Судья Копин С.А. | №21-109/2012 |
Р Е Ш Е Н И Е
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Пудожского района по пожарному надзору, начальника ОНД Пудожского района УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия от 12 марта 2012 года и решение судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 11 мая 2012 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
у с т а н о в и л:
Постановлением главного государственного инспектора Пудожского района по пожарному надзору, начальника ОНД Пудожского района УНД ГУ МЧС России по РК от 12 марта 2012 года за нарушение требований пожарной безопасности ФИО1 был признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.3,4 ст.20.4 КоАП РФ, и должностным лицом назначено административное наказание в виде (...).
По результатам рассмотрения жалобы ФИО1 на постановление решением судьи Пудожского районного суда РК от 11 мая 2012 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
С таким решением судьи не согласен ФИО1, в жалобе просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что при проведении административным органом проверки допущены нарушения требований и положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Административного регламента, утвержденного на основании приказа МЧС России от 01.10.2007г. №517. С учетом незначительного срока нахождения котельных в субаренде у (...) при рассмотрении дела не были установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у (...) реальной возможности по устранению выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности. Считает недоказанными выводы должностного лица относительно наличия в данном случае признаков составов вменяемых административных правонарушений. Кроме того, указывает, что при назначении должностным лицом наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, должно быть учтено и правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, за совершение которого также было назначено административное наказание.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу положений ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу ст.1 упомянутого Закона пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст.38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Из материалов дела следует, что распоряжением главы Пудожского городского поселения от 30 сентября 2011 года ФИО1 был назначен на должность (...).
В соответствии с договорами субаренды, заключенными (...)(...) двенадцать котельных, расположенных в городе (...), были переданы во временное владение и пользование (...)
Исходя из п.п.5.1.2, 5.1.9, 5.1.10 упомянутых договоров, (...) приняло на себя обязательства обеспечивать безопасную эксплуатацию переданного в субаренду имущества, нести расходы на его содержание, выполнять действующие правила и предписания органов государственного надзора в части, касающейся использования арендуемого имущества, а также нести полную ответственность за его эксплуатацию.
Приказом (...) возложил на себя ответственность за противопожарное состояние объектов предприятия - котельные города (...).
На основании распоряжения начальника ОНД Пудожского района УНД ГУ МЧС РФ по РК от (...) №(...), вынесенного в соответствии с поручением исполняющего обязанности прокурора Пудожского района от (...), в период с (...) начальником ОНД Пудожского района при участии помощника прокурора Пудожского района проведена внеплановая выездная проверка деятельности (...)
По результатам проверки (...) составлен акт, согласно которому на 12 котельных, эксплуатируемых (...)», было выявлено 153 нарушения требований пожарной безопасности и 1 нарушение общего характера.
В связи с указанными событиями 02 марта 2012 года должностным лицом органа пожарного надзора в отношении (...) ФИО1 были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч.3, 4 ст.20.4 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении №(...) был составлен по факту обнаружения нарушений требований пожарной безопасности, квалифицируемых по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ, выразившихся в следующем:
- в котельных предприятия отсутствуют аварийное освещение, порядковые номера на огнетушителях, знаки пожарной безопасности, обозначающие место расположения огнетушителей, указывающие направление движения к эвакуационным выходам, эвакуационные выходы, в помещениях здания эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, в помещениях категории «В» по взрывопожарной пожарной опасности отсутствуют пожарные краны.
Протокол об административном правонарушении №46 был составлен по факту обнаружения нарушений требований пожарной безопасности, квалифицируемых по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, выразившихся в следующем:
- помещения с производственной категорией «В» по пожарной и взрывопожарной опасности не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, в бытовых помещениях отсутствует установка автоматической пожарной сигнализации, в зданиях котельных не предусмотрена система оповещения людей о пожаре.
По результатам рассмотрения дел, возбужденных по фактам совершения выявленных правонарушений, 12 марта 2012 года было вынесено постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.ч.3, 4 ст.20.4 КоАП РФ за совершение всех зафиксированных в упомянутых протоколах нарушений. Должностным лицом назначено наказание в виде (...).
Размер штрафа за два совершенных правонарушения определен административным органом по правилам ч.2 ст.4.4 КоАП РФ методом поглощения.
При пересмотре законности вынесенного должностным лицом постановления судья не усмотрел оснований для его отмены, сделал выводы о правильном рассмотрении дела и отсутствии процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления.
Между тем, согласиться с обоснованностью применения должностным лицом органа пожарного надзора положений об идеальной совокупности совершенных директором (...) административных правонарушений нельзя.
Обжалуемым постановлением директор МУП «ГКХ» привлечен к административной ответственности по ч.ч.3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ.
Каждое из этих правонарушений имеет самостоятельный состав.
Так, частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Санкцией ч.3 ст.20.4 КоАП РФ установлено наказание за совершение данного правонарушения для должностных лиц в размере от 6000 до 15000 рублей, санкцией ч.4 указанной статьи - от 15000 рублей до 20000 рублей.
Согласно ч.1 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В силу ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Одним из признаков определения назначения административных наказаний за совершение правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена двумя и более частями статей, является совершение одного действия (бездействия), образованного сходными фактическими обстоятельствами, направленность на один предмет правонарушения (объект).
При назначении наказания по правилам ч.1 ст.4.4 КоАП РФ следует учитывать, охватывается ли деяние признаками одного правонарушения либо нескольких самостоятельных правонарушений, образуют ли ряд одновременных противоправных действий.
По правилам ч.2 ст.4.4 КоАП РФ наказание определяется при совокупности нескольких правонарушений, охватываемых единым действием (бездействием).
Совершение правонарушителем двух и более разных неправомерных действий в рамках осуществления производственной деятельности на одном объекте, квалифицируемых по одной статье КоАП РФ, в рассматриваемом случае с учетом установленных фактических обстоятельств, образует множественность правонарушений. Совершение лицом двух и более правонарушений влечет определение наказания за каждое совершенное административное правонарушение по правилам ч.1 ст.4.4 КоАП РФ.
Таким образом, поскольку вменяемые (...) административные правонарушения образованы разными фактическими обстоятельствами и не вытекают из одного действия (бездействия) как обязательного и необходимого условия для возможности применения положений ч.ч.2 и 3 ст.4.4 КоАП РФ, при рассмотрении должностным лицом дела ошибочно применены положения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности по ч.ч.3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, составляющий в силу ст.4.5 КоАП РФ один год, на настоящее время не истек.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в связи с существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, поскольку это не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.
Изложенные в жалобе другие доводы не подлежат проверке в связи с отменой постановления о привлечении к административной ответственности с возвращением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление главного государственного инспектора Пудожского района по пожарному надзору, начальника ОНД Пудожского района УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия от 12 марта 2012 года и решение судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 11 мая 2012 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч.3, 4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить, дело направить на новое рассмотрение в отдел надзорной деятельности Пудожского района УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия
.
Судья | Н.А. Колбасова |
Деперсонификацию выполнил помощник судьи
____________________ (ФИО2), _____ _________________ 2012 г.
«Согласовано» судья Верховного Суда РК
____________________ (Колбасова Н.А.), _____ _________________ 2012 г.
«Разместить на сайте» Судья Верховного Суда РК
____________________ (ФИО3), ______ _________________ 2012 г.