ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-109/19 от 26.04.2019 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Калганова С.В. дело №21-109/2019

РЕШЕНИЕ

26 апреля 2019 года г. Севастополь

Судья Севастопольского городского суда Кондрак Наталья Иосифовна рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (<...>) жалобу директора Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 22 января 2019 года и постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по городу Севастополю ФИО2 №74-18-18/33 от 02 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО1, -

установил:

постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.

На данное постановление должностного лица ФИО1 подал жалобу в Ленинский районный суд г. Севастополя.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением ФИО1 подал жалобу, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.

Указывает, что исходя из положений ст.ст. 49, 8.3 ГрК РФ, Порядка проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденного постановлением Правительства РФ №427 от 18.05.2009 года и, учитывая, что указанные в отчете и оспариваемом постановлении должностного лица договоры не предусматривали замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций, систем или сетей инженерно-технического обеспечения, проведение определения достоверности сметной стоимости и экспертизы проектной документации не являлось обязательным, что подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, заказчиком были проведены экспертизы достоверности определения сметной стоимости по всем договорам как в государственных, так и в негосударственных лицензированных экспертных организациях, согласно заключений которых сметная документация соответствует требованиям Методических документов, постановлений и иных документов нормативного или разъяснительного характера в строительстве, введенных в действие Госстроем России, Росстроем, Министерством регионального развития и т.д.

В соответствии с Порядком проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя №544-ПП от 25.06.2015 года некоммерческая организация Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя уполномочена формировать и обновлять базы данных технического состояния многоквартирных домов и ежегодно до первого июля в Фонд предоставляется информация управляющими организациями, самостоятельными ТСН (ТСЖ) и ЖСК. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ мониторинг технического состояния многоквартирных домов города Севастополя проводился на 3443 многоквартирных домах и содержит 17215 листов, данные которого находятся в Фонде на бумажном носителе и при проверке не запрашивались.

В 2017 году Фондом обработано 3199 актов мониторинга представленными УО, ТСН и ЖСК, что составляет 97,8% от общего числа многоквартирных домов, включенных в региональную программу. При этом, такой показатель технического состояния многоквартирных домов – степень износа как дома в целом, так и конструктивных элементов дома по отдельности определяется исполнителем по результатам визуальных осмотров конструктивных элементов, руководствуясь положениями ВСН 53-86(р) «Правила оценки физического износа зданий». Таким образом, Департамент городского хозяйства города Севастополя обоснованно не мог предоставить испрашиваемые Управлением Федерального казначейства по г. Севастополю в запросе от ДД.ММ.ГГГГ документы, так как последние в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Севастополя №544-ПП от 25.06.2015 года находятся в управлении ответственного лица (УК, ТСН, ТСЖ) которое управляет многоквартирным домом.

В судебном заседании защитник директора Департамента городского хозяйства ФИО3 поддержал доводы жалобы, по основаниям изложенным в жалобе.

Представители Управления Федерального казначейства по г. Севастополю ФИО4, ФИО5 в судебном заседании пояснили, что постановление вынесено на основании материалов дела об административном правонарушении, в котором содержатся доказательства виновности директора ФИО1 в совершении административного правонарушения, штраф назначен в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем просили в удовлетворении жалобы отказать. Указывают, что привлекаемым лицом нарушены требования бюджетного законодательства. Поскольку запрашиваемая сумма не была обоснована согласно требований законодательства до ее запрашивания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 30.6 ч. 3 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении является всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объектом правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица, участвующие в предоставлении и получении межбюджетных трансфертов.

Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.

Из материалов дела усматривается, что по результатам плановой выездной проверки, проведенной согласно приказа Управления Федерального казначейства по г. Севастополю от 06.03.2018 № 99 «О назначении плановой выездной проверки использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта в 2017 году», от 21.03.2018 № 111 «О внесении изменений в приказ Управления Федерального казначейства по г. Севастополю от 06.03.2018 № 99 «О назначении плановой выездной проверки использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта в 2017 году», от 21.03.2018 № 115 «О назначении обследования в рамках плановой выездной проверки использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта в 2017 году», от 11.04.2018 № 144 «О приостановлении плановой выездной проверки использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта в 2017 году», от 04.06.2018 № 194 «О возобновлении плановой выездной проверки использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта в 2017 году», пункта 41 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2018 год, пункта 5 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по г. Севастополю в финансово-бюджетной сфере на 2018 год в Департаменте городского хозяйства города Севастополя (далее – ДГХ г. Севастополя) начальником контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере Управления Федерального казначейства по г. Севастополю (далее – Управление) ФИО6, среди прочего ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении по делу в отношении директора Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО1, по факту совершения последним административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП Российской Федерации, а именно указанным должностным лицом было нарушено условие предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, предоставленного Государственной корпорацией – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на финансирование региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города федерального значения Севастополя, о наличии обоснования объема средств региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, по результатам рассмотрения которого он и были привлечен к административной ответственности.

Порядок организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя установлен законом города Севастополя от 18.02.2015 №118-ЗС (далее- Закон №118-ЗС).

Договор о финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - МКД), расположенных на территории города федерального значения Севастополя, заключен между Государственной корпорацией - Фонд содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства в лице генерального директора ФИО7 и городом федерального значения Севастополь в лице Губернатора, Председателя Правительства Севастополя С.И. Меняйло 28.07.2014 №38-КР (далее - Договор № 38-КР).

Согласно заключенному дополнительному соглашению от 31.07.2015 №2 к Договору № 38-КР на реализацию Подпрограммы 1, установлен общий объем финансирования мероприятий на 2015-2016 годы Региональной программы капремонта №672-ПП в сумме 850 973000,00 рублей за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства (далее - господдержка).

Согласно Соглашению от 10.02.2017 №1 о внесении изменений в Дополнительное соглашение от 31.07.2015 №2 к Договору № 38-КР, общий объем финансирования мероприятий на 2015-2017 годы Региональной программы капремонта № 672-ПП утвержден в сумме 811 488 427,61 рублей за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно положениям пункта 1.1 Договора №38-КР средства Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляются на реализацию региональной адресной программы Субъекта Российской Федерации (г. Севастополь) на проведение капитального ремонта МКД.

В соответствии с условиями пункта 2.1.3.5 Договора № 38-КР Стороны гарантируют свою добросовестность при предоставлении и получении финансовой поддержки.

В соответствии со ст. 168 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) и частью 2 статьи 4 Закона №118-ЗС, постановлением Правительства Севастополя от 23.07.2015 № 672-ПП утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города федерального значения Севастополя (далее - Постановление №672-ПП), сроком реализации: 2015 - 2046 годы.

В целях организации капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Севастополя, Региональной программой капремонта №672-1III на 2015 - 2046 года утверждены две подпрограммы: Подпрограмма 1 «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории города федерального значения Севастополя в 2015 - 2017 годах» (далее - Подпрограмма 1 и Подпрограмма 2 «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города федерального значения Севастополя, на 2016 - 2046 годы».

При этом выполнение Подпрограммы 1 запланировано за счет средств господдержки в объеме 100%.

В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 32.07.2015 №672-ПП «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Севастополя» (далее по тексту - Постановление№672-ПП):

- обоснование объема средств, направляемых на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, осуществляется исходя из перечня и объема работ, определяемых на основании проектно-сметной документации в отношении многоквартирных домов,* включенных в Подпрограмму 1, в пределах утвержденного для города федерального значения Севастополь лимита представления финансовой поддержки.

Согласно положениям абзаца пятого раздела 8.6 «Механизм реализации Подпрограммы 1» Адресный перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках Подпрограммы 1 (приложение 2 к Постановления №672-1111), сформирован по результатам обследования технического состояния крыш (кровель), фасадов, лифтов и внутридомовых систем электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения многоквартирных домов, с учетом обращений собственников и нанимателей жилых помещений в органы государственной и муниципальной власти, предписаний надзорных органов и предложений муниципальных округов, председателей советов муниципальных образований, обобщенных департаментами районов в городе Севастополе.

В ответ на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, полученный Департаментом городского хозяйства ДД.ММ.ГГГГ (входящий от ДД.ММ.ГГГГ), в котором запрашивались документы технического учета жилищного фонда, содержащего сведения о состоянии общего имущества, а также Акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в МКД, конструктивных частей МКД (крыши, других частей общего имущества, ограждающих несущих и несущих конструкций) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, в отношении МКД, включенный в Подпрограмму 1, были представлены пояснения директора департамента ФИО1, что Департамент городского хозяйства не располагает данной информацией.

Соглашением №3 к Договору №38-КР от 14.08.2015 установлена новая редакция пункта 2.4.4 договора №38-КР, согласно которой изготовление проектно-сметной документации и ее экспертиза может быть оплачена за счет средств господдержки.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями пункта 2 части 2 статьи 20.11 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, должны содержать перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, и обоснование объема средств, необходимых для проведения данных работ. Согласно нормам абзаца третьего раздела 8.4 Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы 1 Постановления №672-ПП обоснование объема средств, направляемых на проведение капитального ремонта МКД, осуществляется исходя из перечня и объема работ, определяемых на основании проектно-сметной документации в отношении МКД, включенных в Подпрограмму 1.

Как следует из отчета экспертов Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в г. Ростове-на-Дону, привлеченных к проведению обследования, на основании приказа УФК по г. Севастополю от 21.03.2018 №115 «О назначении обследования в рамках плановой выездной проверки использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта», по итогам выборочной проверки проектно-сметной документации капитального ремонта МКД за счет средств федерального бюджета, выявлено, что:

в нарушение требований части 1 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации стоимость работ в сумме <данные изъяты> рублей, предъявленная к оплате в актах , из них за счет средств господдержки - <данные изъяты> рублей, не подтверждена положительными заключениями уполномоченной организации, содержащими выводы о достоверности сметной стоимости;

положительные заключения экспертиз сметной документации (Объект: <адрес>, Договор от ДД.ММ.ГГГГ), (Объект: <адрес>, Договор от ДД.ММ.ГГГГ), (Объект: <адрес>, Договор от ), (Объект: <адрес>, Договор от ), (Объект: <адрес>, Договор от ДД.ММ.ГГГГ) получены после окончания выполнения работ по договорам, (стр. Отчета 32, 44, 55, 64, 71, 79, 86, 92, 102, 108, 113, 119,126, 134, 141, 146,152, 157, 164, 170, 175, 83, 210, 215, 220, 225, 230, 236, 242, 247, 254, 260, 266, 271, 277, 283, 292, 301, 311, 323, 329, 338, 344, 351, 358, 364, 369, 375, 380, 388, 394, 405, 410, 415, 420, 425, 433, 437, 443, 446, 453, 461, 467, 480, 488, 500, 513, 524, 531, 542, 549, 567, 573, 581, 587).

В соответствии с нормами второго абзаца раздела 6 «Механизм реализации программы» Постановления №672-ПП текущее управление реализацией Программы осуществляет ее ответственный исполнитель - Департамент городского хозяйства города Севастополя, Как ответственный исполнитель региональной программы капремонта МКД и государственный заказчик Департамент городского хозяйства города Севастополя несет ответственность за конечные результаты ее реализации, рациональное использование выделенных бюджетных ассигнований, определяет формы и методы управления реализацией Программы, обеспечивает информационное и организационное сопровождение выполнения программных мероприятий.

Соисполнителями Программы являются органы местного самоуправления города Севастополя, некоммерческая организация «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя». Участниками Программы могут стать также иные органы и организации, определенные ее государственным заказчиком, в том числе организации, осуществляющие управление многоквартирными домами.

При этом функции заказчика (технического заказчика) работ по капитальному ремонту многоквартирных домов выполняет некоммерческая организация «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя».

Организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами и участвующими в Программе, могут быть:

товарищества собственников недвижимости;

товарищества собственников жилья;

жилищно-строительные кооперативы и жилищные кооперативы;

управляющие компании.

В силу норм подпункта 3) пункта, устанавливающего обязанности Соисполнителей и участников Программы раздела 6 «Механизм реализации программы» Соисполнители обязаны: осуществить подготовку и направление ответственному исполнителю Программы предложений по перечню объектов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту, на очередной финансовый год (период) с обоснованием отбора первоочередных объектов, защиту этих предложений. Окончательное решение о включении МКД в Программу принимает Департамент городского хозяйства.

В соответствии с нормами пункта 19 Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП, функцией Департамента является организация содержания, реконструкции, ремонта, в том числе капитального, объектов жилищного фонда, коммунального хозяйства, общего имущества многоквартирных домов, социально-культурной сферы и производственного назначения.

В соответствии с нормами части 1 статьи 20.13 Федерального закона от № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» особенности расходования средств Фонда, предоставленных Республике Крым и городу федерального значения Севастополю на проведение капитального ремонта многоквартирных домов заключаются, в том числе и в том, что получателями средств Фонда, направляемых на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, являются Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

В соответствии с нормами части 4 статьи 20.13 данного закона оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома» за счет средств бюджета города федерального значения Севастополя, полученных за счет средств Фонда, производится на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с уполномоченным органом государственной власти города федерального значения Севастополя.

Согласно нормам пункта 14 Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП, директор осуществляет руководство Департаментом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за достижение целей, выполнение задач и осуществление функций Департамента.

Таким образом, ФИО1, являясь должностным лицом - директором Департамента городского хозяйства города Севастополя, нарушил условие предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, предоставленного Г осударственной корпорацией - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на финансирование региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города федерального значения Севастополя, о наличии обоснования объема средств региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, так как обоснование объема средств, направляемых на проведение капитального ремонта МКД, осуществляется исходя из перечня и объема работ, определяемых на основании проектно-сметной документации в отношении МКД, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена нормами части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

В данном случае на момент заключения Соглашения и формировании бюджетной заявки - сумма <данные изъяты> рублей не была обоснована в соответствии с требованиями Постановления №672-ПП и Федерального закона №185 ФЗ (отсутствовали положительные заключения экспертиз сметной документации). Указанные заключения экспертиз были получены после окончания выполнения работ по договорам, что подтверждается материалами дела и установлено судебным рассмотрением.

Доводы защитника, изложенные в жалобе, по существу повторяют позицию, изложенную им при рассмотрении дела об административном правонарушении в районном суде, выражают несогласие с оценкой обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки суда, и не могут быть приняты во внимание как основания к отмене вынесенных по делу актов.

Каких-либо иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления должностного лица административного органа и судебного решения, жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления и судебного решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по городу Севастополю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении директора Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО1 - оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.

Судья Севастопольского

городского суда Н.И. Кондрак