ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-111 от 02.02.2018 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Черняева Л.В. № 21-111

РЕШЕНИЕ

02 февраля 2018 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Шмидт Т.Е., при секретаре Камендровском С.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Вольского районного суда Саратовской области от 19 декабря 2017 года по делу по жалобе на постановление начальника межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям город Шиханы и поселка Михайловский Саратовской области от 26 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ФИО1,

установил:

постановлением начальника межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям город Шиханы и поселка Михайловский Саратовской области (далее - МО МВД РФ по ЗАТО Шиханы и п. Михайловский) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Решением судьи Вольского районного суда Саратовской области от 19 декабря 2017 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, адресованной в Саратовский областной суд, ФИО1 выражает свое несогласие с вынесенным по делу судебным актом, указывая на отсутствие в его действиях состава вмененного ему административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы и дополнений к ней поддержал в полном объеме, просил постановление должностного лица и решение суда отменить.

Проверив законность и обоснованность решения судьи в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, заслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Часть 1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, и влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Правовой режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается прежде всего Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ), который определяет их правовое положение в Российской Федерации и регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (статья 1).

Пунктом 1 статьи 11 названного Федерального закона установлено, что иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Во исполнение пункта 1 статьи 11 Закона № 115-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 11 октября 2002 года № 754 утвердило Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение. Названный Перечень не устанавливает конкретный состав территорий с регламентированным посещением для иностранных граждан и не описывает их границы, а лишь определяет (называет) территории этого вида как отдельную категорию наряду в том числе с территориями закрытых административно-территориальных образований, для посещения которых специальное разрешение требуется не только иностранным, но и российским гражданам.

Город Шиханы Саратовской области имеет статус ЗАТО в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05 июля 2001 года № 508 «Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов».

Согласно пункту 13 Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 года № 655, пропускной режим в контролируемой зоне закрытого образования устанавливается в соответствии с утверждаемой начальником объекта и руководителем органа местного самоуправления закрытого образования Инструкцией, которая согласовывается с управлениями (отделами) внутренних дел и органом федеральной службы безопасности, осуществляющими свою деятельность на территории закрытого образования.Данная инструкция определяет, в том числе порядок доступа граждан и въезда (выезда) транспортных средств на территории закрытого образования и объекта.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 26 августа 2017 года в 17 часов 30 минут ФИО1 осуществил въезд на территорию ЗАТО Шиханы Саратовской области без каких-либо документов, удостоверяющих право нахождения на территории ЗАТО, на которое распространяются действия об особом режиме, то есть нарушил правила и режим пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина.

Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 26 августа 2017 года, рапортом УУП МО МВД РФ по ЗАТО Шиханы и п. Михайловский, объяснениями ФИО1, отобранными у него при составлении административного материала, в которых ФИО1 факт въезда на территорию ЗАТО Шиханы не оспаривал. Приведенные доказательства были оценены судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ в совокупности с другими материалами данного дела об административном правонарушении.

Таким образом, указанные действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ.

На основании изложенного действия ФИО1 правильно квалифицированы по части 1 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации, административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 18.8 КоАП РФ без административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Доводы ФИО1 о том, что при въезде на территорию ЗАТО отсутствуют какие-либо обозначения и знаки, запрещающие въезд на территорию ЗАТО являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и не являются основаниями для отмены судебного акта, поскольку не являются основаниями для освобождения ФИО1 от административной ответственности за нарушение норм действующего законодательства.

В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

При этом, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 февраля 2016 года № 5-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана» использование возможности суда признать административное правонарушение малозначительным и, соответственно, освободить совершившее его лицо от административной ответственности всякий раз, когда правоприменительный орган считает наказание несоразмерным, способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности, несовместимой с принципом неотвратимости ответственности, вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации. Признание малозначительным правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, исключает применение в отношении иностранного гражданина не только административного выдворения за пределы Российской Федерации, но и административного штрафа. Принимая же во внимание массовый характер современной миграции, широкая реализация возможности отказа от применения мер административной ответственности за миграционные правонарушения, в частности за неисполнение иностранным гражданином обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, со ссылкой на малозначительность совершенного деяния могла бы способствовать размыванию правового режима законности в миграционных правоотношениях.

Таким образом, назначение наказания в виде административного штрафа основано на данных, подтверждающих необходимость применения к ФИО1 данной меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При этом срок давности и порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену постановления должностного лица и состоявшегося по делу судебного акта, не допущено.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям город Шиханы и поселка Михайловский Саратовской области от 26 августа 2017 года, решение судьи Вольского районного суда Саратовской области от 19 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Т.Е. Шмидт