Судья Лошаков Т.Н. Дело № 21-108/2021
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 12 мая 2021 года
Судья Камчатского краевого суда Венин А.Н. при секретаре Пушкарь О.И. рассмотрел жалобу законного представителя акционерного общества «Озерновский рыбоконсервный завод № 55» ФИО1 на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 апреля 2021года, которым постановлено:
«Постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов третьего отделения отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 18февраля 2021 года по делу №1890000986020000555 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Озерновский рыбоконсервный завод № 55» оставить без изменения, а жалобу защитника Мичкина В.Н. – без удовлетворения»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 3 отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 18 февраля 2021 года №18900009860210000555, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 апреля 2021 года, акционерное общество «Озерновский рыбоконсервный завод №55» (далее также – АО «Озерновский РКЗ № 55», Общество) привлечено к административной ответственности по статье 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Основанием привлечения АО «Озерновский РКЗ № 55» к административной ответственности послужило нарушение правил захоронения отходов и других материалов в территориальном море Российской Федерации, выразившееся в сбросе измельченных пищевых отходов в количестве 0,2 куб.м с борта судна <данные изъяты>
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, законный представитель АО «Озерновский РКЗ № 55» ФИО1 просит решение судьи городского суда отменить, ссылается на немотивированность процессуальных решений и неустановление всех обстоятельств. Считает, что выброс пищевых отходов 14 ноября 2020 года с борта судна <данные изъяты>» не является сбросом вредных веществ либо загрязняющих веществ либо их захоронением. Требования к сбросу пищевых отходов, образующихся на судне в результате нормальной эксплуатации судна, устанавливаются Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судом 1973 года, измененной протоколом 1978 года к ней (далее также – Конвенция МАРПОЛ 73/78). Считает, что сброс измельченных и размолотых пищевых отходов, прошедших через отверстие размером не более 25 мм не запрещен. Сброс пищевых отходов, а также сброс отходов переработки водных биоресурсов не может быть сбросом вредных веществ, сбросом загрязняющих веществ и не является захоронением, при условии соблюдения требований, установленных Конвенцией МАРПОЛ 73/78. Юридическому лицу вменяется в вину нарушение правил захоронения отходов, однако не указано каких именно правил. Указывает, что Обществом предпринимаются все меры к соблюдению требований природоохранного законодательства.
Выслушав защитников Общества Мичкина В.Н. и ФИО2, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Административная ответственность по статье 8.19 КоАП РФ наступает за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 155-ФЗ) захоронение отходов и других материалов (далее - захоронение) признается любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море не считается захоронением отходов. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации (пункт 1).
Пунктом 2 статьи 37 Федерального закона № 155-ФЗ установлен запрет на захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения донного грунта, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается.
Приказом Госкомрыболовства РФ от 27 мая 1999 года № 134 утверждено и введено в действие Наставление по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации, действующее на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела (далее также – Наставление № 134).
Требования Наставления обязательны для экипажей судов государственных предприятий, акционерных обществ и рыболовецких колхозов, работающих в открытом море, исключительной экономической зоне, территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации и других государств, а также учреждений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием судов.
Согласно пункту 13.1.9 Наставления № 134, сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации запрещен. Запрещение касается и сброса измельченного мусора, а также отходов, образующихся при промышленной переработке водных биоресурсов на судах промыслового флота.
При этом в соответствии с пунктом 13.1.8 Наставления № 134, пищевые отходы, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судов, а также свежую рыбу и ее остатки допускается сбрасывать в исключительной экономической зоне Российской Федерации, но не ближе 12 миль от ближайшего берега.
Под бытовыми отходами следует понимать все виды пищевых отходов и отходы, образующиеся в жилых помещениях на борту судна (пункт 1.2.4 Наставления № 134).
Из материалов дела следует, что АО «Озерновский РКЗ № 55» посредством судна <данные изъяты> 4 ноября 2020 года в 08 часов 00 минут (камчатское время) в географических координатах 57°24,6" СШ 163°27,8" ВД в территориальном море осуществило сброс пищевых отходов в количестве 0,2 куб. м.
Установив на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, содержание и результаты анализа которых приведены в постановлении о назначении административного наказания и судебном решении, что АО «Озерновский РКЗ № 55» при указанных обстоятельствах допустило нарушение названных правовых положений, судья Петропавловск-Камчатского городского суда сделал верный вывод о том, что действия Общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 КоАП РФ, и оставил оспариваемое постановление должностного лица административного органа без изменения.
Данный вывод в решении мотивирован, соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона. Определение круга доказательств, согласующихся между собой и материалами дела и отвечающих критериям относимости, допустимости, достоверности, их оценка, анализ произведены судьей в соответствии с требованиями статей 26.1, 26.7, 26.11 КоАП РФ.
Представленные в материалах дела доказательства в своей совокупности опровергают доводы жалобы об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 КоАП РФ, а также о том, что АО «Озерновский РКЗ № 55» были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения экипажем судна правил и требований, регламентирующих захоронение с судов отходов и других материалов.
Общество обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, поскольку материалами дела в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, регламентирующих сброс, захоронение в судов отходов и других материалов, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в частности, не был осуществлен надлежащий контроль за действиями членов экипажа судна СРТМ «Демократ Леонов».
Вопреки доводам жалобы, в соответствии с положениями статьи 37 Федерального закона № 155-ФЗ не является захоронением не любое удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, а лишь то, которое осуществлено с непревышением нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, сброс отходов с борта судна <данные изъяты> в территориальном море осуществлен с нарушением установленных Наставлениями № 134 требований, что обоснованно признано захоронением отходов для целей статьи 8.19 КоАП РФ.
Довод жалобы, что в соответствии с п. 13.1.4 Наставления № 134 и Международной конвенцией МАРПОЛ 73/78 в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации допускается сброс пищевых отходов при условии их сброса за пределами трех миль от ближайшего берега и их измельчении, является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 13.1.2 Наставления № 134 существуют четыре зоны действия правил по предотвращению загрязнения мусором с судов: 1) открытое море; 2) особые районы открытого моря; 3) исключительная экономическая зона; 4) морские внутренние и территориальные воды.
Из анализа пункта 13.1.4 Наставления № 134 следует, что указанные правила определяют порядок сброса мусора в открытом море.
Пунктом 1.2.36 Наставления № 134 установлено, что открытое море - акватория Мирового океана за пределами внутренних и территориальных вод государства.
Согласно статьям 1, 2 Федерального закона № 155-ФЗ внутренние морские воды Российской Федерации - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.
Территориальное море Российской Федерации это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Таким образом, открытое море не является внутренними и территориальными водами государства, а соответственно п. 13.1.4 Наставления № 134 к рассматриваемой ситуации не применим.
В соответствии с пунктом 13.1.3 Наставления № 134 сброс мусора с судов в открытом море и в особых районах регламентируется приложением V к Конвенции МАРПОЛ 73/78, Конвенцией ХЕЛКОМ 92, в исключительной экономической зоне Российской Федерации – постановлением Правительства Российской Федерации, а во внутренних и территориальных водах - национальными правилами и законодательствами стран.
Российское законодательство, в частности пункт 2 статьи 37 Федерального закона № 155-ФЗ и пункт 13.1.9 Наставления№ 134, содержит прямой запрет на сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации. Запрещение касается и сброса измельченного мусора, а также отходов, образующихся при промышленной переработке водных биоресурсов на судах промыслового флота.
Иные доводы, изложенные в жалобе, уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не опровергают правильность судебного решения и не могут быть расценены иначе, как избранный способ защиты с целью уклонения от ответственности за совершенное административное правонарушение.
Наказание Обществу назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.19 КоАП РФ, с учётом характера и обстоятельств совершённого им административного правонарушения, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения судьи и постановления должностного лица не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Камчатского краевого суда
РЕШИЛ:
решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 апреля 2021 года оставить без изменения, жалобу законного представителя АО Озерновский рыбоконсервный завод № 55» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья А.Н. Венин