Дело № 21-1109/2022
Р Е Ш Е Н И Е
16 августа 2022 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Крым ФИО3 на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 июня 2022 года № 12-414/2022,
у с т а н о в и л :
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Крым ФИО3 от 29 декабря 2021 года, должностное лицо - директор ГКУ РК «Главное управление капитального строительства Республики Крым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Данное постановление должностного лица обжаловано в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 июня 2022 года № 12-414/2022 постановление должностного лица от 29 декабря 2021 года отменено, дело об административном правонарушении возвращено в Управление Федерального казначейства по Республике Крым на новое рассмотрение.
Не согласившись с указанным решением суда, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Крым ФИО3 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда отменить, как незаконное.
Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неверно истолковал нормы БК РФ, что привело к ошибочным выводам, изложенным в мотивировочной части решения суда.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Управления Федерального казначейства по Республике Крым ФИО4, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ) в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.
Частью 7 статьи 16 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетного органа влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу положений статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учёта, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В силу части 2 статьи БК РФ при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", направляются объектам контроля представления, предписания.
В соответствии с частью 1 и 3 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
В соответствии с пунктом 8.5(1) Положения об Управлении, утверждённого приказом Федерального казначейства Российской Федерации от 24.03.2014 года № 43 «Об утверждении положений об Управлении Федерального казначейства по Республике Крым и Управлении Федерального казначейства по г. Севастополю» Управление осуществляет контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения проверки и полномочия Управления установлены Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года № 1092.
Часть 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ и пункт 6 Правил № 1092 осуществление Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере содержат перечень полномочий территориальных органов Федерального казначейства при осуществлении ими деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере.
Частью 1 статьи 268.1 БК РФ установлено, что полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в частности, контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров(соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения (часть 2 статьи 269.2 БК РФ).
Под представлением, в силу части 2 статьи 270.2 БК РФ, понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Управлением Федерального казначейства по Республике Крым в период с 26.08.2020 года по 16.11.2020 года проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных учреждениях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в отношении объекта: «Общеобразовательная школа на 1100 мест в микрорайоне <данные изъяты> в <данные изъяты> по результатам которой составлен акт <данные изъяты> от 16.11.2020 года (далее - акт проверки).
Управлением выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации при исполнении Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№_315134 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Общеобразовательная школа на 1100 мест в микрорайоне <данные изъяты> в <данные изъяты>, заключённого между Обществом с ограниченной ответственностью «МОНОЛИТ - БЕТОН» и Службой капитального строительства Республики ФИО2, Государственного контракта № от 01.11.2019 года, Государственного контракта № от 11.11.2019 года, от 28.10.2019 года №.
На основании акта проверки, отчёта <данные изъяты> о выполненном строительно-техническом исследовании на объекте: «Общеобразовательная школа на 1100 мест в микрорайоне <данные изъяты> в <данные изъяты> в рамках Государственного контракта от 02.02.2018 года №, выданного Федеральным казённым учреждением «Центр по обеспечению деятельности казначейства России», Управлением установлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации на общую сумму <данные изъяты> рублей.
По результатам проверки в рамках контрольных мероприятий УФК по Республике Крым в адрес ГКУ РК «Главное управление капитального строительства Республики Крым» направлено представление от 29.12.2020 года за № с требованием устранить бюджетные нарушения и принять меры по устранению их причин и условий и в срок до 01 сентября 2021 года проинформировать УФК по Республике Крым.
Представление получено ГКУ РК «Главное управление капитального строительства Республики Крым» - 11.01.2021 года.
В связи с неисполнением представления от 29.12.2020 года, постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Крым ФИО3 от 29 декабря 2021 года должностное лицо – директор ГКУ РК «Главное управление капитального строительства Республике Крым ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.
Полагая представление неисполнимым, ГКУ РК «Главное управление капитального строительства Республики Крым» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда Республики от 20.12.2021 года заявление ГКУ РК «Главное управление капитального строительства Республики Крым» удовлетворено в полном объеме.
Представление Управления Федерального казначейства по Республике Крым от 29.12.2020 года за <данные изъяты> признано недействительным и отменено.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 июня 2022 года <данные изъяты> постановление должностного лица от 29 декабря 2021 года о привлечении директора ГКУ РК «Главное управление капитального строительства Республики Крым ФИО5 к административной ответственности, предусмотренной ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ отменено, дело об административном правонарушении возвращено в Управление Федерального казначейства по Республике Крым на новое рассмотрение.
Отменяя постановление должностного лица от 29.12.2020 года и направляя дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Управление Федерального казначейства по Республике Крым, суд первой инстанции исходил из того, что бюджетные нарушения на сумму <данные изъяты> рублей, являются незаконными, поскольку учреждение не являлось участником бюджетных правоотношений до 18.04.2019 года и не могло иметь возможности в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, а также приобретенных прав и обязанностей; информация, содержащаяся в представлении о выявленных нарушениях на общую сумму <данные изъяты> рублей является недостоверной, как и требования подпункта 3.3 пункта 3 представления; акт проверки не содержит доказательства того, что поставленные перед учреждением задачи могли быть выполнены с использованием наименьшего объёма средств (экономности); в рамках контрольного мероприятия должностными лицами Управления экспертиза не назначалась и не проводилась; указанное в резолютивной части представления требования (абзац 3): по нарушениям указанным в пунктах 1,2,3,4 принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений, не относится к мерам по устранению причин и условий совершения бюджетных нарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие) за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, у суда первой инстанции имелись достаточные основания для отмены постановления должностного лица от 29 декабря 2021 года и возвращении дела об административном правонарушении в отношении ФИО5 в Управление Федерального казначейства по Республике Крым на новое рассмотрение.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Крым ФИО3 на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 июня 2022 года № 12-414/2022 - оставить без удовлетворения.
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 июня 2022 года № 12-414/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора ГКУ РК «Главное управление капитального строительства Республике Крым ФИО1 - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>