Дело №21-1119/2021
Р Е Ш Е Н И Е
13 сентября 2021 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Воробьёва С.А., с участием директора Муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1, представителя Службы финансового надзора Республики Крым ФИО2, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1 на постановление начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО3 от 03 июня 2021 года №8, решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО3 от 03 июня 2021 года №8 директор Муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым» (далее – МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1 обжаловал его в судебном порядке.
Решением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 августа 2021 года постановление начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО3 от 03 июня 2021 года №8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1 оставлено без изменения, жалоба директора МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, директор МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1 просит отменить решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 августа 2021 года, вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить в полном объёме его жалобу на постановление о назначении административного наказания от 03 июня 2021 года №8 и прекратить производство по делу об административном правонарушении. Жалоба мотивирована тем, что обжалуемое решение судьи городского суда принято с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что выводы судьи городского суда о несостоятельности его доводов о малозначительности совершенного административного правонарушения являются необоснованными. Указывает, что несвоевременная оплата по контрактам произошла ввиду не укомплектованности штата сотрудников, при этом им были приняты все возможные меры по недопущению данного нарушения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 13 сентября 2021 года директор МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1 поддержал требования, изложенные в жалобе, просил их удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 13 сентября 2021 года представитель Службы финансового надзора Республики Крым ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против доводов жалобы, просила в её удовлетворении отказать.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения директора МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1, представителя Службы финансового надзора Республики Крым ФИО2, действующей на основании доверенности, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении Службой финансового надзора Республики Крым выписки из Акта проверки от 25 января 2021 года №б/н и документов выездной проверки по вопросам соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в отношении МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым», проведенной контрольно-ревизионным сектором Администрации города Феодосии Республики Крым (далее - Администрация), направленных в Службу письмом Администрации от 26 февраля 2021 года №2-11-1806 в соответствии с частью 3 статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», было обнаружено, что директором МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1 допущено нарушение в части срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учреждение является муниципальным заказчиком и осуществляет закупочную деятельность в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Федерального закона №44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно части 1 статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: 1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В силу части 13.1 статьи 34 Федерального закона №44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В ходе рассмотрения документов и выписки из акта проверки от 25 января 2021 года №б/н было установлено, что по заключенным МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации» контрактам имеются нарушения при исполнении контрактов, а именно, выявлены нарушения сроков оплаты (нарушение обязательных условий муниципальных контрактов - пункт 2 части 1 статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ).
Так, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №А021/1438/БО/20 от 31 января 2020 года, заключенному МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации» с ГУП РК «Крымэкоресурсы», оплата услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Вместе с тем оплата МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации»услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за май 2020 года по вышеуказанному договору была осуществлена 09 июля 2020 года (платежное поручение №524629 от 09 июля 2020 года); оплатауслуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за сентябрь 2020 года по указанному муниципальному контракту была осуществлена 13 октября 2020 года (платежное поручение №486723 от 13 октября 2020 года).
По договору электроснабжения (государственному контракту) №3899 от 20 января 2020 года, заключенному МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации» с ГУП РК «Крымэнерго», оплата за потребленную электрическую энергию и мощность осуществляется платежами в следующие сроки: до 10-го числа расчетного месяца в размере 30% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата; до 25 числа расчетного месяца в размере 40% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата; до 18 числа следующего расчетного периода – окончательный расчет за истекший расчетный период на основании ежемесячно выставляемых ГП счетов, счетов-фактур.
Вместе с тем оплата МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации» за поставку электроэнергии за май 2020 года по указанному договору была осуществлена 30 июня 2020 года (платежное поручение №441793 от 30 июня 2020 года); предоплата 40% за поставку электроэнергии за период 01 июня 2020 года по 30 июня 2020 года была осуществлена 02 июля 2020 года (платежное поручение №463483 от 02 июля 2020 года); предоплата 30% за поставку электроэнергии за период с 01 июля 2020 года по 31 июля 2020 года была осуществлена 14 июля 2020 года (платежное поручение от 14 июля 2020 года №570080); поставка электроэнергии за июнь 2020 года была осуществлена 21 июля 2020 года (платежное поручение №633327 от 21 июля 2020 года).
По контракту теплоснабжения №62 от 23 января 2020 года, заключенному МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации» с ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», предметом которого является поставка тепловой энергии в виде горячей воды для отопления, расчеты за потребляемую тепловую энергию производятся в рублях в безналичной либо иной, не запрещенной действующим законодательством форме, ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Вместе с тем оплата МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации» за поставку тепловой энергии за май 2020 года по указанному контракту была осуществлена 23 июня 2020 года (платежное поручение №379874 от 23 июня 2020 года).
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона №44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно абзацу 1 пункта 5.3 Устава МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации» директор в соответствии с законодательством подписывает заключаемые Учреждением муниципальные контракты, иные договора, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, от имени городского округа Феодосия в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации, и с учетом принятых и не исполненных обязательств.
В силу абзаца 9 пункта 5.3 Устава директор в соответствии с законодательством обеспечивает соблюдение законности в деятельности Учреждения, контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений.
Также, абзацем 2 пункта 5.5 Устава директор учреждения обязан обеспечивать исполнение муниципальных контрактов и иных договорных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, от имени городского округа Феодосия.
Распоряжением Администрации города Феодосии Республики Крым от 04 декабря 2018 года №1181-л ФИО1 назначен на должность директора МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации».
В соответствии с пунктом 6 раздела II трудового договора с руководителем муниципального учреждения от 04 декабря 2018 года (далее - трудовой договор от 04 декабря 2018 года), руководитель является единоличным исполнительным органом Учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью.
Также, согласно пункту 7 раздела II трудового договора от 04 декабря 2018 года руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом учреждения, коллективным договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 трудового договора от 04 декабря 2018 года руководитель обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава Учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 9 трудового договора от 04 декабря 2018 года руководитель обязан обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств Учреждения.
В соответствии с пунктом 22 трудового договора от 04 декабря 2018 года руководитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим трудовым договором.
Таким образом, в нарушение части 13 статьи 34 Федерального закона №44-ФЗ директором МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации» ФИО1 допущены нарушения в части срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при исполнении государственных контрактов №АО21/1438/БО/20 от 31 января 2020 года, №3899 от 20 января 2020 года и №62 от 23 января 2020 года.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Управления по контролю в сфере закупок Службы финансового надзора Республики Крым в отношении директора МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для вынесения начальником Службы финансового надзора Республики Крым ФИО3 постановления от 03 июня 2021 года №8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 18 мая 2021 года;выпиской из акта проверки от 25 января 2021 года; трудовым договором с руководителем муниципального учреждения от 04 декабря 2018 года с приложением; договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №А021/1438/БО/20 от 31 января 2020 года;платежным поручением №524629 от 09 июля 2020 года;актом №124741 от 30 сентября 2020 года; платежным поручением №486723 от 13 октября 2020 года; договором электроснабжения (государственным контрактом) №3899 от 20 января 2020 года; актом приема-передачи товара №3899/51/0520АПП2 от 31 мая 2020 года; платежным поручением №441793 от 30 июня 2020 года; счетом №3899/51/0520ПП2 от 31 мая 2020 года; платежным поручением №463483 от 02 июля 2020 года; счетом №3899/51/0620ПП1 от 30 июня 2020 года; платежным поручением №570080 от 14 июля 2020 года; актом приема-передачи товара №3899/51/0620АПП2 от 30 июня 2020 года; платежным поручением №633327 от 21 июля 2020 года; контрактом теплоснабжения №62 от 23 января 2020 года; актом приема-передачи тепловой энергии №62 от 31 мая 2020 года; платежным поручением №379874 от 23 июня 2020 года и другими материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях директора МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения были предметом исследования в суде первой инстанции при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица и обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в судебном акте.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.
Между тем основания, позволяющие признать совершенное директором МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1, правонарушение малозначительным, по делу отсутствуют, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в указанной сфере по соблюдению названного законодательства.
Доводы жалобы в целом не содержат ни правовых оснований, ни фактических обстоятельств, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи городского суда.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено директору МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1 в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом и судьей городского суда не допущено.
Оснований для удовлетворения жалобы об отмене законного и обоснованного постановления должностного лица и судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья -
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО3 от 03 июня 2021 года №8, решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1 – оставить без изменения, жалобу директора Муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья (подпись) С.А. Воробьёва
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>