ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1104/20 от 18.12.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Павлюкова О.В. Дело № 21-1104/2020

РЕШЕНИЕ

г. Симферополь 18 декабря 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО3 и её защитника Прохоренко А.А., представителя Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Крым ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 06 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении главного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью «Транс-Игриш» (далее - ООО «Транс-Игриш») ФИО1,

установил:

постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ главный бухгалтер ООО «Транс-Игриш» ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 руб.

В порядке пересмотра дела по жалобе главного бухгалтера ООО «Транс-Игриш» ФИО3 на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Красногвардейского районного суда Республики Крым 06 октября 2020 года постановлено решение, которым постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера ООО «Транс-Игриш» ФИО3, оставлено без изменения, жалоба ФИО3 - без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 06 октября 2020 года, ФИО3 подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просила постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указано, что оспариваемое решение вынесено с нарушениями норм материального и процессуального права, и что судья районного суда дал неправильную оценку установленным по делу обстоятельствам.

Выслушав ФИО3 и её защитника Прохоренко А.А, поддержавших жалобу, представителя Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Крым ФИО4, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как усматривается из материалов дела, на основании поручения заместителя начальника Межрайонной ИФНС №1 по Республике Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ специалистом ИФНС России по <адрес> проведена проверка ООО «Транс-Игриш» (<адрес>) по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о соблюдении порядка и сроков представления форм учёта и отчетности по валютным операциям – правомерность выплаты организацией (резидентом) – физическим лицам (нерезидентам) заработной платы наличными денежными средствами в рублях из кассы организации, соблюдения порядка проведения валютных операций.

В ходе проверки при рассмотрении сведений о доходах физических лиц «Справка о доходах физического лица» (форма 2-НДФЛ) за 2018 год, представленных ООО «Транс-Игриш» ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Общество произвело выплату заработной платы иностранным гражданам (нерезидентам) на основании заключенных трудовых договоров наличными денежными средствами в рублях из кассы организации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

ООО «Транс-Игриш» ДД.ММ.ГГГГ из кассы организации была произведена выплата заработной платы за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. гражданину Армении ФИО2 (паспорт иностранного гражданина серия <данные изъяты>), что подтверждается платежной ведомостью от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.74об.).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ вх. рег. в ответ на запрос налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ «О представлении информации и документов» ООО «Транс-Игриш» представлены копии трудовых договоров, копии заявлений работников, копии платежных ведомостей на выдачу денежных средств из кассы предприятия в 2018 году.

Согласно представленным ООО «Транс-Игриш» копиям документов, а также сведениям из баз данных внутренних информационных ресурсов налогового органа следует, что на момент выплаты заработной платы – ДД.ММ.ГГГГ физическое лицо ФИО2 являлся гражданином Армении, гражданства Российской Федерации и вида на жительство не имел, следовательно, в соответствии с ч.1 ст.1 Закона №173-ФЗ ФИО8 являлся нерезидентом.

Согласно Приказу от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Транс-Игриш» о назначении на должность главного бухгалтера, должностным лицом Общества в соответствии с должностной инструкцией главного бухгалтера, утвержденной от ДД.ММ.ГГГГ и ответственным за исполнение обязанности правильного начисления и своевременных расчетов (перечислений) по заработной плате на дату выплаты – ДД.ММ.ГГГГ являлась ФИО3

По данному факту специалистом первого разряда отдела камеральных проверок Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы по Республике Крым ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица ООО «Транс-Игриш» ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, из которого следует, что в нарушение ч.2 ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ООО «Транс-Игриш» осуществило незаконную валютную операцию, которая выразилась в выплате ДД.ММ.ГГГГ заработной платы за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ физическому лицу (нерезиденту) гражданину Армении ФИО2 на общую сумму <данные изъяты> руб., о чем свидетельствует платежная ведомость от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ главный бухгалтер ООО «Транс-Игриш» ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 руб. (л.д.121-132).

Ч.1 ст.15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абз.3 ч.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон №173-Ф3) юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 169.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также расчеты в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Согласно пп.6 и 7 ч.1 ст.1 Закона №173-Ф3 резидентами являются:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

Нерезидентами в свою очередь считаются:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

е.1) иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;

8) уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Согласно подп. «б» п.9 ч.1 ст.1 Закона №173-Ф3 приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа являются валютными операциями.

Ч.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же ч.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ, а именно:

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчёты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.

Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; такая операция не входит в перечень, разрешенный ч.2 ст.14 Закона №173-ФЗ, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Согласно абз.5 ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации, правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

С учетом изложенного, поскольку в рассматриваемом случае работники являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона № 173-ФЗ и локальные нормативные акты Общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.

Таким образом, главный бухгалтер ООО «Транс-Игриш» ФИО3 нарушила ч.2 ст.14 Закона №173-ФЗ, осуществив незаконную валютную операцию, которая выразилась в выплате ДД.ММ.ГГГГ заработной платы за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ физическому лицу – иностранному гражданину ФИО2 на общую сумму <данные изъяты>,00 руб.

Факт совершения главным бухгалтером ООО «Транс-Игриш» ФИО3 вменяемого ей административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Суд признал доказанным событие правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Доказательств невозможности соблюдения главным бухгалтером ООО «Транс-Игриш» ФИО3 для предотвращения выплаты заработной платы работникам-нерезидентам в наличной форме, не представлено, что с учетом положений ч.2 ст.2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии виновности должностного лица ФИО3

Доводы, аналогичные изложенным в поданной жалобе, были предметом проверки при рассмотрении дела судьей районного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в оспариваемом решении и не опровергают наличие в действиях главного бухгалтера ООО «Транс-Игриш» ФИО3 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания совершенного ФИО3 правонарушения малозначительным и освобождения последней от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

В соответствии с преамбулой Закона № 173-ФЗ целью законодательства о валютном регулировании является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

Нарушение должностным лицом требований валютного законодательства свидетельствует об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение заявителя к установленным правовым требованиям и предписаниям.

Судом апелляционной инстанции не установлены исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 Кодекса признаков малозначительности административного правонарушения, с учетом особой значимости охраняемых отношений в сфере валютного регулирования и контроля.

Постановление о привлечении главного бухгалтера ООО «Транс-Игриш» ФИО3 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено главному бухгалтеру ООО «Транс-Игриш» ФИО3 в пределах, установленных санкцией ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах решение судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым основано на законе, а поэтому отмене оно не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу главного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью «Транс-Игриш» ФИО1 оставить без удовлетворения,

постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 06 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью «Транс-Игриш» ФИО1, – без изменения.

Судья В.В. Агин