ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-110/19 от 27.03.2019 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Сафарян И.А.

№ 21-110/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

27.03.2019

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу военного комиссара (города Костомукша и Калевальского района Республики Карелия) на решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 12.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.7 КоАП РФ, в отношении Мельдо О. О.ча,

установил:

постановлением военного комиссара (города Костомукша и Калевальского района Республики Карелия) от 02.04.2018 Мельдо О.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 руб.

Решением судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 12.02.2019, принятым по протесту и.о. прокурора г. Костомукша, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

С таким решением не согласно должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, в поданной жалобе просит решение отменить. Указывает, что, судьей необоснованно удовлетворено ходатайство прокурора о восстановлении срока обжалования постановления по делу. Настоящее дело с протестом прокурора рассмотрено судьей с нарушением срока, предусмотренного ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ.

Заслушав представителя военного комиссара (г. Костомукша и Калевальского района Республики Карелия) (...) поддержавшую доводы жалобы, прокурора (...) возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В силу ст. 21.7 КоАП РФ умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно положениям абз. 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Закон) в редакции, действовавшей на день совершения вменяемого правонарушения, в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу; в случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Основанием привлечения Мельдо О.О. к административной ответственности послужили те обстоятельства, что он 01.03.2018 при следовании в поезде по маршруту Санкт-Петербург-Костомукша в нарушение абз. 7 п. 1 ст. 10 Закона в результате небрежного хранения потерял военный билет.

Судья при пересмотре вынесенного постановления пришел к выводу о том, что должностным лицом в ходе производства по делу существенно нарушены процессуальные требования КоАП РФ. По данным основаниям судья отменил постановление должностного лица и прекратил производство по делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности ко дню вынесения решения истек.

Решение судьи вынесено по результатам пересмотра постановления в связи с удовлетворением ходатайства прокурора о восстановлении срока принесения протеста на постановление о назначении административного наказания, что предусмотрено ст. 30.3 КоАП РФ. Вопреки доводам жалобы дело с протестом прокурора рассмотрено судьей в срок, установленный ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу истек.

Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности в действиях лица, в отношении которого производство по делу прекращено, по общему правилу вновь обсуждаться не может, так как это ухудшит положение лица, привлекаемого к ответственности.

В связи с этим доводы жалобы об отсутствии оснований для восстановления срока принесения прокурором протеста на вынесенное постановление обсуждению не подлежат.

Вместе с тем, основанием для отмены постановления и прекращения производства по делу послужил установленный судьей факт существенного нарушения должностным лицом требований ч.ч. 4 и 6 ст. 28.2 КоАП РФ на стадии составления протокола об административном правонарушении, что повлекло нарушение процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Процессуальное нарушение, связанное с составлением протокола об административном правонарушении, на стадиях рассмотрения дела и пересмотра постановления является неустранимым, и в случаях существенного характера допущенного нарушения протокол на основании с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ признается недопустимым доказательством.

Поскольку протокол об административном правонарушении в силу ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ по общему правилу является обязательным доказательством по делу об административном правонарушении, при отсутствии соответствующего процессуального акта состав правонарушения в действиях лица не может считаться доказанным. Соответственно, при отмене постановления военного комиссара по указанному судьей основанию производство по настоящему делу в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежало прекращению не на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, а в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

С учетом изложенного обжалуемое решение судьи подлежит соответствующему изменению в части основания прекращения производства по делу, что улучшает положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, и допустимо по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 12.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.7 КоАП РФ, в отношении Мельдо О. О.ча изменить в части основания прекращения производства по делу об административном правонарушении; прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья

С.В. Щепалов