ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-109/19 от 13.08.2019 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Ушаков С.С. Дело № 21-109/2019 г.

РЕШЕНИЕ

Судья Липецкого областного суда Поддымов А.В., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Акзо Нобель Коутингс» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Липецкой области от 9 ноября 2018 года и решение судьи Правобережного районного суда г.Липецка от 4 июля 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Акзо Нобель Коутингс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Липецкой области от 9 ноября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Правобережного районного суда г.Липецка от 4 июля 2019 года, общество с ограниченной ответственностью «Акзо Нобель Коутингс» (далее – ООО «Акзо Нобель Коутингс», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 125000 рублей.

В жалобе и дополнении к ней ООО «Акзо Нобель Коутингс» просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи, считая их незаконными, и о прекращении производства по делу.

Выслушав защитников ООО «Акзо Нобель Коутингс» адвоката Шевченко И.Н., Павлова Ю.Ф., Подсосова С.И., изучив доводы жалобы, дополнения к ней и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

В силу статьи 8.2 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент обнаружения административного правонарушения) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п.3 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством (п.2 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).

В соответствии с абз.2 ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно абз.2 п.2 ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с п.7 ст.23 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п.23,22 ст.2 Федерального закона от 7 декабря 2011г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; состав и свойства сточных вод - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах;

Нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).

Согласно п.п.111,112,113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644 (далее – Правила №644), абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов). Запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения: а) повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин: разрушающее коррозионное, абразивное или механическое воздействие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование; образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей; нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке; б) нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды; в) создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения; г) невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды. Сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N4; б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.

В соответствии с п.4 Переченя веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (Приложение N4 к Правилам №644) к веществам, материалам, отходам и сточным водам, запрещенным к сбросу в централизованные системы водоотведения, относятся вещества, которые не могут быть задержаны в технологическом процессе очистки сточных вод очистными сооружениями централизованной системы водоотведения, обладающие повышенной токсичностью, способностью накапливаться в организме человека, обладающие отдаленными биологическими эффектами и (или) образующие опасные вещества при трансформации в воде и организмах человека и животных, в том числе моно- и полициклические, хлорорганические, фосфорорганические, азоторганические и сероорганические вещества, биологически жесткие поверхностно-активные вещества, ядохимикаты, сильнодействующие ядовитые вещества в концентрации, превышающей более чем в 4 раза минимальную предельно допустимую концентрацию, установленную для этих веществ для водных объектов (за исключением веществ по перечню, приведенному в приложении N5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").

Согласно Перечню максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (Приложение N5 к Правилам №644) максимально допустимые значения нормативных показателей по цинку составляют 1 мг/дм3, по железу - 5 мг/дм3.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013г. N644 признаны утратившими силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации МДС 40-1.2000, утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, (далее - Правила N167), при этом пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N167 сохранили свое действие.

В соответствии с пунктами 61,64 Правил N167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ. Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.

В соответствии с постановлением администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» допустимая концентрация загрязняющих веществ не может превышать следующих значений: по цинку - 0,01 мг/л, по железу - 0, 7 мг/л..

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ООО «Акзо Нобель Коутингс» (ранее – общество с ограниченной ответственностью «Петроком – Липецк»), расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, осуществляет производство красок, лаков и аналогичных материалов для нанесения покрытий, полиграфических красок и мастик.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Акзо Нобель Коутингс» и акционерным обществом «Липецкая городская энергетическая компания» (далее – АО «ЛГЭК») заключен договор водоотведения .

Приложением №5 (лист 1) к данному договору АО «ЛГЭК» выдано ООО «Акзо Нобель Коутингс» разрешение на сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения г. Липецка, в котором установлены предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ (нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод), в том числе в отношении железа – 0,7 мг/л, цинка – 0,01 мг/л.

По результатам проведенной управлением Росприроднадзора по Липецкой области проверки поступившей от АО «ЛГЭК» информации о несоблюдении экологических требований при обращении с опасными веществами в деятельности ООО «ФИО1» установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> Общество допустило сброс сточных вод в систему водоотведения с превышением предельных концентраций, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013г. N644 и постановлением администрации г. Липецка от 29 ноября 2016 года №2140.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актами отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» лабораторных исследований, испытаний от ДД.ММ.ГГГГ; сообщением АО «ЛГЭК» от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской АО «ЛГЭК» из журнала контроля состава и свойства сточных вод абонента от ДД.ММ.ГГГГс; протоколом лабораторных исследований АО «ЛГЭК» от ДД.ММ.ГГГГс; договором водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между АО «ЛГЭК» и ООО «Акзо Нобель Коутингс», с приложениями; выпиской из ЕГРЮЛ и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Согласно акту отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ и протоколу лабораторных исследований АО «ЛГЭК» от ДД.ММ.ГГГГс, выписке АО «ЛГЭК» из журнала контроля состава и свойства сточных вод абонента от ДД.ММ.ГГГГс в пробах сточных вод, отобранных ДД.ММ.ГГГГ в контрольном канализационном колодце 1-2, расположенном по адресу: <адрес> установлено превышение максимально допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013г. N644 и постановлением администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: в сточных водах обнаружено железа 12,8 мг/дм3 ± 1,9, цинка – 4,5 мг/дм3 ± 0,9.

Из акта отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ и протокола ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ФИО2<адрес>» лабораторных исследований, испытаний от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в пробах сточных вод, отобранных ДД.ММ.ГГГГ в контрольном канализационном колодце 1-2, расположенном по адресу: <адрес>, установлено превышение максимально допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013г. N644 и постановлением администрации г. Липецка от 29 ноября 2016 года №2140, а именно: в сточных водах обнаружено железа 12,0 мг/л ± 1,2, цинка – 4,3 мг/л ±0,6.

В параллельной пробе, переданной ООО «Акзо Нобель Коутингс» и направленной Обществом для исследования в филиал ЦЛАТИ по Липецкой области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», согласно протоколу результатов количественного химического анализа (КХА) проб сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ обнаружено железо - 0,67 мг/дм3 ± 0,13, цинк - 0,024 мг/дм3 ± 0,007.

Среднее арифметическое показателей по железу и цинку резервной пробы и параллельной пробы превышает предельные концентрации, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013г. N644 и постановлением администрации г. Липецка от 29 ноября 2016 года №2140.

При таких обстоятельствах деяние ООО «ФИО1» правильно квалифицировано по ст.8.2 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент обнаружения административного правонарушения).

Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления и решения, не допущено.

Довод жалобы о том, что к ООО «Акзо Нобель Коутингс» не подлежат применению нормы Федеральных законов "Об охране окружающей среды" и "Об отходах производства и потребления" в связи с неосуществлением Обществом обращения с отходами, является несостоятельным. ООО «Акзо Нобель Коутингс» осуществляет сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения г. Липецка. С учетом определения, данного в абз.2 ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", сточные воды ООО «Акзо Нобель Коутингс» относятся к отходам производства и потребления, обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о водоснабжении и водоотведении.

Довод ООО «Акзо Нобель Коутингс» о том, что среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет менее 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения, поэтому с учетом ст.27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", п.1 постановления Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" в отношении Общества не распространяется постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644, не может повлечь отмену обжалуемых актов.

Частью 1 статьи 27 Федерального закона от 7 декабря 2011г. N416-ФЗ (действовавшей на момент обнаружения административного правонарушения и утратившей силу со 1 января 2019 года) предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.4 Федерального закона от 7 декабря 2011г. N416-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года) к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится утверждение категорий абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

К абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. N 230 отнесены юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

Согласно части 5 статьи 27 Федерального закона от 7 декабря 2011г. N416-ФЗ (действовавшей на момент обнаружения административного правонарушения и утратившей силу со 1 января 2019 года) нормативы допустимых сбросов абонентов не должны превышать нормативы допустимых сбросов, установленные для объектов централизованных систем водоотведения, за исключением случаев, если проектной документацией очистных сооружений организации, осуществляющей очистку сточных вод, предусмотрено удаление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов из сточных вод, принимаемых от абонентов.

Федеральным законом от 29 июля 2017г. N225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" глава 5 Федерального закона от 7 декабря 2011г. N416-ФЗ (статьи 26 – 30) признана утратившей силу. Вместе с тем, Федеральный закон от 7 декабря 2011г. N416-ФЗ дополнен главой 5.1 (статьи 30.1 – 30.3), вступившей в силу с 1 января 2019 года.

Частью 1 статьи 30.1 Федерального закона от 7 декабря 2011г. N416-ФЗ также предусмотрено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

В соответствии с ч.ч.2,3 ст.30.1 Федерального закона от 7 декабря 2011г. N416-ФЗ нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.2). Особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.3).

Территориальные органы Росприроднадзора наделены полномочиями, установленными пунктом 2 Правил N393 и подпунктом 5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N400, по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливается норматив допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов".

Таким образом, для абонентов, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. N 230, нормативы устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Правила №644 имеют более широкий предмет правового регулирования и распространяются на всех абонентов, а не только на абонентов, в отношении объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов.

Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются соответствии с Правилами N 167 абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Данные нормативы направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду.

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644 установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N167 и Постановление N1310 с 01.01.2019 не распространяются на абонентов в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со статьей 27 Закона N416-ФЗ.

Обществом допущены превышения нормативов, как установленных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, так и нормативов, предусмотренных постановлением администрации города Липецка от 29 ноября 2016 года № 2140, разрешением АО «ЛГЭК» (Приложение №5 (лист 1) к договору от 20 января 2014 года).

Учитывая изложенное, довод Общества о том, что в отношении него не распространяется постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, не может повлечь отмену обжалуемых актов.

Довод жалобы о том, что в данном случае правоотношения регулируются гражданским законодательством, которым допускается возможность превышения нормативов с учетом уплаты штрафа в рамках заключенного договора водоотведения №165301, не свидетельствует об отсутствии в деянии Общества состава административного правонарушения. В данном случае за превышение нормативов предусмотрена административная ответственность. При этом несение ООО «Акзо Нобель Коутингс» гражданской ответственности не исключает привлечение Общества к административной ответственности.

То, что в параллельной пробе, переданной ООО «Акзо Нобель Коутингс» и направленной Обществом для исследования в филиал ЦЛАТИ по Липецкой области, по результатам которого обнаружено железо (0,67 мг/дм3 ± 0,13) и цинк (0,024 мг/дм3 ± 0,007) в пределах допустимых нормативов, не может повлечь отмену обжалуемых актов.

Согласно п.9.4 Методических указаний по отбору проб для анализа сточных вод (ПНД Ф 12.15.1-08) интерпретация результатов анализа осуществляется в порядке, утвержденном в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. № 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод».

В соответствии с п.37 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утв. постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила №525), в случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы.

Согласно п.38 Правил №525 результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Среднее арифметическое показателей по железу и цинку резервной пробы и параллельной пробы превышает предельные концентрации, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013г. N644 и постановлением администрации г. Липецка от 29 ноября 2016 года №2140. При таких обстоятельствах, с учетом положений п.п.37,38 Правил №525 в деянии ООО «Акзо Нобель Коутингс» содержится состав административного правонарушения.

Довод жалобы о том, что анализ резервной пробы был проведен с нарушением порядка, предусмотренного п.37 Правил №525, не может повлечь отмену обжалуемых актов, поскольку само по себе указанное обстоятельство не свидетельствует о недостоверности результатов исследований, приведенных в протоколе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» лабораторных исследований, испытаний от 15 июня 2018 года № 3848. Доказательств того, что исследование резервной пробы в более ранние сроки привело к тому, что содержание в ней железа и цинка стало значительно больше по сравнению с их первоначальной концентрацией, обнаруженной при исследовании контрольной пробы, материалы дела не содержат.

Довод жалобы о несопоставимости результатов анализов, не свидетельствует об их недостоверности.

Возможность повторного отбора параллельных проб в тех же условиях была утрачена в связи с тем, что ООО «Акзо Нобель Коутингс» произведена установка станции биологической очистки сточных вод «Биокси-10».

Как видно из материалов дела, все три организации, проводившие анализы, имеют аккредитацию. ООО «Акзо Нобель Коутингс» в соответствии с п.9.4 ПНД Ф 12.15.1-08 реализовало свое право по предъявлению претензии к качеству анализов и неоднократно обращалось в орган по аккредитации для проверки деятельности лаборатории. В ответах Федеральной службы по аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ не содержится вывода о том, что АО «ЛГЭК» осуществляет аккредитованную деятельность с нарушениями требований законодательства.

Довод жалобы о том, что М 02-505-74-03 «Методика количественного химического анализа питьевых, природных, сточных вод и атмосферных осадков атомно-абсорбционным методом» не внесена в государственный реестр методик количественного химического анализа и оценки состояния объектов окружающей среды, допущенных для государственного и производственного экологического контроля, не свидетельствует о недостоверности результатов проведенного исследования. В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» на измерения, выполняемые при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, а также при осуществлении мероприятий государственного контроля, распространяется сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений (ОЕИ). В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ, а также «Порядка аттестации первичных референтных методик (методов) измерений, референтных методик (методов) измерений и методик (методов) измерений и их применения» (утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 15 декабря 2015 г. N 4091) измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений по аттестованным методикам измерений. Исследование проводилось аккредитованной организацией с использованием аттестованной методики, в связи с чем оснований сомневаться в результатах проведенного исследования не имеется.

Доводы жалобы о нарушениях при отборе проб, их транспортировке и исследовании проверялись судьей районного суда и обоснованно отвергнуты с приведением мотивов, оснований не согласиться с которыми не усматриваю. Оснований сомневаться в том, что исследование проводилось именно тех проб, которые были отобраны ДД.ММ.ГГГГ в контрольном канализационном колодце 1-2, не имеется. Акт отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ и составленные по результатам проведенных исследований протоколы лабораторных исследований АО «ЛГЭК» от ДД.ММ.ГГГГс, выписка АО «ЛГЭК» из журнала контроля состава и свойства сточных вод абонента от ДД.ММ.ГГГГс, протокол ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» лабораторных исследований, испытаний от ДД.ММ.ГГГГ не содержат существенных недостатков, влекущих их признание недопустимыми доказательствами.

Довод жалобы о том, что обнаруженные вещества не относятся к опасным, не может повлечь отмену обжалуемых актов. Согласно постановлению должностного лица административного органа ООО "Акзо Нобель Коутингс" признано виновным в загрязнении сточных вод опасными веществами, то есть установлено несоблюдение хозяйствующим субъектом обязанности по недопущению попадания опасных отходов в виде железа и цинка в сточные воды в сверхнормативной концентрации. Наличие каждого из указанных веществ в отдельности в обнаруженной концентрации в составе сточных вод является нарушением ООО "Акзо Нобель Коутингс" экологических требований.

Доводы о невозможности загрязнения сточных вод предприятия опасными веществами, отсутствии в деятельности общества данных веществ, не могут повлечь отмену обжалуемых актов, поскольку из материалов дела следует, что колодец №1-2, откуда брались пробы сточных вод, используется только ООО «Акзо Нобель Коутингс». Доказательств попадания в сточные воды данного колодца обнаруженных веществ в результате действий иных лиц, не представлено.

Ссылки в жалобе на то, что с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. N225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" глава 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N416-ФЗ (статьи 26 – 30) признана утратившей силу, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГг. N416-ФЗ дополнен главой 5.1 (статьи 30.1 – 30.3), вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ, которой введен иной порядок регулирования состава сточных вод, не свидетельствуют об отсутствии в деянии Общества состава административного правонарушения. В данном случае ООО «Акзо Нобель Коутингс» допущены нарушения вышеприведенных требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные нормы права не признаны прекратившими действие.

Довод жалобы о том, что по результатам проведенной управлением Росприроднадзора по Липецкой области проверки актом от ДД.ММ.ГГГГ установлено отсутствие нарушений в деятельности ООО «Акзо Нобель Коутингс», не опровергает тот факт, что в пробах, отобранных ДД.ММ.ГГГГ, установлено превышение предельных концентраций, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N644 и постановлением администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту управления Росприроднадзора по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки пробы отбирались позднее, при этом Обществом была произведена установка станции биологической очистки сточных вод «Биокси-10».

Довод жалобы о том, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности только по результатам проведенной проверки, не может повлечь отмену обжалуемых актов.

Согласно ч.ч.3.2, 3.3 ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N294-ФЗ при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

В данном случае Росприроднадзор по Липецкой области предварительная проверка с целью установления лиц, допустивших нарушение обязательных требований, предусмотренная ч.ч.3.2, 3.3 ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N294-ФЗ, не проводилась, в связи с чем указанный запрет на данные правоотношения не распространяется. Из материалов дела следует, что постановление по делу об административном правонарушении и протокол об административном правонарушении составлены после акта проверки.

Довод жалобы о том, что с 17 июня 2019 года изменилась редакция ст.8.2 КоАП РФ, не может повлечь отмену либо изменение постановления и решения. Федеральным законом от 17.06.2019 N 141-ФЗ редакция ст.8.2 КоАП РФ изменена, частью 1 данной статьи предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса; КоАП РФ дополнен статьей 8.2.2 «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов», статьей 6.35 «Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления». Учитывая изложенное, а также санкции статей, оснований для прекращения производства по делу либо переквалификации деяния ООО «Акзо Нобель Коутингс» не имеется.

Административное наказание назначено ООО «Акзо Нобель Коутингс» в соответствии с санкцией статьи 8.2 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент обнаружения административного правонарушения), с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Липецкой области от 9 ноября 2018 года и решение судьи Правобережного районного суда г.Липецка от 4 июля 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Акзо Нобель Коутингс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью «Акзо Нобель Коутингс» - без удовлетворения.

Судья /подпись/ А.В. Поддымов

Верно:

судья

секретарь