ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1114/2021 от 20.10.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-1114/2021

РЕШЕНИЕ

20.10 2021 года г. Симферополь

Судья Верховного Cуда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 26.06.2021 года по делу № 12-359/2021,

У С Т А Н О В И Л

постановлением главного государственного инспектора в г.Ялта Республики Крым по использованию и охране земель - начальника Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 от 02.12.2020 года по делу №21/50-25 (далее Постановление№21/50-25) ФИО1 ( далее ФИО1) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обжаловал его в суд.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 28.07.2021года по делу № 12-238/2021 (судья Синицына О.В.) Постановление№21/50-25 оставлено без изменений, жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.

ФИО1 подал жалобу, в которой просит решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28.07.2021года по делу № 12-238/2021 отменить, производство по делу прекратить.

В судебных заседаниях, которые состоялись 08.09.2021 года, 06.10.2021года представитель ФИО1 ФИО3 настаивал на удовлетворении жалобы, указав, что материалы административного дела не содержат доказательств использования земельного участка с нарушением положений Земельного Кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании, которое состоялось 20.10.2021 года представитель ФИО1 ФИО3 предоставил технический паспорт на жилой дом, находящийся на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу :<адрес><адрес>.

В судебном заседании был допрошен в качестве специалиста эксперт ФИО4, подготовившая заключение №14-012 от 21.07.2021 года строительно-технической экспертизы по гражданскому делу №2-2857/2020. К.И.ВБ. пояснила, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу :<адрес><адрес>, находится жилой дом, состоящий их трех надземных этажей, одного подземного (цокольного) этажа, который имеет техническое подполье высотой 1,76 м, которое в соответствии с СП54.13330.2016 этажом считаться не может, это помещение не имеет окон, в нем расположены коммуникации. ФИО4 указала, что жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу :<адрес>, имеет плоскую кровлю, возведение мезонина при его обследовании не установлено.

В судебных заседаниях, которые состоялись 08.09.2021 года, 06.10.2021года, 20.10.2021 года представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возражала против удовлетворения жалобы ФИО1, указав при этом, что материалы дела подтверждают использование им земельного участка не в соответствии с установленным видом разрешенного использования.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя ФИО1 ФИО3, К.И.ВБ., пояснения представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, суд пришел к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии с ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ст.36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1), владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статьи 9 (часть 1) и статьи 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (Постановление от 30.06.2011 года N 13-П; определения от 24.12.2013 года №2153-О, от 24.03.2015 года № 671-О, от 23.06.2015 года №1453-О и от 28.02.2017 г. №443-О).

Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением (Определение от 28.09. 2017 года № 1919-О).

В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст.1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Ст. 40 ЗК РФ определены правомочия собственников земельных участков на их использование, к которым, в числе прочего, отнесены права на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, и осуществление других прав на использование земельного участка, предусмотренных законодательством (подпункты 2, 4 пункта 1 данной статьи).

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

На основании п.2 ст.7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Ст. 85 ЗК РФ определяет, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и обязателен для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно ч. 1 ст. 35 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Материалы дела свидетельствуют о том, что на основании распоряжения заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 21.07.2020 года № 1046-02/2 проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении ФИО1 при использовании земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

По результатам проведения указанной проверки сотрудниками сектора государственного земельного надзора Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 07.10.2020 года составлен Акт проверки органом государственного надзора №88/50, в котором указано, что ФИО1 на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от 12.02.2019 года принадлежит земельный участок площадью 50кв.м, расположенный по адресу: <адрес><адрес>, с кадастровым номером 90:25:010121:938. Вид разрешенного использования – «Малоэтажная жилая застройка». Согласно сведениям ЕГРН на земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером площадью 188,8 кв.м. с количеством этажей 4, из которых 1 подземный этаж, принадлежащий на праве частной собственности ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от 12.02.2019 года. Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014года № 540, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 90:25:010121:938, которому установлен вид разрешенного использования земельного участка «Малоэтажная жилая застройка», который предполагает размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дом пригодный для постоянного проживания на выше трех надземных этажей), выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур, размещение гаражей и подземных сооружений. Проверкой установлено, что фактически на земельном участке расположено здание с количеством этажей – 5, имеющее 4 надземных этажа, что не соответствует виду разрешенного использования «Малоэтажная жилая застройка».

По результатам проведенной проверки заведующим сектором государственного земельного надзора Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - государственным инспектором Республики Крым по использованию и охране земель ФИО5 в отношении ФИО1 08.10.2020 года составлен протокол об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАПРФ.

Постановлением №21/50-25 от 02.12.2020 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, выразившееся в использовании земельного участка не в соответствии с установленным видом разрешенного использования, поскольку вид разрешенного использования –«малоэтажная жилая застройка» не предполагает размещения на таком земельной участке зданий этажности выше трех надземных этажей.

Судья Ялтинского городского суда Республики Крым, изучив материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО6, пришел к выводу, что в его действиях содержатся признаки правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, вследствие чего 28.07.2021 года постановил по делу № 12-359/2021 решение, которым Постановление №21/50-25 оставил без изменения, а жалобу ФИО1 оставил без удовлетворения.

Однако с такими выводами судьи Ялтинского городского суда Республики Крым согласиться нельзя, поскольку они сделаны при неверной оценки обстоятельств дела.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Ст.26.1 КоАП РФ предусмотрено, что при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч.1 ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как указано выше, использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользовании земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.

Под использованием земель не по целевому назначению без соблюдения установленных для каждой категории режимов использования законодатель понимается изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности.

Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.

Судьей Ялтинского городского суда Республики Крым при рассмотрении дела № 12-359/2021 установлено, что факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, актом проверки соблюдения земельного законодательства от 07.10.2020 года №88/50 и приложенными к нему фототаблицами, протоколом об административном правонарушении от 08.10.2020года, актами обследования объекта земельных отношений от 25.02.2020 года..

Как указано, выше представителем контролирующего органа при проведении проверки соблюдения требований земельного законодательства при использовании ФИО1 земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , установлено, что фактически на этом земельном участке расположено здание с количеством этажей – 5, имеющее 4 надземных этажа, что не соответствует виду разрешенного использования «Малоэтажная жилая застройка».

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540( действовавшим в момент проведения контролирующим органом обследования земельного участка, принадлежащего ФИО1, и составления 25.02.2020 года актов обследования объекта земельных отношений), Малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1) предусматривала размещение малоэтажных многоквартирных домов (многоквартирные дома высотой до 4 этажей, включая мансардный);обустройство спортивных и детских площадок, площадок для отдыха;размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15% общей площади помещений дома.

В ходе рассмотрения жалобы на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28.07.2021года по делу № 12-238/2021 были предоставлена копия составленного 15.08.2013 года технического паспорта жилого дома, расположенного на земельном участке, находящемся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , при изучении которого установлено, что в соответствии с поэтажным планом и экспликацией на указанном земельном участке возведен жилой дом, состоящий из трех надземных этажей и подвала.

Материалы дела не опровергают утверждения представителя Б.А.ВБ. ФИО3 о том, что указанный документ был предоставлен 03.07.2019 года в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности ФИО1 на указанный объект недвижимости, что было осуществлено 02.08.2019 года, номер регистрации 90:25:010121:9199-90/090/2019-1.

По результатам изучения материалов дела, в том числе сведений, изложенных в заключении №14-012 от 21.07.2021 года строительно-технической экспертизы по гражданскому делу №2-2857/2020, установлено что на земельном участке, находящемся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , находится жилой дом, состоящий их трех надземных этажей, одного подземного (цокольного) этажа, который имеет техническое подполье высотой 1,76 м.

Согласно А.1.7 СП54.13330.2016, утвержденных и введенных в действие
Приказом Минстроя России от 03.12.2016 года № 883/пр «Об утверждении СП 54.13330 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные», при определении этажности здания учитывают все надземные этажи, в том числе технические этажи, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. При определении количества этажей здания учитывают все этажи, включая подземные, подвальный, цокольный, надземные, технические, мансардный и технический чердак; не учитывают подполье, независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак высотой менее 1,8 м.

Указанное сведения ставят под сомнение правильность выводов сотрудников контролирующего органа об установлении факта нахождения на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> кадастровым номером 90:25:010121:938, жилого дома состоящего из пяти этаже, имеющего 4 надземных этажа, 1 подземный этаж.

В ходе рассмотрения жалобы ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28.07.2021года по делу № 12-238/2021 не были представлены какие-либо доказательства, подтверждающие обоснованность утверждений контролирующего органа об использовании земельном участке, расположенном по адресу: <адрес><адрес>, с кадастровым номером 90:25:010121:938, не по целевому назначению, а также не представлены документы опровергающие, либо ставящие под сомнение правильность выводов, изложенных в заключении №14-012 от 21.07.2021 года строительно-технической экспертизы по гражданскому делу №2-2857/2020, о том, что часть жилого дома, расположенного на указанном земельном участке, обозначенное экспертом как техническое подполье высотой 1,76 м, подлежит в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе СП54.13330.2016, к учету как отдельный этаж.

В соответствии с ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу изложенного выше и с учетом приведенных положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5КоАП РФ невозможно сделать однозначный вывод о том, что в действиях ФИО1 имеется состав вмененного ему административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ

постановление главного государственного инспектора в г.Ялта Республики Крым по использованию и охране земель - начальника Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 от 02.12.2020 года по делу №21/50-25 и решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28.07.2021года по делу № 12-238/2021, вынесенные в отношении ФИО1, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>