ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1098/18 от 13.02.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Голованова Ж.В. Дело № 21-1098/2018

РЕШЕНИЕ

13 февраля 2019 года <...>

Судья Алтайского краевого суда Зацепин Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на решение судьи Усть-Калманского районного суда Алтайского края от 7 декабря 2018 года по жалобе индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на постановление государственного инспектора Алтайского края в области охраны окружающей среды – главного специалиста отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Рубана А. В. от 07 августа 2018 года, которым

ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, индивидуальный предприниматель – глава крестьянского (фермерского) хозяйства,

признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ, составленному государственным инспектором Алтайского края в области охраны окружающей среды – главным специалистом отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края ФИО2, в ходе осуществления ФИО1 предпринимательской деятельности по разведению молочного крупного рогатого скота и производства сырого молока допущено нарушение ч. 1 п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившееся в сбросе отходов производства (навоз крупного рогатого скота) в недра и на почву (время совершения правонарушения ДД.ММ.ГГ), а также нарушение п. 8 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выразившееся в необеспечении предоставления в Минприроды Алтайского края отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов, образованных в результате предпринимательской деятельности за 2017 год (время совершения правонарушения ДД.ММ.ГГ).

Действия (бездействие) ФИО1 квалифицированы по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу вынесено вышеуказанное постановление, не согласившись с которым ФИО1 обратилась в суд с соответствующей жалобой.

Решением судьи Усть-Калманского районного суда Алтайского края от 7 декабря 2018 года постановление должностного лица от 07 августа 2018 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без рассмотрения.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, ФИО1 просит постановление о назначении административного наказания и решение судьи Усть-Калманского районного суда Алтайского края отменить, в связи с тем, что дело об административном правонарушении было возбуждено без проведения внеплановой проверки, чем нарушены положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Изучив доводы жалобы, выслушав главного специалиста отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Рубана А.В., проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу требований п. 8 ст. 18 Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в действовавшей на дату предоставления отчетности информации, январь 2018 года) субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Абзацем вторым пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Как следует из материалов дела, в вину индивидуальному предпринимателю – главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 вменяется нарушение п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно, сброс отходов производства (свежий навоз крупного рогатого скота, включенный в федеральный классификационный каталог отходов, № 1 12 110 01 33 4, 4 класс опасности, утвержденный приказом Росприроднадзора № 242 от 22 мая 2017 года) в недра и на почву земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в карьере на площади 30х50 кв.м., время выявления правонарушения ДД.ММ.ГГ.

А также, п.8 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п.5 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещения отходов», что выразилось в необеспечении своевременного предоставления в Минприроды Алтайского края отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, образованных в результате ее предпринимательской деятельности за 2017 год, время выявления правонарушения - ДД.ММ.ГГ.

В силу пункта 4 и 5 Приказа Минприроды Российской Федерации от 16 февраля 2010 года N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" отчетный период составляет один календарный год.

Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Факт совершения правонарушения ИП ФИО1 подтверждается собранными по делу доказательствами:

- заданием на проведение осмотра территории в целях осуществления контроля без взаимодействия с юридическими лицами от ДД.ММ.ГГ;

- актом осмотра объекта <номер> года от ДД.ММ.ГГ с фото таблицей, согласно которому на окраине северо-восточной части <адрес> рядом с домовладением Н-вых расположена ферма содержания КРС ИП - главой КФХ ФИО1 С южной части фермы на расстоянии фермы на расстоянии 5-10 м расположен курган отходов заросший зеленой растительностью, размерами 5x50 кв.м; с северо-восточной стороны фермы расположен карьер, в котором размещены отходы свежего навоза крупнорогатого скота на площади 30x50м;

- свидетельствами о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 и постановке на учет в налоговом органе;

- договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ;

- сведениями о перечне субъектов малого и среднего предпринимательства Алтайского края, представивших отчетность в Минприроды Алтайского края;

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ.

Доводы жалобы о том, что в отношении индивидуального предпринимателя в нарушение требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» было возбуждено дело об административном правонарушении без проведения внеплановой проверки, безосновательны. Из материалов дела следует, что основанием к проведению мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом послужило задание <номер> от ДД.ММ.ГГ на проведение осмотра территорий, что соответствует ст. 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ.

Доводы ИП ФИО1 в судебном заседании районного суда о том, что были нарушены ее права как индивидуального предпринимателя, поскольку при осмотре территории и составлении акта не участвовала ни она, ни понятые, основаны на неверном толковании норм права.

Осмотр территории осуществлен главным специалистом отдела регионального экологического надзора ФИО2ДД.ММ.ГГ, и факт административного правонарушения зафиксирован в соответствии с требованиями законодательства, поскольку осмотр принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов по смыслу статьи 27.8 КоАП РФ не производился.

Из материалов дела следует, что вменяемое ФИО1 правонарушение было выявлено в ходе исполнения задания на проведение осмотра территории, находящейся в свободном доступе для неограниченного круга лиц, и на которое действие указанной нормы закона не распространяется.

При таких обстоятельствах судья районного суда обоснованно признал, фотоматериал, схему и составленный по результатам обследования территории акт осмотра объекта от ДД.ММ.ГГ отвечающим требованиям ст. 26.2 КоАП РФ и положил в основу принятого решения.

По факту выявленных нарушений должностным лицом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования, в отношении ИП главы КФХ ФИО1

Согласно правовой позиции, изложенной в подпункте "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Из материалов дела усматривается, что административное расследование должностным лицом фактически не проводилось, процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, не выполнялись, в связи с этим подведомственность рассмотрения жалобы на постановление должностного лица административного органа не нарушена. Протокол об административном правонарушении составлении на 10 день после вынесения постановления о возбуждении дела, за этот период были у ИП ФИО1 истребованы учредительные документы, справки о ведении хозяйственной деятельности. Правила подведомственности рассмотрения жалобы не нарушены.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" об отходах производства и потребления отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "Обращением с отходами" понимается в том числе деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2015) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ч. 3 ст. 18 названного Федерального закона - индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядок предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов утвержден Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 года N 30.

В соответствии с п. 3 Порядка субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате, которой образуются отходы.

В силу п. 5 Порядка отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Согласно п. 6 Порядка отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.

Доводы жалобы о недоказанности вины ФИО1 и наличия отходов от деятельности крестьянского хозяйства в 2017 году основаны на иной оценке, в более выгодном свете доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда и постановления должностного лица административного органа.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда сделал правильный вывод о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.3 данного Кодекса.

При изложенных обстоятельствах постановление отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Усть-Калманского районного суда Алтайского края от 7 декабря 2018 года и постановление государственного инспектора Алтайского края в области охраны окружающей среды – главного специалиста отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Рубана А. В. от 07 августа 2018 года оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Е.М. Зацепин