ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1099/2023 от 21.02.2024 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Грицык А.А. № 21-79/2024

РЕШЕНИЕ

г. Самара 21 февраля 2024 года

Судья Самарского областного суда Гулевич М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Самаранефтегаз», на решение Ленинского районного города Самары от 27 ноября 2023 года, которым оставлено без изменения постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного надзора в сфере обращения с отходами, геологического, земельного надзора, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты по Самарской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям № от 02 октября 2023 года в отношении акционерного общества «Самаранефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного надзора в сфере обращения с отходами, геологического, земельного надзора, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты по Самарской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ФИО1 № от 02.10.2023, акционерное общество «Самаранефтегаз» (далее – АО «Самаранефтегаз» или Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей (т. 1, л.д. 120-136).

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, АО «Самаранефтегаз» обратилось в Ленинский районный суд г. Самары с жалобой, по результатам рассмотрения которой постановлено вышеуказанное решение.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд АО «Самаранефтегаз», просит постановление административного органа и решение суда первой инстанции отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием в действиях общества состава и события административного правонарушения.

В судебном заседании защитники АО «Самаранефтегаз» ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 доводы жалобы и письменные пояснения по делу поддержали. Пояснили, что актуализация сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) не могла отменить действие ранее выданных нормативов и разрешений, поскольку это прямо противоречит части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ. Актуализация сведений на объект негативного воздействия на окружающую среду не влечет за собой обязанности по получению новых нормативов и разрешений, т.к. постановка объекта на учет была произведена по принципу неразрывной технологической связи, а по итогам актуализации в границах, указанных в ранее полученной лицензии на выбросы выданной АО «Самаранефтегаз.

Представители Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ФИО6, ФИО7 просили постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям и решение суда первой инстанции, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Допрошенный в суде апелляционной инстанции свидетель ФИО8 пояснил, что ведение учета обращения с отходами АО «Самаранефтегаз» осуществляется в соответствии с приложениями к Порядку учета в области обращения с отходами. При этом выявленное нарушение порядка учета отходов переданных на утилизацию, фактически не может превышать количество утилизированных отходов, а сведения указные в журнале учета, являются технической опечаткой, которая ошибочно отражена в другой графе и по той же причине указана в итоговом результате по году.

Выслушав участников судебного заседания, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В период с 04.07.2023 по 21.07.2023 Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Самаранефтегаз».

Установлено, что ведение учета в области обращения с отходами АО «Самаранефтегаз» осуществляется не в установленном порядке, что нашло отражение при заполнении таблицы №3 - «Данные учета переданных другим лицам отходов» журнала движения отходов за 1-4 квартал 2022 года, согласно сведениям в которой, передан отход– «грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более)». В столбце № 5 данной таблицы отражено, что всего за отчетный период передано данных отходов тонн, а на утилизацию передано тонн, что является нарушением п.1 ст.19 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

АО «Самаранефтегаз» эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду 36-0163-002095-П Уваровский лицензионный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Кинель-Черкасский район, категория объекта – I, категория риска – чрезвычайно высокая (далее – объект НВОС 36-0163-002095-П).

Частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Протоколом № 04-149-пл/2023 от 19.09.2023, АО «Самаранефтегаз» инкриминировано совершение административного правонарушения, выразившееся в том, что Общество в период с 19.08.2022 по 28.11.2022 на объекте НВОС 36-0163-002095-П осуществляло деятельность по образованию отходов без нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением п.1, п.2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (т.1, л.д. 165-170).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

В результате хозяйственной деятельности АО «Самаранефтегаз» на данном объекте, оказывающем воздействие на окружающую среду, образуются отходы производства и потребления.

Объект НВОС Уваровский лицензионный участок, ранее входивший в Северную группу месторождений добавлен в Реестр объектов НВОС 23.05.2017. Актуализация сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду в реестре 19.08.2022.

28.11.2022 АО «Самаранефтегаз» получен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В силу положений статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не внесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Протоколом № 04-151-пл/2023 от 19.09.2023, АО «Самаранефтегаз» инкриминировано совершение административного правонарушения, выразившегося в том, что согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год, обществом представлена не полная информация о платежной базе, что является причиной неполного внесения платы за негативное воздействие, поскольку ранее выданные разрешения № 484, 185, 164 являются недействующими для объекта НВОС 36-0163-002095-П, что является нарушением пункта 5 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (л.д. 152-158).

С учетом отсутствия разрешения на размещение отходов, плату за негативное воздействие на окружающую среду по объекту НВОС 36-0163-002095-П за период с 19.08.2022 по 31.12.2022 необходимо исчислять с применением коэффициента (Кинд) «100» к ставке платы за выброс сверхлимита, на основании абз.2 п.12.1 постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Таким образом, юридическим лицом АО «Самаранефтегаз» в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 года представлена не полная информация о платежной базе, что является причиной неполного внесения платы за негативное воздействие и является нарушением п.5 ст.16.3 и п.1 ст.16.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в связи с чем, общество подлежит ответственности по статье 8.41 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и негативного воздействия на окружающую среду устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов.

Порядок выдачи разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесённых к I категории, регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

Протоколом № 03-241-пл/2023 от 21.09.2023 (т.1. л.д.141-145), АО «Самаранефтегаз» инкриминировано совершение административного правонарушения предусмотренного 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с тем, что АО «Самаранефтегаз» в отсутствие разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, регламент выдачи которого указан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», осуществляло выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объекте НВОС 36-0163-002095-П без разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.

Впоследствии, определением от 02.10.2023 (т.1, л.д. 137), протоколы об административных правонарушениях:

- от 19.09.2023 № 04-147-пл/2023 по ч. 10 ст.8.2 КоАП РФ,

- от 19.09.2023 № 04-149-пл/2023 по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ,

- от 19.09.2023 № 04-151-пл/2023 по ст. 8.41 КоАП РФ,

- от 19.09.2023 № 03-241-пл/2023 по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ объединены в одно производство с вынесением постановления № от 02.10.2023 о признании АО «Самаранефтегаз» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Cуд первой инстанции, при рассмотрении жалобы общества пришел к выводу о доказанности вины АО «Самаранефтегаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако, такое решение суда признать законным нельзя ввиду следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с положениями статей 26.2, 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а решение по делу должно быть мотивированным.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, исследуются доказательства по делу. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Однако, при вынесении постановления о привлечении АО «Самаранефтегаз» к административной ответственности и рассмотрения жалобы на постановление судом первой инстанции, вышеуказанные требования закона выполнены не были.

Как следует из постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям № от 02.10.2023 при установлении виновности АО «Самаранефтегаз» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ приняты во внимание обстоятельства, установленные в п. 4 нарушений в акте выездной проверки от 21.07.2023 №154-пл, и описана объективная сторона административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст.8.21 КоАП РФ по объекту НВОС 36-0163-003829-П и результатах производственного экологического контроля стационарных источников выбросов входящих в данный объект, расположенный в Самарской области, Красноярский район, при этом протокол об административном правонарушении по данным обстоятельствам в материалах дела отсутствует.

Вместе с тем, обстоятельства, изложенные в протоколе № 03-241-пл/2023 от 21.09.2023, согласно которому АО «Самаранефтегаз» инкриминировано совершение административного правонарушения предусмотренного 1 статьи 8.21 КоАП РФ на объекте НВОС 36-0163-002095-П, расположенного в Самарской области, Кинель-Черкасский район, при вынесении постановления государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям № от 02.10.2023, не рассмотрены.

Между тем, проверка указанных обстоятельств имеет в данном случае существенное правовое значение для правильного разрешения дела.

Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным статьями 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требованиям.

Судьей районного суда оценка указанным нарушениям не дана, допущенные недостатки не восполнены, кроме того, вопреки выводу судьи районного суда, объем нарушений указан, исходя из протоколов об административном правонарушении.

С учетом изложенного, нарушения, допущенные должностным лицом Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям при рассмотрении дела об административном правонарушении и судом при рассмотрении жалобы, являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 настоящего Кодекса, является основанием для отмены постановления и решения судьи районного суда, в отношении АО «Самаранефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения АО «Самарнефтегаз» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу акционерного общества «Самаранефтегаз» удовлетворить частично.

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 27.11.2023 и постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного надзора в сфере обращения с отходами, геологического, земельного надзора, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты по Самарской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям № от 02 октября 2023 года в отношении акционерного общества «Самаранефтегаз» отменить.

Материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества «Самаранефтегаз» направить на новое рассмотрение в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям.

В соответствии со статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

Самарского областного суда (подпись) М.И. Гулевич

-----------------------------------------¬

¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦

¦подпись судьи _______________________ ¦

¦ ¦

¦Наименование должности ¦

¦уполномоченного работника аппарата ¦

¦федерального суда общей юрисдикции ¦

¦ ¦

¦ ______________ _ ¦

¦ (Инициалы, фамилия) ¦

¦"__" _____________ 20__ г. ¦

L-----------------------------------------