72RS0025-01-2019-011323-10 | |
Дело № 21-108/2020 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень | 17 февраля 2020 года |
Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 31 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее по тексту также -УФАС Тюменской области) от 29.07.2019 года, должностное лицо уполномоченного органа - начальник отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области (далее по тексту также – УГЗ Тюменской области, Управление), члена конкурсной комиссии ФИО1 привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 31 декабря 2019 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 оставлена без удовлетворения.
С данным решением не согласен ФИО1, который в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 31 декабря 2019 года отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, указывая, что свои должностные обязанности исполнил надлежащим образом, поскольку признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации было обусловлено основаниями предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Полагает ошибочным вывод УФАС Тюменской области и судьи районного суда о том, что дополнительное соглашение к договору от 13.01.2017 г. является документом о приемке поставленного товара. Также указывает, что о рассмотрении дела об административном правонарушении он не извещен надлежащим образом.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав ФИО1, просившего об удовлетворении жалобы, заслушав, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области ФИО2, просившую в удовлетворении жалобы отказать, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 29.07.2019 года и решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 31 декабря 2019 года отмене, либо изменению не подлежащими по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно части 1 ст. 25 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту также – Закон о контрактной системе), при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Частью 3 ст. 39 Закона о контрактной системе Заказчиком для осуществления закупок товаров, работ, услуг заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.
Положением об Управлении государственных закупок Тюменской области №550-п (далее по тексту также - Положение), утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 10.12.2013 г., установлено, что УГЗ Тюменской области является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Тюменской области, осуществляющих закупки в соответствии с положениями части 1 ст. 26 Закона о контрактной системе, за исключением способа закупки у единственного поставщика.
Согласно разделу 2 Положения, УГЗ Тюменской области осуществляет полномочия на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд Тюменской области способами, предусмотренными действующим законодательством, за исключением способа закупки у единственного поставщика, принимает решения о создании, в том числе и конкурсной комиссии, определяет ее состав, порядок работы, назначение председателей данных комиссий.
Приказом УГЗ Тюменской области № 81-ОД от 18.12.2013 г. утверждено положение о конкурсной комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов (далее по тексту также – Положение об аукционной комиссии), пунктами 2.1 и 2.3 которого установлено, что конкурсная комиссия создается на период определения поставщика путем проведения процедур, указанных в пункте 1.1 Положения, в соответствии с решением (приказом) Управления государственных закупок Тюменской области, персональный состав конкурсной комиссии, в том числе председатель конкурсной комиссии, утверждаются решением (приказом) Управления до опубликования извещения о проведении конкурса.
Пунктом 3.1.2 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков Тюменской области (далее – Порядок), утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области № 2518-рп от 27.12.2013 г., установлено, что уполномоченный орган организует проведение процедуры определения (поставщика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
Согласно пункту 2.5 Положения в полномочия УГЗ Тюменской области входит принятие решения о создании конкурсной, аукционной, котировочной комиссий, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единой комиссии, осуществляющей функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений, определение их состава, порядка работы, назначение председателей данных комиссий. Таким образом, Управление государственных закупок Тюменской области наделено полномочиями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказов Тюменской области.
В соответствии со статьёй 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (часть 1). Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях: 1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 часть 2). При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей (часть 3). В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием (часть 4). Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки (часть 5). Заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов (часть 6). В течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 настоящей статьи (часть 7).
В силу требований части 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший её, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехналогичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации № 99 от 04.02.2015 г.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации № 99 от 04.02.2015 г., случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием определяются приложением № 2 к данному постановлению, пунктом 6 которого предусмотрено, что к таким случаям относится оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей.
Согласно указанному пункту, дополнительными требованиями к участнику закупки являются: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Также указанным пунктом определён перечень документов подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в том числе: копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги
Перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса с ограниченным участием, подтверждающие его соответствие дополнительным требованиям, установленным частью 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, также предусмотрен разделом 10.1 конкурсной документации № КО-172/18, а именно – копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной систем, либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и копия (копии) документа (документов) о приеме поставленного товара оказанной услуги. В то же время конкурсная документация требованиям действующего законодательства противоречить не может.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, на основании заявки заказчиков – ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 1», ГБУЗ ТО «Областная инфекционная клиническая больница», ГБУЗ ТО «Областная больница № 15» (с. Нижняя Тавда), ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2», УГЗ Тюменской области принято решение о проведении совместного конкурса на поставку хлеба с ограниченным участием № КО-172/18.
Двадцать девятого августа 2018 года на официальном сайте в сети Интернет: zakupki.gov.ru заказчиком размещено извещение о проведении совместного конкурса с ограниченным участием с реестровым номером закупки 0167200003418004553, объектом закупки является поставка хлеба для нужд ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 1», ГБУЗ ТО «Областная инфекционная клиническая больница», ГБУЗ ТО «Областная больница № 15» (с. Нижняя Тавда), ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2» с начальной (максимальной) ценой контракта 5 309 121,10 рублей.
Из протокола предквалификационного отбора № ППО1 от 05.10.2018 г. на участие в совместном конкурсе с ограниченным участием №КО-172/18 на поставку хлеба в вышеназванные медицинские учреждения следует, что члены конкурсной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области определили, что заявка общества с ограниченной ответственностью «Хлебокомбинат «АБСОЛЮТ» (далее по тексту также - ООО «Хлебокомбинат «АБСОЛЮТ») не соответствует требованиям части 6 ст. 56 Закона о контрактной системе, части 7 раздела 3.3 Главы 3 конкурсной документации «Информационная карта» «Требования к содержанию, в том числе описанию предложения участника конкурса с ограниченным участием, к форме, составу заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием» - в составе тома заявки участника закупки отсутствуют документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в разделе 7 Главы 1 «Информационная карта» конкурсной документации, или заверенные участником закупки копии таких документов, а именно отсутствует копия документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта.
Восемнадцатого декабря 2018 г. в УФАС Тюменской области поступила жалоба ООО «Хлебокомбинат «АБСОЛЮТ» на действия конкурсной комиссии УГЗ Тюменской области при проведении конкурса на поставку хлеба с ограниченным участием, на основании которой руководителем УФАС по Тюменской области вынесен приказа № 530 от 22.10.2018 г. о проведении внеплановой проверки в отношении УГЗ Тюменской области при проведении совместного конкурса с ограниченным участием на поставку хлеба (№ 0167200003418004553).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки комиссией УФАС России по Тюменской области 24.10.2018 г. вынесено решение по делу № ФКС 18/431 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которым конкурсная комиссия Управления государственных закупок Тюменской области признана нарушившей части 2, 7 ст. 56, часть 3 ст.53 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием № КО-172/18 на поставку хлеба, протокол предквалификационного отбора от 05.10.2018 г. отменен, УГЗ Тюменской области выдано предписание об устранении нарушений требований Закона контрактной системе.
Частью 1 ст.107 Закона о контрактной системе предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут, в том числе, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом УГЗ Тюменской области №31-лс от 07.03.2013 г. ФИО1 назначен на должность начальника отдела размещения государственного заказа с 11 марта 2013 года. В соответствии со служебным контрактом о прохождении государственной гражданской службы Тюменской области и замещении должности государственной гражданской службы Тюменской области от 07.12.2015 года №7/1 ФИО1 исполняет должностные обязанности начальника отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области, по настоящее время занимает указанную должность. Свои должностные обязанности ФИО1 исполняет в соответствии с должностным регламентом начальника отдела организации закупок УГЗ Тюменской области, утвержденным начальником Управления 07.12.2015 г. <.......>
Таким образом, ФИО1, занимая должность начальника отдела организации закупок УГЗ Тюменской области, являясь членом конкурсной комиссии, при проведении предквалификационного отбора, в том числе в отношении заявки ООО «Хлебокомбинат «АБСОЛЮТ» на предмет её соответствия требованиям конкурсной документации, сделал вывод о несоответствием данной заявки требованиям, установленным Законом о контрактной системе и положениям документации о проведении конкурса с ограниченным участием, чем нарушил требования части 6, части 7 ст.56, ч.3 ст.53 Закона о контрактной системе.
Нахожу, что судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: протокола об административном правонарушении № 072/04/7.30-190/2019 от 28.06.2019 г., протокола предквалификационного отбора на участие в конкурсе с ограниченным участием №КО-172/18 на поставку хлеба от 05.10.2018 г.; приказа УГЗ Тюменской области №31-лс от 07.03.2013 г. о назначении ФИО1 на должность начальника отдела размещения государственного заказа с 11.03.2013 г.; служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Тюменской области ФИО1 №7/1 от 07.12.2015 г.; должностного регламента начальника отдела организации закупок Управления государственных закупок Тюменской области (приложение к служебному контракту №7/1 от 07.12.2015.) ФИО1; решения Комиссии УФАС России по Тюменской области по делу № ФКС 18/431 от 24.10.2018 г. - пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 6 ст. 56 Закона о контрактной системе, заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 ст. 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Как следует из представленных материалов, участником конкурса ООО «Хлебокомбинат «АБСОЛЮТ» представлена копия контракта на поставку хлеба и хлебобулочных изделий №267/16-ГК от 24.05.2016 года, заключенного с ГАУЗ ТО «МКМЦ» «Медицинский город», а также дополнительное соглашение от 13.01.2017 г. к указанному контракту, подтверждающее приемку товара по контракту на общую сумму 1 499 000 рублей.
Нахожу, что, поскольку представленное ООО «Хлебокомбинат «АБСОЛЮТ» в составе конкурсной документации дополнительное соглашение от 13.01.2017 г. подтверждает выполнение данным обществом в полном объёме обязательств по предшествующему контракту № 267/16-ГК от 24.05.2016 г., с учётом состава предусмотренной данным контрактом отчётности о его выполнении, судья районного суда пришёл к правильному выводу о неправомерности выводов конкурсной комиссии УГК Тюменской области, отклонившей конкурсную заявку указанного общества, в то время, как соответствующие доводы лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 основанием к отмене оспариваемых правоприменительных актов и к прекращению производства по делу не являются.
Решение УФАС по Тюменской области от 24.10.2018 г., которым конкурсная комиссия УГЗ Тюменской области признана нарушившей положения Закона о контрактной системе, было обжаловано УГЗ Тюменской области в установленном законом порядке и оставлено без изменения решением Арбитражного суда Тюменской области от 21 января 2019 года, постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июля 2019 года.
Доводы жалобы ФИО1, который о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении был надлежащим образом извещён по месту жительства, а также по месту работы, относительно существенных процессуальных нарушений, допущенных при рассмотрении дела, в части его извещения о месте и времени рассмотрения дела, были предметом проверки судьи, обоснованно и мотивированно отвергнуты по основаниям, приведенным в оспариваемом решении судьи районного суда.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда решения, не допущено, имеющимся в деле и административном материале доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 7.30 КоАП РФ, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, в соответствии с установленной частью 2 ст. 7.30 указанного Кодекса санкцией, оснований к отмене постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление заместителя руководителя УФАС по Тюменской области от 29.07.2019 года и решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 31 декабря 2019 года в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда | А.Р. Глушко |