласно п.2 Правил осуществления радиоконтроля в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 №175, контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств является составной частью государственного управления использованием радиочастотного спектра и международно-правовой защиты присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов и представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий, осуществляемых путем измерений и инструментальных оценок параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств. Результаты мероприятий по радиоконтролю оформляются в письменном виде с приложением протоколов результатов измерений технических параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (п.5).

В силу п.1 Положения о радиочастотной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.05.2014 №434, радиоконтроль на территории Российской Федерации осуществляет специально уполномоченная служба по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - радиочастотная служба.

В рамках проведения радиоконтроля осуществляется измерение параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств; проверка соблюдения установленных правил радиообмена; поиск и определение местоположения радиоэлектронных средств, использующих не по назначению радиочастоты или радиочастотные каналы, в том числе радиочастоты бедствия и (или) радиочастоты (радиочастотные каналы) служб, участвующих в поисково-спасательных операциях; поиск и определение местоположения источников создания недопустимых радиопомех радиоэлектронным средствам, а также источников неразрешенных излучений (подп.«а», «б», «г» и «д» п.4 вышеуказанных Правил).

С учетом анализа приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, свидетельствующих о принадлежности ФГБУ «Северо-Западное УГМС» оборудования, по месту размещения которого была выявлена закономерная работа на излучение радиоэлектронного средства на частоте 164,0 МГц, нарушения процедуры привлечения ФГБУ «Северо-Западное УГМС» к административной ответственности не допущено, и оснований подвергать сомнению данные, полученные в установленном законом порядке при осуществлении специализированным органом радиоконтроля с соблюдением методик проведения соответствующих измерений, не имеется.

Вопреки доводам жалобы ходатайство учреждения о проведении дополнительных замеров должностным лицом было разрешено в установленном ст.24.4 КоАП РФ порядке. Отказ в удовлетворении этого ходатайства с учетом полученных 21 августа 2018 г. результатов измерений технических параметров излучения радиотехнического средства, которые производились, в том числе, с использованием ручной направленной антенны, о нарушении прав юридического лица не свидетельствует.

Таким образом, обстоятельства совершения привлекаемым лицом вменяемых противоправных деяний установлены и доказаны в процессе рассмотрения дела об административных правонарушениях в предусмотренном законодателем порядке.

Несогласие с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием субъектами административной юрисдикции положений КоАП РФ и норм специального законодательства, подлежащих применению, основанием для отмены обжалуемых актов не является.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия от 18 октября 2018 г. и решение судьи Муезерского районного суда Республики Карелия от 29 января 2019 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья Н.А.Колбасова