судья Рожкова И.П. (21-1120)
дело № 7-2545/2021 (1290/2021)
59RS0004-01-2021-005032-80
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 08 ноября 2021 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 15.09.2021, постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми от 14.07.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л а:
Постановлением заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Перми от 14.07.2021 № 59022118700042200003 директор ООО «СТРОЙПЕРСПЕКТИВА» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 15.09.2021, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы ФИО1, данное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, ФИО1 просит об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, указывая на малозначительность вмененного заявителю правонарушения, а также на наличие оснований для применения ст.4.1.1 КоАП РФ, поскольку юридическое лицо является субъектом малого предпринимательства. Правонарушение совершено впервые, вред не причинен, угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отсутствуют, имущественный ущерб не причинен.
В рассмотрении жалобы в краевом суде ФИО1, защитник Паньков А.В., извещенные надлежащим образом, участие не принимали, какие-либо ходатайства с указанием причин неявки не заявляли.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции, действовавшей на дату совершения вмененного правонарушения, осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ, в пп. «а» п.7 ч.1 ст.1 которого нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с п.п. «а» и «б» п.6 данной статьи.
Подпункт «б» п.6 ч.1 ст.1 названного Федерального закона резидентами признает постоянно проживающих в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Видом на жительство признается документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Иные основания пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации законодательством в указанных целях не признаются.
Валютной операцией признается, в том числе приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (пп. «б» п.9 ч.1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ).
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (ч.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).
06.07.2021 должностным лицом ИФНС России по Ленинскому району г. Перми в отношении должностного лица ООО «СТРОЙПЕРСПЕКТИВА» - директора ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, в котором зафиксировано, что ООО «СТРОЙПЕРСПЕКТИВА» во исполнение обязательства по указанному выше трудовому договору осуществило выплату заработной платы сотруднику – нерезиденту путем выдачи наличных денежных средств, минуя банковские счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, 05.09.2019 в размере 6486 рублей 00 копеек.
Нарушение выявлено при осуществлении контроля валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования на основании поручения заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Перми от 06.07.2021 в соответствии с ч.1 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ в отношении ООО «СТРОЙПЕРСПЕКТИВА».
Иностранный гражданин Г. занимал должность подсобного рабочего в ООО «СТРОЙПЕРСПЕКТИВА» по трудовому договору от 15.07.2019 № 18.
Согласно списку иностранных граждан, поставленных на миграционный учет, предоставленному отделением по вопросам миграции ОП № 6 УМВД России по г. Перми, у Г. на указанный период вид на жительство отсутствовал.
Нарушение ч.2 ст.14 названного выше Федерального закона послужило основанием для привлечения руководителя ФИО1 с учетом положений ст.2.4 КоАП РФ и примечания к ней к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что выплата заработной платы работнику-нерезиденту является нарушением ч.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с выводами, изложенными в оспариваемом судебном акте, не имеется.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 06.07.2021, платежной ведомостью от 05.09.2019 № 00000000066, трудовым договором, другими доказательствами.
Факт выплаты заработной платы наличными денежными средствами через кассу предприятия 05.09.2019 иностранному гражданину Г. заявителем жалобы не оспаривается.
Под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной. Выплата заработной платы работнику – иностранному гражданину, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (пп. «а» п.7, п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ, абз. 14 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке (ч.2 ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств. При этом ч.2 названной статьи в редакции, действовавшей в юридически значимый период, предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках. В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
При таком положении заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
В соответствии с абз.5 ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемом случае работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона 10.12.2003 №173-ФЗ, то есть при выдаче обществом иностранному работнику заработной платы применению подлежала специальная норма названного Федерального закона.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Руководство текущей деятельностью ООО «СТРОЙПЕРСПЕКТИВА» осуществляет единоличный орган – директор ФИО1 (решение единственного учредителя (участника) ООО «СТРОЙПЕРСПЕКТИВА» от 26.02.2010, который без доверенности действует от имени Общества. Платежная ведомость подписана ФИО1
Относительно доводов о сложности открытия банковских счетов нерезидентами, не имеющими вид на жительство в Российской Федерации, о приеме на работу фактического беженца из района боевых действий в Украине с учетом направленности политики, декларируемой Президентом Российской Федерации, на всемерную поддержку, которую необходимо оказывать временным переселенцам из-за военных действий на востоке Украины, то они не свидетельствуют о невозможности выполнения валютного законодательства и о принятии исчерпывающих мер для этого. Доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения в ООО «СТРОЙПЕРСПЕКТИВА» запретов и ограничений, предусмотренных нормами валютного законодательства, принятия ФИО1 как руководителем юридического лица всех необходимых и своевременных мер, направленных на соблюдение требований валютного законодательства при осуществлении расчетов с работником – иностранным гражданином, а также на недопущение совершения правонарушения, не представлено.
Следует отметить, что трудовой договор от 09.10.2018 не содержит каких-либо условий относительно способа выплаты заработной платы (в месте выполнения работы или через кредитную организацию), что также свидетельствует о том, что работодателем не принимались меры к тому, чтобы прийти к соответствующему соглашению.
Административное наказание назначено ФИО1 как должностному лицу в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.15.25 КоАП РФ для должностных лиц, является справедливым и соразмерным содеянному.
Ссылка на то, что ООО «СТРОЙПЕРСПЕКТИВА» относится к малым предприятиям, не является безусловным обстоятельством для применения ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ. Совокупность условий применения ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ в данном случае отсутствует, равно как и не имеется обстоятельств для применения положений ст.2.9 КоАП РФ, по смыслу которой, согласно разъяснениям, приведенным в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.15.25 КоАП РФ, нарушает установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой. Неисполнение резидентами и нерезидентами установленных требований валютного законодательства Российской Федерации представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, подрывает основы государственности, посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением валютного законодательства.
Размер выплаченных денежных сумм с нарушением действующего законодательства решающим для решения вопроса о признании правонарушения малозначительным не является.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы, отмены, изменения постановления должностного лица, решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 15.09.2021, постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми от 14.07.2021 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись