ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Танганов Б.И.
УИД: 04RS0021-01-2023-001217-03
дело №21-108/2023 пост.05.06.2023
РЕШЕНИЕ
4 июля 2023 года г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Матвеева Н.А., при секретаре Артемьевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего судебного пристава - исполнителя Халудоровой Е.И. на решение судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ от 12 мая 2023г., вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление от 20 марта 2023г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства здравоохранения Республики Бурятия,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Бурятия Халудоровой Е.И. от 20 марта 2023 года Министерство здравоохранения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ от 12 мая 2023 года постановление должностного по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным решением суда, должностное лицо Халудорова Е.И. обратилась в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит отменить решение судьи районного суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование жалобы указывает на наличие состава административного правонарушения и виновное поведение должника в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок.
В судебном заседании ведущий судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП по Республике Бурятия Халудорова Е.И. жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям, просила отменить решение районного суда.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Бурятия не явился, извещены. В письменных возражениях просили решение районного суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» также закреплена обязательность судебных постановлений.
В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 статьи 105 указанного Федерального закона предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно положениям статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании исполнительного листа ФС №022569251, выданного Хоринским районным судом РБ по делу №2-274/2019, предмет исполнения: «Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятияв срок до 01.03.2020 обеспечить финансирование мероприятий по организации в обеспечении недостающего оснащения ГБУЗ «Хоринская ЦРБ», в отношении должника - Министерства здравоохранения Республики Бурятия 25.05.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по РБ Халудовой Е.И. возбуждено исполнительное производство №13046/20/03025-ИП.
18 июня 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
В адрес Министерства здравоохранения Республики Бурятия направлено требование в 30-дневный срок со дня поступления настоящего требования начать исполнение решения суда, а именно обеспечить финансирование мероприятий по организации и обеспечению надлежащего оснащения ГБУЗ «Хоринская ЦРБ».
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 15.03.2023 в отношении Министерства здравоохранения Республики Бурятия протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и вынесения 20.03.2023 постановления о привлечении к административной ответственности с назначением административного штрафа в размере 30 000 руб.
Рассматривая жалобу министерства на постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу о наличии предусмотренных частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ оснований для прекращения производства по делу.
Данный вывод следует признать правильным.
В силу положений части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 27 сентября 2018 года № 2478-О отметил, что положения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организацийк административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Согласно Указу Главы Республики Бурятия от 21 января 2021 года № 8 «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия» Минздрав РБ входит в структуру исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия.
Согласно статье 63 Конституции Республики Бурятия к ведению Республики Бурятия относится, в том числе, республиканский бюджет. В соответствии со статьей 93 Конституции Республики Бурятия Правительство Республики Бурятия разрабатывает для представления Главой Республики Бурятия Народному Хуралу Республики Бурятия проекты законов о республиканском бюджете.
Порядок внесения проекта закона о республиканском бюджете в Народный Хурал Республики Бурятия подробно закрепляется в положениях Закона Республики Бурятия от 3 июля 2007 года № 2359-111 «О бюджетном процессе в Республике Бурятия» (далее – Закон о бюджетном процессе).
Согласно статье 15 названного Закона Правительство Республики Бурятия вносит на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия проект закона о республиканском бюджете не позднее 25 октября текущего года.
Главой 6 Закона о бюджетном процессе установлены положения о внесении изменений в закон о республиканском бюджете. Глава Республики Бурятия, Правительство Республики Бурятия разрабатывают и представляют в Народный Хурал Республики Бурятия проекты законов о внесении изменений в закон о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования указанного закона. Подготовка к рассмотрению законопроекта о внесении изменений в закон о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период (далее - законопроект о внесении изменений), порядок рассмотрения данного законопроекта на заседании Народного Хурала Республики Бурятия и процедура его принятия определяются в соответствии с законодательством Республики Бурятия.
В целях реализации статьи 25 Закона о бюджетном процессе Правительством Республики Бурятия издано распоряжение от 25 августа 2011 года № 615-р «Об утверждении Порядка разработки проекта закона Республики Бурятия о внесении изменений в закон Республики Бурятия о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период, вносимого в Народный Хурал Республики Бурятия Правительством Республики Бурятия, и Положения о Рабочей группе по формированию проекта закона Республики Бурятия о внесении изменений в закон Республики Бурятия о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период, вносимого в Народный Хурал Республики Бурятия Правительством Республики Бурятия» (далее - распоряжение № 615-р), определяющее последовательность разработки проекта закона Республики Бурятия о внесении изменений в закон Республики Бурятия о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период, вносимого на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия в качестве права законодательной инициативы Правительства Республики Бурятия.
Участниками подготовки законопроекта являются главные распорядители средств республиканского бюджета, главные администраторы доходов республиканского бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита республиканского бюджета.
Координатором работ по подготовке законопроекта является Министерство финансов Республики Бурятия.
Законопроект вносится в Народный Хурал Республики Бурятия в сроки, установленные статьей 27 Закона Республики Бурятия «О законопроектной деятельности в Республике Бурятия».
Разработка законопроекта осуществляется в соответствии с графиком.
Бюджетная заявка представляется после согласования с курирующим заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия, Главой Республики Бурятия - Председателем Правительства Республики Бурятия и (или) Первым заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия в порядке и сроки, установленные графиком. К бюджетной заявке прилагаются соответствующие документы.
Минфин республики разрабатывает и представляет в Правительство республики проект закона Республики Бурятия о внесении изменений в закон Республики Бурятия о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
Бюджетные заявки подаются главными администраторами средств республиканского бюджета в Минфин республики за 35 календарных дней до внесения законопроекта на рассмотрение Правительства Республики Бурятия.
Министерство здравоохранения Республики Бурятия осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него полномочий, а также функций администратора доходов республиканского бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных организаций (пункт 6.18 Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 года № 319).
Минздравом в целях реализации бюджетного законодательства и упорядочения работы издан приказ от 9 ноября 2018 года № 686-ОД «О порядке направления и формирования заявок на дополнительное финансирование», согласно которому подведомственные организации подают в Минздрав заявки на дополнительное финансирование с приложением соответствующих обоснований, расчетов и документов.
Из материалов дела усматривается, что на основании заявок министерством поданы бюджетные заявки на дополнительное финансирование больницы:
- от 17 февраля 2022 №10-01-15-и1138/22 на апрельскую сессию Народного Харала РБ;
- от 18 апреля 2022 №10-01-15-и2736/22 на июньскую сессию Народного Хурала РБ;
- от 18 июля 2022 №10-01-15-и4776/22 на сентябрьскую сессию Народного Хурала РБ;
- от 19 декабря 2022 №10-01.15-И8545/22 на февральскую сессию Народного Хурала РБ 2023 года;
Согласно протоколу совещания рабочей группы под председательством Первого заместителя Председателя Правительства РБ Мухина В.В. от 9, 11, 12, 13, 17 января 2023 года вносимые министерством бюджетные заявки на финансирование исполнения требований исполнительного документа были отклонены, финансирование на исполнение требований исполнительного документа не выделалось.
Таким образом, во время производства по настоящему делу установлено, что министерством в соответствии с порядком и сроками составления проекта бюджета Республики Бурятия направлялось предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий, при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись.
При таком положении районный суд обоснованно отменил постановление по делу об административном правонарушении и прекратил производство по делу на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, с учетом того, что должником были предприняты меры, направленные на получение бюджетных средств для исполнения требований исполнительного документа, однако указанные меры оказались безрезультатными.
Доводы жалобы выводы судьи районного суда не опровергают и не могут быть приняты во внимание как основание для отмены судебного решения.
Оснований для переоценки вынесенного решения не имеется, фактические обстоятельства судьей установлены верно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ от 12 мая 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства здравоохранения Республики Бурятия оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Н.А.Матвеева