ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1101/2022 от 22.09.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Селезнева Е.И. дело № 21-1101/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 22 сентября 2022 года

Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Колоярцевой М.Н. в интересах администрации Красноглинского внутригородского района г.о.Самара на решение судьи Советского районного суда г.Самары от 10 июня 2022 года,

которым постановление № 1058 по делу об административном правонарушении от 14.10.2021 года, вынесенное заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области Лукьяновым А.В., о привлечении Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самары к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, - оставлено без изменения

установил

Постановлением №1058 по делу об административном правонарушении от 14.10.2021, вынесенным заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области Лукьяновым А.В., администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, глава администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самары Коновалов В.С. обратился с жалобой в суд.

10 июня 2022 года судьей Советского районного суда г.Самары вынесено указанное выше решение.

В настоящей жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, защитник Колоярцева М.Н. ссылается на то, что судом не правильно применены нормы материального права. Просит состоявшееся по делу решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.

Защитником Колоярцевой М.Н. заявлено ходатайство о вызове в судебное заседание должностных лиц отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области.

Выслушав стороны по заявленному ходатайству, оснований для его удовлетворения не нахожу.

Изучив материалы административного дела, выслушав защитника Колоярцеву М.Н., поддержавшую доводы жалобы и представителя отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области Жидильбекова, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет административную ответственность.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут ответственность по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ.

Основанием для привлечения Администрация Красноглинского внутригородского района городского округа Самара к административной ответственности по указанной выше норме послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении должностного лица обстоятельства о том, что на земельном участке (открытой территории) под географическими координатами № 53.310863 Е 50.304072, находящемся по адресу: г. Самара, Красноглинский район, в 850 м от многоквартирного жилого дома № 41 расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, ул.Мира, д. 41, Администрация Красноглинского внутригородского района городского округа Самара нарушила требования правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 г, не произвела своевременный покос травы на земельном участке населенного пункта, на территории которого действует особый противопожарный режим, установленный постановлением Администрации городского округа Самара № 156 от 23.03.2021 (Нарушение: ППР в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 г. п. 67).

Суд первой инстанции при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица пришел к выводу о том, что доказательства, имеющиеся в материалах дела являются достаточными, допустимыми и относимыми для признания администрации Красноглинского внутригородского района г.о.Самара виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ.

С выводами суда первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.

Устав городского округа Самара, принятый Решением Думы г.о. Самара от 10.07.2006 № 294 (далее - Устав), в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Самарской области регулирует отношения по организации местного самоуправления в городском округе Самара Самарской области.

В соответствии с положениями п. 1, ст. 45, гл. 7 Устава, органы местного самоуправления от имени городского округа Самара самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.

Согласно п. 4, ст. 45, гл. 7 Устава, от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Глава городского округа Самары и Департамент имущественных отношений городского округа Самары. Органы местного самоуправления городского округа Самара в пределах своих полномочий несут ответственность за использование муниципального имущества, контролируют безопасное использование земель и природных ресурсов на территории городского округа Самара независимо от их форм собственности.

В соответствии с положениями п. 1 и 2, ст. 46.1, гл. 7 Устава, Глава городского округа Самара принимает решения по следующим вопросам: управления и распоряжения имуществом городского округа Самара, о распоряжении земельными участками в порядке, установленном земельным законодательством., а также по иным вопросам управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.

Пунктом «д» ст. 22, гл. 4 Устава предусмотрено, что, Департамент градостроительства городского округа Самара входит в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара, и непосредственно подчинен Главе городского округа Самара.

К вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа (п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно п.10 ст. 7 Устава городского округа Самара Самарской области обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара относится к вопросам местного значения городского округа Самара.

Постановлением Главы городского округа Самара от 30.11.2007 №1017 утверждено Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара, отраслевые (функциональные) органы Администрации городского округа Самара осуществляют мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа, в том числе и на объектах муниципальной собственности; осуществляют включение мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в планы и муниципальные программы социально-экономического развития городского округа (в том числе обеспечение ненадлежащего состояния противопожарного водоснабжения, организация работ по содержанию в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности); осуществляют разработку, утверждение и исполнение местного бюджета в части расходов на пожарную безопасность.

В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В силу пункта 4 статьи 2 указанного Закона полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

В соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», полномочиями по организации работы в сфере распоряжения земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, государственная собственность на которые не разграничена, наделен Департамент градостроительства городского округа Самара.

По информации из публичной кадастровой карты, земельный участок под географическими координатами № 53.310863 Е 50.304072 не сформирован. Также в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области из Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара ранее поступала информация (вх. от 29.09.2021 г. № 6192) о том, что на земельном участке (открытой территории) под географическими координатами № 53.310863 Е 50.304072, на котором произошел пожар, относится к земельному участку, государственная собственность на который не разграничена.

При таких обстоятельствах, решение судьи Советского районного суда г. Самары от 10 июня 2022 года, вынесенное в отношении Администрации Красноглинского внутригородского района г.о Самара по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,

решил

Решение судьи Советского районного суда г.Самары от 10 июня 2022 года и постановление № 1058 по делу об административном правонарушении от 14.10.2021 года, заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области Лукьяновым А.В., вынесенные в отношении Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самары по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, отменить, производство по данному делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу защитника Колоярцевой М.Н. в интересах Администрации Красноглинского внутригородского района г.о.Самара – удовлетворить.

В соответствии со ст.30.13 КоАП РФ решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Самарского областного суда А.А.Толмосова