ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-112 от 18.05.2017 Тульского областного суда (Тульская область)

дело №21-112 судья Данилина О.И.

РЕШЕНИЕ

18 мая 2017 года <...>

Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,

при секретаре Карловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя автономной некоммерческой организации <данные изъяты> (далее АНО <данные изъяты>) <данные изъяты> ФИО1 на постановление и.о.начальника отдела фитосанитарного надзора по Тульской области Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ясногорского районного суда Тульской области от 10 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.10.3 КоАП РФ,

установил:

постановление и.о.начальника отдела фитосанитарного надзора по Тульской области Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от ДД.ММ.ГГГГ АНО <данные изъяты> привлечен к административной ответственности по ст.10.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере рублей.

Решением судьи Ясногорского районного суда Тульской области от 10 марта 2017 года постановление и.о.начальника отдела фитосанитарного надзора по Тульской области Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, оставлено без изменения, жалоба АНО <данные изъяты> - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Тульский областной суд, законный представитель АНО <данные изъяты><данные изъяты> ФИО1 просит постановление и.о.начальника отдела фитосанитарного надзора по Тульской области Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ясногорского районного суда Тульской области от 10 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, отменить, а производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения защитников АНО <данные изъяты> по доверенностям ФИО2 и ФИО3, возражения представителя Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям по доверенности ФИО4, судья приходит к следующему.

Статьей 10.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Понятие подкарантинной продукции раскрыто в ст.2 Федерального закона от 21 июля 2014 года «206-ФЗ «О карантине растений», согласно которой таковой являются

растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.

В этой же норме дано определение подкарантинных объектов, которыми признаются земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов.

Согласно статье 32 Федерального закона от 21 июля 2014 года №206-ФЗ «О карантине растений» юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования; извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений; обеспечивать необходимые условия для своевременного осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора); выделять для хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов помещения, соответствующие карантинным фитосанитарным требованиям; обеспечивать надлежащее хранение подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений; выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Использование подкарантинных объектов при производстве (в том числе переработке), хранении, перевозке, реализации, уничтожении подкарантинной продукции допускается при условии осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), в том числе организации проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания. Требованиями об осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) за подкарантинными объектами должны устанавливаться методики, способы проведения карантинного фитосанитарного обследования и в зависимости от биологических особенностей карантинного объекта периодичность проведения данного обследования. При этом определяются периоды осуществления данного обследования с учетом факторов сезонного характера, влияющих на распространение по территории Российской Федерации карантинных объектов (части 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года №206-ФЗ «О карантине растений»).

В соответствии с положениями Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований, утвержденных приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2009 года №160 систематические обследования проводятся владельцами подкарантинных объектов в целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов, оптимизации карантинных фитосанитарных режимов, направленных на локализацию и ликвидацию очагов карантинных организмов.

При обнаружении карантинных объектов или признаков, указывающих на их наличие, владельцы, пользователи подкарантинных объектов информируют об этом территориальное управление Россельхознадзора.

Как следует из материалов дела, АНО <данные изъяты> вменено следующее: ДД.ММ.ГГГГ АНО <данные изъяты> по адресу: <адрес>, допустило нарушение правил производства, хранения, использования подкарантинной продукции, а именно: в период с года по ДД.ММ.ГГГГ не производило систематические карантинные фитосанитарные обследования лесного участка (договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ) на площади га, расположенного: <адрес>; <адрес>. АНО <данные изъяты> не назначило ответственного за проведение систематических карантинных фитосанитарных обследований, не предоставило план проведения систематических карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов, а так же документы, подтверждающие проведение систематических карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов в целях своевременного выявления карантинных вредных организмов в нарушении ст.16 и ч.1 ст.32 Федерального закона от 21 июля 2014 года №206-ФЗ «О карантине растений» и п.4, 10 Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований, утвержденных приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2009 года №160.

В качестве доказательств, подтверждающих виновность АНО <данные изъяты> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.10.3 КоАП РФ, должностным лицом и судьей районного суда признаны следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжение органа государственного надзора о проведении плановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ; акт проверки органа государственного надзора юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ; договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации от 29 ДД.ММ.ГГГГ; приказ от ДД.ММ.ГГГГ; сведениями о юридическом лице АНО <данные изъяты>; уставом АНО <данные изъяты>.

Однако с такими выводами должностного лица и судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.10.3 КоАП РФ характеризуется действием или бездействием, состоящим в нарушении правил обращения подкарантинной продукции, грузов и материалов.

Привлекая АНО <данные изъяты> к административной ответственности по ст.10.3 КоАП РФ должностное лицо и судья районного суда исходили из того, что поскольку в аренде указанной организации находиться подкарантинный объект, то это предполагает возложение на него обязанности по соблюдению действующего законодательства в области фитосанитарного контроля.

В силу положений п.2 ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен содержать дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в отношении АНО <данные изъяты>, что в графе «дата, время, место, событие административного правонарушения» должностным лицом указано: ДД.ММ.ГГГГ АНО <данные изъяты> по адресу: <адрес>, допустило нарушение правил производства, хранения, использования подкарантинной продукции, а именно: в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ не производило систематические карантинные фитосанитарные обследования лесного участка (договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ) на площади га, расположенного: <адрес>; <адрес>. АНО <данные изъяты> не назначило ответственного за проведение систематических карантинных фитосанитарных обследований, не предоставило план проведения систематических карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов, а так же документы, подтверждающие проведение систематических карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов в целях своевременного выявления карантинных вредных организмов.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.10.3 КоАП РФ образует нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются в том числе, протоколом об административном правонарушении и иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ. При этом не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Статья 29.10 КоАП РФ предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении должно содержать обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.

Анализ протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ позволяет сделать вывод о том, что они не содержат указание на вид подкарантинной продукции, применяемой АНО <данные изъяты>, а так же на сферу обращения подкарантинной продукции, в которой было допущено нарушение соответствующих правил, то есть не раскрыто само событие административного правонарушения.

В связи с этим постановление должностного лица нельзя признать законным, обоснованным и мотивированным.

Аналогичные недостатки содержаться и в решении судьи Ясногорского районного суда Тульской области от 10 марта 2017 года, принятом по результатам рассмотрения жалобы АНО <данные изъяты>.

Следовательно, судья областного суда не может согласиться с выводом судьи районного суда об отсутствии процессуальных нарушений со стороны должностных лиц во время производства по делу об административной правонарушении, возбужденном в отношении АНО <данные изъяты>.

Так, в абз.5 п.4 Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дано разъяснение о том, что возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч.2 ст.29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Установленные при рассмотрении настоящей жалобы процессуальные нарушения, допущенные должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении, а так же в постановлении по делу об административном правонарушении, не могут быть устранены после принятии дела к рассмотрению по существу.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление и.о.начальника отдела фитосанитарного надзора по Тульской области Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ясногорского районного суда Тульской области от 10 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.10.3 КоАП РФ в отношении АНО <данные изъяты> подлежат отмене и прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные постановления.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление и.о.начальника отдела фитосанитарного надзора по Тульской области Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ясногорского районного суда Тульской области от 10 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.10.3 КоАП РФ в отношении АНО <данные изъяты> отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.10.3 КоАП РФ в отношении АНО <данные изъяты> прекратить по основаниям, предусмотренным п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, то есть в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья