Судья Дроздов С.А. Дело № 21-111/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Судья Смоленского областного суда Чеченкина Е.А., при секретаре Коротиной А.В., рассмотрев жалобу ВрИО начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Смоленской области Сильченко В.В. на решение судьи Сафоновского районного суда Смоленской области от 27 февраля 2017 года, вынесенное в отношении ФКУ ИК-3 УФСИН России по Смоленской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области № от (дата) года ФКУ ИК-3 УФСИН России по Смоленской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Решением судьи Сафоновского районного суда Смоленской области от 27 февраля 2017 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
В рассматриваемой жалобе ВрИО начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Смоленской области просит решение судьи отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях Учреждения состава вмененного административного правонарушения.
Ознакомившись с жалобой, выслушав защитника Учреждения Никитина И.А., должностное лицо Тарасикова В.А., исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 ст. 8.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственности за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (п.п. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии с положениями ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (ч.1). Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (ч.2). Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.3).
Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, на основании решения Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии № № от (дата) года ФКУ ИК-3 УФСИН России по Смоленской области предоставлен в пользование водный объект: ручей <данные изъяты> - приток первого порядка р. <данные изъяты>, для сброса сточных вод сроком до (дата) года. В ходе внеплановой проверки, проведенной Управлением Росприроднадзора по Смоленской области (дата) года, установлено, что в нарушение обязательных требований ч.ч. 1, 2, 3 ст. 35, ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ, ч.ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Учреждение осуществляет сброс сточных вод в предоставленный водный объект в отсутствие разработанного и утвержденного проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, а также в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, поскольку срок действия ранее выданного разрешения истек (дата) года.
Выводы должностного лица и судьи о наличии состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и виновности Учреждения в совершении вмененного административного правонарушения являются обоснованными, подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Указание в жалобе на недостаточность финансирования для разработки и утверждения проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, удовлетворение поданной не влечет. Данные доводы в решении судьи получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Преамбулой Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Поэтому одним из основополагающих принципов водного законодательства, установленных ст. 3 Водного кодекса РФ, является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду (п. 2).
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Соответственно, предприятия, учреждения и организации, независимо от видов собственности и организационно-правовых форм, обязаны соблюдать правила водопользования и не ссылаться на финансовые затруднения.
При рассмотрении настоящего дела не усматриваю объективных препятствий для соблюдения Учреждением норм законодательства в области водопользования, а равно принятие исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины Учреждения в совершении правонарушения применительно к ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Наказание Учреждению назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории правонарушений.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда
р е ш и л :
Решение судьи Сафоновского районного суда Смоленской области от 27 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ ИК-3 УФСИН России по Смоленской области оставить без изменения, а жалобу ВрИО начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Смоленской области Сильченко В.В. – без удовлетворения.
Судья Е.А. Чеченкина