ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-108/2022 от 12.05.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Максимов А.А.

УИД 04RS0011-01-2022-000151-29

пост.17.03.2022

дело № 21-108/2022

РЕШЕНИЕ

12 мая 2022 года г.Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Матвеева Н.А., при секретаре Дармаеве Ж.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории ФИО1 на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 21 февраля 2022 г., вынесенное по результатам рассмотрения жалобы представителя Федерального государственного бюджетного учреждения науки Геологический институт Сибирского отделения Российской академии наук (ГИН СО РАН) на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории от 20 декабря 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Геологический институт Сибирского отделения Российской академии наук (ГИН СО РАН),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории от 20 декабря 2021г. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Геологический институт Сибирского отделения Российской академии наук (ГИН СО РАН) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.

Решением судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 21 февраля 2022 г., постановление от 20 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено данное постановление.

Не согласившись с вынесенным решением должностным лицом ФИО1 в вышестоящий суд подана жалоба, в которой просит решение судьи от 21 февраля 2022г. отменить, указывая на его незаконность.

В заседании вышестоящего суда должностное лицо ФИО1 и представитель ФИО2 доводы жалобы поддержали.

Представители ГИН СО РАН по доверенности ФИО3 и ФИО4 просили решение суда оставить без изменения.

Рассмотрев дело, вышестоящий суд приходит к выводу, что решение районного суда подлежит отмене, по следующим основаниям.

В силу части 3 статьи 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 названного Кодекса.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Из материалов дела следует, что ООО «Амиго» использует термальный источник минеральной воды из скважины № ..., которая оборудована на земельном участке с кадастровым номером ....

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ..., земельный участок с кадастровым номером ... находится в собственности Российской Федерации и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Геологического института Сибирского отделения Российской академии наук, категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для научно-исследовательской деятельности.

Так же установлено, что вода из скважины № 103а подается по проложенному трубопроводу до административного здания (хозяйственного помещения) оздоровительного комплекса «<...>», далее по трубопроводу в бассейн и в емкости купелей. От основного трубопровода имеется ответвление, по которой часть воды подается в хозяйственное помещение и используется для хозяйственных нужд.

Согласно информации ГИН СО РАН от 12.10.2021 № 274/09-12 установлено, что ГИН СО РАН на основании разрешения № ... на право производства геологоразведочных работ, выданного Федеральным агентством по недропользованию (Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округа) осуществляет научно-исследовательские работы на скважине № 103а, в местности Загза, Кабанского района Республики Бурятия, на земельном участке с кадастровым номером ... Пользование скважиной № ... ГИН СО РАН в научно-исследовательских целях подтверждается информационным геологическим отчетом о результатах выполненных работ в 2021.

22.11.2021 от Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу поступило письмо (вх. № 18398) о том, что в соответствии со ст. 6, ст. 9, ст. 22 ФЗ «О недрах», абзацем 3 пункта 1 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», утвержденного Постановлением ВС РФ № 3314-1 от 15.07.1992 ГИН СО РАН 12.02.2016 было выдано разрешение № 02-10/389. Срок окончания разрешения 31.12.2016.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда сослался на недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено данное постановление.

Вместе с тем, судьей районного суда материалы дела не исследовались и оценка им не дана.

Частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса.

Объектом правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра.

Предметом правонарушения выступают недра. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Государству принадлежат все недра в границах территории Российской Федерации: разведанные и неизученные; ценные и малозначимые в экономическом отношении; используемые и неиспользуемые. Недра не могут быть переданы в собственность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Недра предоставляются только в пользование. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий и требований. Возможно предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами (для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов). Право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. При переходе права пользования недрами лицензия подлежит переоформлению.

Объективная сторона правонарушения представляет собой действия по пользованию недрами без лицензии, т.е. расценивается как самовольное недропользование. Самовольное пользование недрами прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

Из материалов дела следует, что ГИН СО РАН 12 февраля 2016 года было получено разрешение на создание научных основ прогноза землетрясений на самоизливающейся термальной скважине №..., виды разрешенных работ - комплексных мониторинг. Разрешение было действительно до 31 декабря 2016 года.

Согласно части 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).

Согласно ст.36.1 Закона Российской Федерации «О недрах» (в редакции действовавшей на момент спорных отношений) мероприятия по государственному геологическому изучению недр (включая региональное геологическое изучение недр, создание государственной сети опорных геолого-геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин, научно-техническое обеспечение геолого-разведочных работ, тематические и опытно-методические работы, связанные с геологическим изучением недр, сбор, обработку, хранение, использование и предоставление в пользование геологической информации о недрах) осуществляются государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, на основании государственного задания.

Работы по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей.

Судьей районного суда надлежащая оценка представленным документам - информационному геологическому отчету, составленному в 2021 году, соглашению о сотрудничестве от 23.03.2015, письмам представленным привлекаемым лицом и другим собранным доказательствам, не дана. Не истребовано и не изучено государственное задание в рамках которого проводились исследования.

Таким образом, решение судьей районного суда вынесено преждевременно, без надлежащей правовой оценки всех представленных материалов дела.

Статьей 24.1 КоАП РФ определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Все доказательства, добытые в процессе привлечения лица к административной ответственности и рассмотрения дела об административном правонарушении, должны находиться в материалах дела, и быть предметом непосредственного исследования и обязательно должны быть отражены в принимаемом процессуальном решении.

В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах, решение судьи районного суда подлежит отмене.

Учитывая установленные судом обстоятельства, принимая во внимание приведенные нормы права, то, что судьей районного суда допущены существенные нарушения процессуальных требований, в связи с чем дело не было рассмотрено всесторонне и полно, и что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не истек, суд считает необходимым возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 21 февраля 2022 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренной ч. 1 ст.7.3 КоАП РФ в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Геологический институт Сибирского отделения Российской академии наук (ГИН СО РАН), отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Судья Верховного Суда

Республики Бурятия Н.А.Матвеева