ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-108/2021 от 17.05.2021 Орловского областного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

17 мая 2021 года город Орел

Судья Орловского областного суда Сафронова Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда жалобу директора <...>ФИО2 на решение судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 10 марта 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альянс Юг»,

установил:

постановлениями заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Орловской области ФИО3 от 20 ноября 2020 года <...> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа 100000 рублей.

Решением судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 10 марта 2021 года постановление от 20 ноября 2020 года оставлено без изменения.

Не согласившись с указанным решением суда, директор <...> обратился с жалобой в Орловский областной суд, в которой он ставит вопрос об отмене решения судьи и переквалификации действий <...> на часть 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, заменить наказание на предупреждение.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что <...> совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, однако должным лицом, вынесшим постановление, действия общества квалифицированы неправильно.

Обращает внимание на то, что ФИО4 не прошел обучение по программе «Контролер технического состояния автотранспортных средств» в виду пандемии коронавируса и введенными ограничениями. В настоящее время он обучение прошел.

Полагает, что имеются основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме на основании статьи 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника <...>ФИО5, возражения начальника отделения №5 технического надзора МОТНРАСиЭР ГИБДД УМВД России по Орловской области ФИО6, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

В силу пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 года №7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать организацию и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов.

В соответствии с пунктом 4 Правил к требованиям по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов субъектами транспортной деятельности относятся: 1) обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников субъекта транспортной деятельности; 2) обеспечение соответствия транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; 3) обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях.

Согласно пункту 5 Правил при организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения требований, установленных пунктом 5 настоящих Правил, а также мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении № 2 к настоящему приказу (далее - Перечень).

Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Перечня, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.7, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, не реже одного раза в шесть месяцев.

Результаты проверок, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, оформляются документально.

В соответствии с пунктом 8 Правил обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается: 1) проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей); 2) наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 года №287 утверждены профессиональные и квалификационные требования к работникам, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Согласно пункту 16.3 указанного Приказа к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований: наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

В силу пункта 14.3 Приказа №287 к контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований: наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы; наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года; наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Согласно пункту 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 1993 года № 876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году» в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств установить, что на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что <дата><...> в нарушение статьи 20 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года, статьи 8 Приказа Минтранса России №296 от 8 агвутса 2018 года, пункта 14.3 Приказа Минтранса России №287 от 28 сентября 2015 года, допустило выпуск на линию для перевозки грузов (удобрение) автомобиль «<...> под управлением водителя ФИО7 с нарушением профессиональных и квалификационных требований к сотруднику, проводящему предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств. Предрейсовый контроль проведен ФИО4, который не соответствовал требованиям по образованию (диплом) - контролер технического состояния транспортных средств.

Факт совершения <...> административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ, подтверждается собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от <дата> (л.д.11); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.17-29); рапортом госинспектора отделения №5 МОТНРАСиЭР ГИБДД УМВД России по Орловской области (л.д.76 оборот); путевым листом за <дата> водителю ФИО7, в котором имеется подпись механика Родяева (л.д.78); свидетельством о регистрации транспортного средства «КАМАЗ», госдуарственный регистрационный номер Н944ВС32 (л.д.79); приказом о переводе ФИО4 инженером-механиком (л.д.84); дипломом ФИО4 от <дата>, согласно которому ему присуждена квалификация инженер по специальности механизация сельского хозяйства (л.д.84 оборот); должностной инструкцией инженера-механика <...>, с которой ознакомлен ФИО4, согласно которой инженер-механик обеспечивает исправное состояние подвижного состава, выпуск его на линию (л.д.85); журналом регистрации предрейсового контроля технического состояния транспортных средств (л.д.86); удостоверением о повышении квалификации ФИО4, согласно которого им было пройдено обучение по программе «Контролер технического состояния автотранспортных средств» с <дата> по <дата> (л.д.12) и иными доказательствами, которые были оценены судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Оценка доказательств сомнений не вызывает, выводы судьи мотивированы, основаны на материалах дела.

При рассмотрении дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса и обоснованно сделан вывод о доказанности вины <...> в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ.

Действия ООО Альянс Юг» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.

Представленные материалы свидетельствуют о том, что административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ, назначено <...> в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.8, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции указанной статьи и является минимальным.

По своему виду и размеру данное наказание соответствует тяжести содеянного, характеру совершенного им противоправного деяния.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Принимая во внимание, что <...> ранее привлекалось к административной ответственности, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса, которой в рассматриваемом случае не имеется, в связи с чем оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ в данном случае не имеется.

Доводы о том, что ФИО4 не прошел обучение по программе «Контролер технического состояния автотранспортных средств» в виду пандемии коронавируса и введенными ограничениями, не свидетельствует об отсутствии вины <...> в совершении административного правонарушения. Тот факт, что ФИО4 в настоящее время обучение прошел, правового значения для квалификации административного правонарушения не имеет.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей закона, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судом первой инстанции допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренные им процессуальные требования, в том числе влекущие ущемление прав лица, привлеченного к административной ответственности, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену решения судьи, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

решение судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 10 марта 2021 года оставить без изменения, жалобу директора <...>ФИО2 – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Судья Сафронова Л.И.

1версия для печатиДело № 21-108/2021 (Решение)