ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-110/2018 от 21.02.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 21-110/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Хабаровск 21 февраля 2018 года

Судья Хабаровского краевого суда Куратов А.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Росприроднадзора по Хабаровскому краю Рослякова В.В. на решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 14 декабря 2017 года в отношении:

генерального директора ОАО «Ванинский морской торговый порт» Дмитракова Е. С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего по <адрес>,

привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 19 октября 2017 года генеральный директор ОАО «Ванинский морской торговый порт», Дмитраков Е.С. привлечён к административной ответственности по ч.1 ст.8.4. КоАП РФ.

Указанным постановлением Дмитраков Е.С. признан виновным в использовании при осуществлении хозяйственной деятельности ОАО «Ванинский морской торговый порт» сооружений причального фронта (причалы № 5 - 7, 9- 12, 15-17, 19, 20, 14-14А), расположенных в водоохраной зоне бухты Ванино, при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы в нарушение п. 7 ст. 11 ФЗ РФ «Об экологической экспертизе», ч. 2 ст. 34 ФЗ РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Правонарушение выявлено 18 августа 2017 года.

Решением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 14 декабря 2017 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Государственный инспектор Росляков В.В. обратился в краевой суд с жалобой. В обоснование своих доводов с учётом представленных дополнений указал, что все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. А поскольку ОАО «Ванинский морской торговый порт» осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с погрузо-разгрузочной работой с использованием причалов во внутренних морских водах РФ, то генеральный директор Дмитраков Е.С. совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ. Просит отменить решение судьи районного суда и направить дело на новое рассмотрение.

Дело в силу положений ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрено в отсутствие привлекаемого лица Дмитракова Е.С., государственного инспектора Рослякова В.В., уведомлённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.

В суде должностное лицо Росприроднадзора по Хабаровскому краю Лебедева В.В. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Защитники привлекаемого лица по доверенности Голубева А.Ю., Валвенкина Т.А. просят в удовлетворении жалобы отказать, пояснили, что погрузочно-разгрузочная деятельность ОАО «Ванинский морской торговый порт» не является планируемой, поскольку порт осуществляет такую деятельность с 1943 года. Считают, что в данном случае государственной экологической экспертизе не подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность, осуществляемая на сооружениях причального фронта.

Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно приказу от 27 февраля 2017 года Дмитраков Е.С. принят на работу генеральным директором ОАО «Ванинский морской торговый порт» с 28 февраля 2017 года по 27 февраля 2018 года.

Исходя из содержания постановления административного органа, основанием для его вынесения послужил вывод о нарушении Дмитраковым Е.С., как генеральным директором ОАО «Порт Ванино» пункта 7 статьи 11 ФЗ РФ «Об экологической экспертизе», части 2 стати 34 ФЗ РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Бездействие Дмитракова Е.С. квалифицированно по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, как невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы.

Рассматривая жалобу по существу, суд считает необходимым проанализировать нормы, подлежащие применению по данному делу.

В силу ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Согласно действующему законодательству, отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (статья 1 ФЗ РФ «Об экологической экспертизе»).

В силу части 1 статьи 18 ФЗ РФ «Об экологической экспертизе» заключением государственной экологической экспертизы является документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям.

В силу части 5 статьи 18 ФЗ РФ «Об экологической экспертизе» правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

В соответствии с пунктом 7 статьи 11 ФЗ РФ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в частности, объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 34 ФЗ РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Пунктом 3 статьи 34 ФЗ РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установлено, что объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

Учитывая вышеуказанные положения, экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов, обосновывающих намечаемую хозяйственную деятельность, экологическим требованиям, и проводится в целях установления соответствия документов, обосновывающих планируемую хозяйственную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Только после проведения государственной экспертизы возможна реализация нового объекта государственной экологической экспертизы.

Вышеуказанные нормы не содержат обязательных требований о проведении государственной экологической экспертизы в отношении эксплуатируемых объектов при непрерывно осуществляемой деятельности по перегрузке грузов в морском порту.

Государственная экологическая экспертиза проводится в отношении намечаемой и планируемой хозяйственной деятельности, до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы, в то время как погрузочно-разгрузочные работы являются частью функционирования существующего морского порта. Экологическая оценка указанных работ осуществляется при проектировании, строительстве, реконструкции, расширении и техническом перевооружении морских портов.

С учётом изложенного, суд находит правильным вывод судьи первой инстанции об отсутствии в бездействии Дмитракова Е.С. состава правонарушения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Ванинский морской торговый порт» зарегистрировано в реестре 10 декабря 1993 года.

Согласно Уставу ОАО «Ванинский морской торговый порт» создано путем преобразования государственного предприятия «Ванинский морской торговый порт» в соответствии с Указом Президента РФ от 01 июля 1992 года № 721 и является правопреемником указанного общества, данные обстоятельства подтверждаются также выпиской из ЕГРЮЛ.

Пунктом 1 статьи 49 ГК РФ установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06 марта 2012 года №193 (далее – Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности) погрузочно-разгрузочная деятельность включает следующие работы: работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу; работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.

Как видно из материалов дела, ОАО «Ванинский морской торговый порт» осуществляет непрерывную и неизменную погрузочно-разгрузочную деятельность в Ванинском морском торговом порту на основании выданной 04 февраля 2013 года бессрочной лицензии серии МР-4 № 000624, что не было принято во внимание при вынесении постановления должностным лицом.

Согласно лицензионным требованиям к погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам отдельное получение заключения государственной экологической экспертизы к такой непрерывной деятельности не предусмотрено (п. 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что продолжаемая ОАО «Ванинский морской торговый порт» деятельность по эксплуатации сооружений причального фронта в настоящее время к объектам государственной экологической экспертизы по смыслу действующего законодательства не относится.

С учетом изложенного суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Дмитракова Е.С., поэтому в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ обжалуемое постановление обоснованно отменено, а производство по делу прекращено.

При таких обстоятельствах суд считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 14 декабря 2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.4 КоАП РФ, в отношении генерального директора ОАО «Ванинский морской торговый порт» Дмитракова Е. С. оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора Рослякова В.В. – без удовлетворения.

Судья Хабаровского краевого суда А.А. Куратов