Судья Банзай Ю.З. Дело № 21-109/2017
РЕШЕНИЕ
г. Кызыл 30 ноября 2017 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А., с участием переводчика Д, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника гражданина ** Дугэра Г - Донгака Ш.Т. на постановление начальника контрольно-пропускного пункта «Хандагайты» Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Тыва старшего лейтенанта Б от 17 июля 2017 года, решение начальника отдела (погк) в с. Хандагайты Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Тыва **С от 10 августа 2017 года и решение судьи Овюрского районного суда Республики Тыва от 9 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина ** Дугэра Г,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника контрольно-пропускного пункта «Хандагайты» Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Тыва (далее - КПП «Хандагайты» ПУ ФСБ РФ по РТ) старшего лейтенанта Б от 17 июля 2017 года гражданин ** Дугэр Г признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением начальника отдела (погк) в с. Хандагайты Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Тыва подполковника С от 10 августа 2017 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Донгака Ш.Т. – без удовлетворения.
Решением судьи Овюрского районного суда Республики Тыва от 9 октября 2017 года постановление начальника КПП «Хандагайты» Пограничного управления ФСБ России по Республике Тыва от 17 июля 2017 года, решение начальника отдела (погк) в с. Хандагайты Пограничного управления ФСБ России по Республике Тыва от 10 августа 2017 года оставлены без изменения, а жалоба защитника Донгака Ш.Т. - без удовлетворения.
Защитник Донгак Ш.Т. с решением судьи не согласился и обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит об отмене постановления и решения должностных лиц Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Тыва, а также решения судьи районного суда в связи с отсутствием события административного правонарушения, указывая, что Дугэр Г поставлен на миграционный учёт отделом ФМС РТ 11 июля 2017 года и имел при себе миграционную карту со сроком действия до 4 августа 2017 года, что свидетельствует о том, что срок пребывания не истёк. Следовательно, Дугэр Г находился на территории Российской Федерации законно, в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 КоАП РФ. Согласно диспозиции статьи, ответственность по части 2 статьи 18.1 КоАП РФ наступает за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Объектом посягательства являются конкретные правила пересечения государственной границы РФ. Гражданин ** Дугэр Г проходил пограничный контроль на пункте пропуска «Хандагайты» по заграничному паспорту, никаких правил пересечения государственной границы РФ он не нарушал. Нарушая срок пребывания в РФ, иностранный гражданин нарушает требования, вытекающие из миграционного законодательства, а не из нарушений правил пересечения госграницы. Органом пограничного контроля также неправильно квалифицированы действия Дугэра Г по части 2 статьи 18.1 КоАП РФ. Районным судом не дана оценка доводам дополнительной жалобы о том, что должностным лицом не представлен Дугэру Г перевод протокола об административном правонарушении, что нарушило его право на защиту.
В судебном заседании гражданин ** Дугэр Г и его защитник Донгак Ш.Т. поддержали жалобу по изложенным в ней основаниям.
Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела и доводы жалобы, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.
Часть 2 статьи 18.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.
Объективная сторона состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием (действием), выразившимся в: нарушении лицами и (или) транспортными средствами правил пересечения Государственной границы РФ; нарушении лицами и (или) транспортными средствами порядка следования от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ и в обратном направлении.
Субъективная сторона характеризуется умышленной (прямой или косвенной) и неосторожной (небрежность) формой вины.
Субъектами данного состава являются иностранные граждане и лица без гражданства, т.е. физические лица, достигшие 16-летнего возраста.
Из протокола об административном правонарушении от 17 июля 2017 года, составленного начальником смены контрольно-пропускного пункта Хандагайты К, и постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного начальником КПП «Хандагайты» Б, следует, что 17 июля 2017 года в пункте пропуска «Хандагайты» гражданин ** Дугэр Г предъявил в качестве документа на право пересечения государственной границы национальный заграничный паспорт гражданина ** серии Е №. В ходе общей проверки документов, установлено, что данный гражданин въехал впервые по данному паспорту на территорию России в безвизовом порядке 19 января 2017 года и 3 февраля 2017 года выехал из РФ, 4 февраля 2017 года въехал в РФ и 23 февраля 2017 года выехал из РФ, 3 марта 2017 года въехал и 30 марта 2017 года выехал из РФ, 30 марта 2017 года въехал и 14 апреля 2017 года выехал из РФ, 6 июля 2017 года въехал в РФ и 17 июля 2017 года пытался покинуть пределы территории России. Суммарный срок пребывания данного гражданина без визы превысил 90 дней в течение периода 180 дней, начиная с даты первого въезда 19 января 2017 года, и составил 91 день на момент попытки выезда из РФ 17 июля 2017 года, следовательно, в соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Монголии об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Монголии от 3 сентября 2014 года, статьями 9, 11 Закона РФ «О государственной границе РФ» от 1 апреля 1993 года, а также статьёй 6 Федерального Закона № 114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года, для выезда с территории Российской Федерации гражданину Дугэру Г необходима обыкновенная однократная виза Российской Федерации.
Проверяя законность и обоснованность постановления и решения по жалобе на постановление, судья районного суда пришла к выводу, что они вынесены с соблюдением норм действующего законодательства, вина гражданина ** Дугэра Г в совершении административного правонарушения установлена исследованными в судебном заседании доказательствами.
Вместе с тем с состоявшимися по делу актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статья 11 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» относит к основаниям для пропуска лиц через Государственную границу Российской Федерации наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации (часть вторая). Не подлежат пропуску через Государственную границу Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также лица, в отношении которых в установленном законодательством порядке принято решение о запрещении выезда из Российской Федерации (часть третья).
В силу требований части второй статьи 6 и части первой статьи 24 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане (лица без гражданства) должны наряду с действительными документами, удостоверяющими их личность и признаваемыми Российской Федерацией в этом качестве, не только при въезде в Россию, но и при выезде из неё иметь и предъявлять визу, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом, международным договором или указами Президента Российской Федерации. Исключение из этого правила сделано в части третьей статьи 24 названного Федерального закона для иностранных граждан, имеющих вид на жительство в Российской Федерации, к условиям выезда которых из России предъявление визы не отнесено. Кроме того, для граждан ряда стран установлен безвизовый режим. Иными словами, все иностранные граждане, помимо тех, кто имеет вид на жительство, и тех, на кого распространяется безвизовый режим въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее, должны, по общему правилу, при выезде из России иметь визу и предъявлять её при пересечении границы - этим обусловлено осуществление ими права свободно выезжать за пределы Российской Федерации.
В статье 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Монголии» от 3 сентября 2014 года указано, граждане государства одной Стороны въезжают, выезжают, следуют транзитом и пребывают на территории государства другой Стороны на основании действительных документов, удостоверяющих личность, указанных в Приложении к настоящему Соглашению, являющемся его неотъемлемой частью (далее - действительные документы), без виз при условии, что продолжительность их непрерывного пребывания на территории этого государства не превышает 30 дней, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6 и 7 настоящего Соглашения. При этом суммарный срок пребывания граждан государства одной Стороны на территории государства другой Стороны без виз не должен превышать 90 дней в течение периода в 180 дней начиная с даты первого въезда.
Граждане государства одной Стороны, намеревающиеся пребывать либо проживать на территории государства другой Стороны более 30 дней либо осуществлять трудовую или коммерческую деятельность на его территории, должны получить визу в соответствии с законодательством государства въезда.
Таким образом, из буквального толкования Соглашения следует, что граждане Монголии, въехавшие на территорию Российской Федерации в безвизовом порядке, имеют право выехать с территории Российской Федерации без виз, если только они непрерывно пребывали на территории Российской Федерации не более 30 дней.
Из материалов дела следует, что гражданин ** Дугэр Г въехал на территорию Российской Федерации 19 января 2017 года в порядке, не требующем получения визы.
3 февраля 2017 года он покинул территорию Российской Федерации, 4 февраля 2017 года въехал в Российскую Федерацию и 23 февраля 2017 года выехал из Российской Федерации, 3 марта 2017 года въехал Российскую Федерацию и 30 марта 2017 года выехал из Российской Федерации, 30 марта 2017 года въехал в Российскую Федерацию и 14 апреля 2017 года выехал из Российской Федерации.
Суммарный срок его пребывания на территории Российской Федерации составил 79 дней.
26 мая 2017 года гражданин ** Дугэр Г въехал на территорию Российской Федерации через КПП Хандагайты по туристической визе, что подтверждается сведениями из национального заграничного паспорта №, представленного им в Верховный Суд Республики Тыва, и сведениями из отдела по вопросам миграции от 25 октября 2017 года исх. №, и выехал из Российской Федерации по туристической визе 16 июня 2017 года.
6 июля 2017 года Дугэр Г въехал на территорию Российской Федерации в безвизовом порядке на автомашине и 17 июля 2017 года выезжал с территории Российской Федерации в безвизовом порядке.
Таким образом, срок суммарного пребывания его на территории Российской Федерации на день пересечения государственной границы составил 12 дней, а не 91 день, как указано в постановлении должностного лица и в решении судьи.
17 июля 2017 года гражданин ** Дугэр Г, выезжая с территории Российской Федерации, в пункте пропуска «Хандагайты» предъявил в качестве документа на право пересечения государственной границы национальный заграничный паспорт серии Е № на своё имя.
Никакой визы на выезд из Российской Федерации он не обязан был предъявлять при пересечении государственной границы Российской Федерации.
Следовательно, в действиях гражданина ** Дугэра Г отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление начальника контрольно-пропускного пункта «Хандагайты» Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Тыва от 17 июля 2017 года, решение начальника отдела (погк) в с. Хандагайты Пограничного управления Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Тыва от 10 августа 2017 года и решение судьи Овюрского районного суда Республики Тыва от 9 октября 2017 года нельзя признать законными, они подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.1 КоАП РФ, в отношении гражданина ** Дугэра Г – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление начальника контрольно-пропускного пункта «Хандагайты» Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Тыва старшего лейтенанта Б от 17 июля 2017 года, решение начальника отдела (погк) в с. Хандагайты Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Тыва подполковника С от 10 августа 2017 года и решение судьи Овюрского районного суда Республики Тыва от 9 октября 2017 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина ** Дугэра Г прекратить.
Решение вступает в силу со дня принятия.
Судья С.А. Железнякова